Рис. 2.3 Совмещенный график IS/LM для базового периода
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
Таблица 2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период
Процентная ставка r
Потребительские расходы C, млрд. руб.
Инвестиционные расходы I, млрд. руб.
Государственные расходы G, млрд. руб.
Совокупные расходы E, млрд. руб.
Сбережения S, млрд. руб.
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб.
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб.
Национальный доход Y, млрд. руб.
1
10,22
1191
337
156
1684
512,3
2
10,89
1243
328
187,20
1759
3
11,69
1306
318
224,64
1849
4
12,65
1382
306
269,57
1957
5
13,80
1473
291
323,48
2087
Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:
,
где: YIS ,YLM - функции IS и LM, приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.
Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле
где r - равновесная процентная ставка;
Р - уровень цен в экономике;
YLM - национальный доход;
e - чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;
Ms - номинальное предложение денег в экономике;
f - чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
На основе данных табл. 4.6 построим график в координатах:
ось X - национальный доход Y;
ось Y - процентная ставка r.
Рис. 2.4 Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:
1) Построим табл. 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре табл. 2.6.
Табл. 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
9,37
1110
348
130
1588
9,04
1068
352
1551
8,65
1020
358
1507
8,21
964
363
1457
7,70
900
370
1400
Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.
2) Построим рис. 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM).
Рис. 2.5 Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Проведем анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.
Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.
При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
1) проведение стимулирующей монетарной политики.
Построим табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Табл. 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
8,98
1168
353
1651
614,8
8,16
1192
364
1686
737,7
7,17
1222
377
1729
885,3
5,99
1258
392
1780
1062,3
4,57
1301
411
1842
1274,8
Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
На основании данных табл. 2.8 построим рис.2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X - национальный доход Y; ось Y - процентная ставка r.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8