Маркетинг страхования при оценке сложившейся ситуации на рынке страховых услуг должен исходить из того, сколько страховых компании действует в данном регионе, какова сфера оказываемых ими услуг (виды страхования), какой основной социальный слой населения, каково его благосостояние и т. п Галагуза М.Ф. Страховые посредники - М.: «Юринформ»; 1998.- С.158 .
При оценке потенциального страхового поля (макси-мальное количество объектов - дач, автомобилей и т.п.), которое может быть охвачено страхованием, службой марке-тинга должны быть выявлены демографические, социаль-ные, экономические, психологические и др. особенности региона. Выясняются также доходы семей, число детей, школьников, количество ожидаемых свадеб и др. Учитыва-ется наличие предметов длительного пользования (телевизо-ров, холодильников и др.). Маркетинг - это деятельность не только по учету сложившегося спроса на страховые услуги, но и по формированию страхового спроса в определенной отрасли страхования (личного, имущественного, ответственности).
Составной частью маркетинга является также проведе-ние социологических и социально-демографических обсле-дований населения (изучение страховых интересов физичес-ких и юридических лиц посредством опроса населения и организаций). Обследование может быть сплошным или вы-борочным, с помощью анкетирования или устно, путем ин-дивидуального опроса и др.
Практический менеджмент страховщика опирается на следующие основные принципы:
§ глубокое изучение конъюнктуры рынка;
§ сегментацию страхового рынка (выделение секторов по видам страхования: жизни, здоровья, имущества, ответ-ственности);
§ гибкое реагирование на запросы страхователей (ана-лиз и учет социально-демографических, региональных и др. факторов);
§ инновацию (совершенствование, модификация, при-способление страховых продуктов (услуг) к требованиям ту-ристского рынка).
Особенности маркетинга в страховании обусловливают целесообразность и необходимость введения в структуру страховой компании службы маркетинга, которая объединяла бы действия страховой компании в области рек-ламы, изучения и освоения страхового рынка, формирова-ния тарифов и видов услуг, определения перспектив разви-тия страховой компании и т. п.
Целесообразно постоянно расширять перечень услуг страховщиков, организуя консультационные, рекламные и другие службы, которые помогали бы в освоении рыночного механизма.
«Независимая аналитическая группа» по заказу страховой корпорации «Коместра-Томь» провела социологическое исследование структуры отношения населения к страховым услугам на рынке г. Томска www.aup.ru. В результате были выявлены общие тенденции отношения населения к страхованию и определение моменты, способствующие формированию мотивации населения к страхованию. Объектом исследования стали жители города Томска в количестве 768 человек.
В процессе анализа было выявлено, что мужчины чаще, чем женщины страхуют транспорт, люди молодого возраста больше внимания уделяют страхованию жизни, транспорта и ДМС, респонденты старшего возраста - страхованию недвижимости. Основным мотивом страхования является компенсация возможного ущерба (59 %), затем в порядке убывания - забота о будущем (22 %), привычка (12 %), остальные причины, равно как и выгодное вложение денег, не играют существенной роли. В распределении мотивов по полу у женщин проявляют большую консервативность и стремление к сохранению привычных стереотипов («Привычка» - 13 %). Эта же тенденция просматривается и в возрастной группе старше 50 лет («Привычка» - 20 %). В группе от 30 до 40 лет и от 20 до 30 лет мотив заботы о будущем превалирует над таковым в старших возрастных группах.
Уровень осознания страхования как услуги, компенсирующей возможный ущерб, достаточно высок среди всех социальных групп, причём самый высокий уровень у студентов (30 %), затем домохозяйки (27 %) и служащие (26 %). Низкий процент (12%) мотива «забота о будущем» у пенсионеров, коррелирующий с низким процентом (15%) в старшей возрастной группе свидетельствует о существенном резерве при условии создания специальных страховых программ. Мотив привычки самый высокий в группе рабочих (24%), далее домохозяйки (18%), пенсионеры (16%), предприниматели (12%).
Материалы исследований, проведенных Южно-Сибирским центром маркетинга и менеджмента, содержат данные о связи психологических моментов поведения людей и страхования. Так, например, 19 % респонденов, не желающих страховать жизнь (свою или родственников) мотивируют это соображениями из области суеверий («приобрел страховку - обязательно случится несчастье» и т.п.). И другое наблюдение (также по данным ЮСЦММ): автомобилисты, машины которых застрахованы, попадают в ДТП на 13 % чаще, чем автомобилисты без страховок. Т.е. наличие страховки подсознательно снижает степень осторожности за рулем.
Следует подчеркнуть особую социальную роль обязательного государственного страхования. Если проанализировать перечень категорий работающих, подлежащих ОГС, то станет очевидным, что эти люди в силу специфики своей профессиональной деятельности подвергаются опасности (военнослужащие, сотрудники милиции, МЧС и др.) и имеют часто не осознанную потребность в страховании, либо избегают страхования по упомянутым выше причинам. И если страхование проводилось бы только в добровольной форме, то многие не стали бы этим заниматься и могли оказаться в сложном положении, получив травму или инвалидность, а в случае гибели - осложнив положение семьи.
Главное сообщение в рекламе обычно базируется на специфической выгоде, с которой рекламодатель идентифицирует главное достоинство, которым его продукт отличается от продукта конкурента. Рекламодатель будет стремиться найти «уникальное продаваемое предложение» (УПП) (Unique Selling Proposition - USP). Оно может базироваться на физических или неосязаемых характеристиках продукта. С другой стороны, УПП может базироваться на психологическом аспекте - страхе (УПП страхового продукта) Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг // www.aup.ru
Продажа страховых полисов через посредников осуществляется на комиссионных началах.
Аквизиция - профессиональная работа страхового агента и страхового брокера (аквизиторы) по привлечению новых договоров страхования физических и юридических лиц в страховой портфель.
Посредники. Посредниками на страховом рынке являются страховые брокеры, агенты, консультанты и многие другие люди, работающие на разных должностях. В некоторых отношениях все они немного отличаются тем, что они делают, как они это делают, а также степенью ответственности за свои действия.
Агент. Действующий в соответствии с законом агент - это физическое или юридическое лицо, которое действует на благо другого лица, но в страховании этот термин обычно ограничивается лицом или фирмой, основное занятие которых находится в другой сфере. Например, агентов по продаже недвижимости, агентов фирмы, бухгалтеров, владельцев гаражей и строительные общества можно назвать агентами, так как их клиенты могут требовать страхового обеспечения, а эти посредники могут организовать.
Брокер (страховой консультант) - это физическое лицо или фирма, которые занимаются страхованием исключительно через страховщиков.
Обычно они работают в качестве представителей страхователей.
Страхователь может получить у брокера независимый совет по широкому кругу вопросов, касающихся страхования, часто без прямых затрат для себя. Например, брокер убедит в необходимости страхования, посоветует лучший вид его и ограничения по нему, лучший рынок, порядок выдвижения требований возмещения ущерба, обязанности, возлагаемые на страхователя по условиям полиса и он (брокер) будет держать страхователя в курсе последних изменений на рынке, окажет помощь в оформлении документов как при заключении договора страхования, так и после наступления страхового события.
Брокер стремится предоставить как можно больше услуг и свести к минимуму риски, которым может быть подвержен страховой бизнес. Это называется управлением риска. С точки зрения страховщиков переговоры с брокерами ведутся легче и скорее, поскольку детального обсуждения требуют только сложные вопросы или особые требования, это экономит время и деньги на решение рутинных проблем. Не случайно в развитых странах около 70 % всех договоров страхования оформляется через страховых брокеров (консультантов).
Психологический портрет страхового агента. Во-первых, он торговец. Его задача - найти потенциального клиента и убедить его купить страховку именно сейчас, у данной страховой компании и именно на предлагаемых условиях. Во-вторых, он просветитель. Никакие статьи в прессе не заменят живого общения с человеком в формировании страховой культуры. В-третьих, он экономист. Он должен на месте с считанные минуты просчитать степень риска и выгодность сделки для компании и для клиента, оценить его платежеспособность. В-четвертых, он своего рода криминалист. Он обязан почувствовать хитрого клиента, собирающегося надуть страховую компанию. В-пятых, он менеджер. Его работа настолько разнообразна по содержанию, разбросана во времени и пространстве, что без четкой организации собственной деятельности, без искусства «руководить собой» с ней очень трудно справиться. В-шестых, он - практический психолог. Его ремесло - находить контакт с людьми, говорить с каждым человеком на его языке, уметь убеждать. Иначе не преодолеть всех психологических барьеров.
Чтобы успешно справляться со своей работой, страховому агенту необходимы такие качества как энергичность, высокая подвижность. Страховому агенту нередко свойствен некоторый авантюризм, поскольку его заработок зависит от его энергии, умения и удачливости.
В целом, по своим потенциальным возможностям страховой рынок России является одним из крупнейших финансовых рынков.
Страховой рынок в РФ в настоящее время можно охарактеризовать как динамичную, быстро меняющуюся систему. Оказываемые страховые услуги имеют двойственную природу, т.е. они являются одновременно и потребительскими, и финансовыми услугами. Цель маркетинга страхования как потребительской услуги заключается в удовлетворении потребностей клиента, цель же маркетинга страхования как финансовой услуги -- оптимизация движения финансовых ресурсов страховщиков и страхователей.
Отсутствие в обществе позитивного восприятия необходимости страхования, низкая платежеспособность основной массы потенциальных потребителей выдвигают перед страховыми компаниями, работающими на российском рынке, задачу постоянного повышения эффективности своей работы, совершенствования всех сторон деятельности компании. Важнейшими направлениями повышения эффективности работы страховых компаний являются: разработка юридически «чистых» страховых продуктов, в максимальной степени учитывающих потребности клиента; совершенствование системы продаж страховых продуктов; создание положительного имиджа компании; учет психологических аспектов в страховом маркетинге.
Литература
1. Александров А.А. Страхование. М.: «Экономика», 1998
2. Ананьев Б. О проблемах современного человекознания. - СПб.: «Питер», 2001. - 272 с.
3. Ананьев Б. Человек как предмет познания. - СПб.: «Питер», 2001.- 288 с.
4. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: «ТЕИС», 1998
5. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: «Финансы и статистика», 1996
6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. - СПб.: «Питер», 2002. - 256 с.
7. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001
8. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. - М.: «Инфра-М», 2001. - 224 с.
9. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: «Питер», 2001. - 256 с.
10. Галагуза Н.Ф. Реклама в страховании: ключ к успеху. - М.: «Финансы и статистика», 1995
11. Галагуза Н.Ф., Ларичев В.Д. Преступления в страховании: предотвращение, выявление, расследование (отечественный и зарубежный опыт). - М.: «Анкил», 2000. - 256 с.
12. Гвозденко А.А. Основы страхования. - М.: «Финансы и статистика», 2000. - 304 с.
13. Глущенко В.В. Управление рисками. Страхование. - М.: ТОО НПЦ «Крылья», 1999. - 336 с.
14. Гомелля В.Б. Основы страхового дела. Учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 1997
15. Грабовой П.Г. и др. Риски в современном бизнесе. - М.: «Аланс», 1994
16. Демченко В. Долгосрочное страхование жизни // «Эксперт», № 17, 1999
17. Ефимов С.Л. Деловая практика страхового агента и брокера. - М.: «ЮНИТИ», 1996. - 416 с.
18. Ефимов С.Л. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. - М.: «РЮИД», 1995
19. Журавлев Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. - М.: «Анкил», 1994
20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: «Питер», 2001. - 448 с.
21. Зубец А.Н. Страховой маркетинг в России: практическое пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 344 с.
22. Зубец А.Н. Страховой маркетинг. - М.: «Анкил», 1998
23. Зубец А.Н., Ковалев А.Н. Экономический кризис и страховой рынок // Финансы. - 1998. - № 2.
24. Ильин Е. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2001. - 512 с.
25. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: «Питер», 200. - 560 с.
26. Куликов Л. Психология сознания. - СПб.: «Питер», 2001. - 480 с.
27. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: «Инфра-М», 1998
28. Ларичев В.Д. Мошенничество в сфере страхования. Предупреждение, выявление, расследование. - М.: «ФБК-пресс», 1998
29. Лисицин Ю.П., Стародубов В.И., Гришин В.В. и др. Медицинское страхование. М.: 1994
30. Маклаков А. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2001. - 592 с.
31. Манэс А. Основы страхового дела. М.: «Анкил», 1992
32. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. проф. В.А.Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 516 с.
33. Митрохин В.К. Внимание! Страховое мошенничество. - М.: ТОО «Люкс-арт», 1995. - 92 с.
34. Никитина Т.В. Страхование коммерческих и финансовых рисков. - СПб: «Питер», 2002. - 240 с.
35. Николенко Н.П. Развитие страхования в России // Финансы. - 1999.- № 3.
36. Основы страхового дела / Гомелля В.Б.: Учебное пособие. М.: «Соминтэк», 1998
37. Психология / Под общ. ред В.Дружинина. - СПб.: «Питер», 2001. - 656 с.
38. Пылов К.И. Страховое дело в России - М.: «ЭДМА». - 1993. - 145 с.
39. Решетин Е. Панорама страхования // «Эксперт», № 12, 1999
40. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования, М., 1994
41. Рубина Ю.Б., Солдаткин В.И. Страховой портфель. - М.: «СОМИНТЕК», 1994
42. Рубинштейн С. Основы общей психологии. -СПб.: «Питер», 2001.- 720 с.
43. Рябикин В.И. Актуарные расчеты. - М.: «Финстатинформ», 1996
44. Саркисов С.Э. Личное страхование - М., Фининсы и статистика, 1996. - 96 с.
45. Силласте Г. Рынок страховых услуг и его потребитель // Финансы. - 1997. - № 10.
46. Страхование автотранспортных рисков. - М.: «Финансы и статистика», 1995
47. Страховое дело / Под ред. проф. Л.И.Рейтмана. - М.: 1992
48. Унадзе Д. Психология установки. - СПб.: «Питер», 2001. - 256 с.
49. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: «Питер», 2001. - 368 с.
50. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. - М.: «Юристъ», 2001. - 224 с.
51. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: «Питер», 2001. - 272 с.
52. Черненко Страховое дело в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с.
53. Шахов В.В. Введение в страхование. - М.: «Финансы и статистика», 2000. - 256 с.
54. Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности. Справочник. - М.: «Финансы и статистика», 1999. - 352 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4