Рефераты. Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

p align="left">Кроме того, предусмотрена возможность проведения операции по одновременной передаче обязательств по гарантируемым депозитам и имущества принудительно ликвидируемого банка другим банкам.

Внесение этих изменений в законодательные акты также было направлено на защиту интересов организации системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в случае возможной ликвидации их участника. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено участие работников организаций системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в составе временной администрации и ликвидационной комиссии.

В связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации АО «Наурыз Банк Казахстан» акционерным обществом «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц» были начаты выплаты гарантийного возмещения по депозитам физических лиц - вкладчиков банка.

Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.

Удельный вес обязательств банков перед нерезидентами в совокупных обязательствах на начало текущего года составил 51,6% или 4 129,6 млрд. тенге, увеличившись за истекший год на 101,8% [19].

Данное свидетельствует о том, что в настоящее время имеет место необходимость принятия дополнительных мер по управлению рисками, связанными с ростом обязательств банковского сектора перед нерезидентами.

В Казахстане в последние годы наблюдается стремительный рост кредитного портфеля банков. Только за истекший год ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) увеличился на 2 929,8 млрд. тенге (95,7%) до 5 991,8 млрд. тенге. Это фактор риска, который не может не вызывать опасений, поскольку может серьезно угрожать качеству активов банков, так как в случае замедления роста экономики может произойти снижение доходов населения, в дальнейшем способствующее снижению способности заемщиков погашать взятые у банков кредиты.

При быстром росте ссудного портфеля отечественные банки выдают кредиты компаниям, не имеющим истории обслуживания в данном банке. Кроме этого, банки начинают заниматься новыми для себя видами бизнеса, в частности, потребительское кредитование, ипотека, овердрафты по кредитным карточкам, кредитование субъектов малого предпринимательства и т.д. Тем не менее, в настоящее время качество активов в банковской системе Казахстана серьезного беспокойства не вызывает. В структуре кредитного портфеля банков на начало текущего года доля стандартных кредитов составила 52,7%, сомнительных - 45,7, безнадежных - 1,6%.

Агентством в 2006 году были проведены инспекторские проверки следующих банков второго уровня:

- комплексная проверка:

АО Банк «ТуранАлем»

АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»

АО «Альянс Банк»

АО «СБ «ЛАРИБА-БАНК»

АО «Заман-Банк»

АО «МБ «Алма-Ата»

АО «Казинвестбанк»

АО «НЕФТЕБАНК» выборочная проверка:

АО «Банк «Каспийский»

АО «Валют - Транзит Банк»

По результатам дистанционного надзора и проведенных инспекторских проверок по фактам нарушений требований законодательства применены соответствующие ограниченные меры воздействия и санкции:

- в отношении банков

Ограниченные меры воздействия применены к 20 банкам по 91 факту нарушений банковского законодательства, в том числе затребованы письма-обязательства в 13 случаях, вынесены письменные предписания в 44 случаях, предупреждения в 9 случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции в виде наложения штрафов были применены в 23 случаях, а также у АО «Валют-Транзит Банк» отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте.

Кроме того, 24 декабря 2005 года, в связи с систематическим представлением АО «Индустриальный Банк Казахстана» уполномоченному органу заведомо недостоверной отчетности и сведений, что отразилось на систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушении банком пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, и нарушении нормативных правовых актов, Правлением Агентства на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» было принято постановление №438 «О приостановлении действия лицензии на проведение отдельных видов банковских и иных операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте АО «Индустриальный Банк Казахстана», сроком на шесть месяцев.

Принимая во внимание, что АО «Индустриальный Банк Казахстана» были приняты меры по устранению причин, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, по истечении шестимесячного срока, 26.06.2006 г. действие лицензии на проведение отдельных видов банковских и иных операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте АО «Индустриальный Банк Казахстана» было возобновлено.

- в отношении акционеров банков

Ограниченные меры воздействия применены к акционерам 12 банков по 27 фактам нарушений банковского законодательства, в том числе вынесены письменные предписания в 14 случаях, 1 предупреждение, а также применены санкции в виде наложения штрафов в 12 случаях.

На основании норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях 5 банков были привлечены к административной правовой ответственности путем взыскания административного штрафа.

Постановлением Правления Агентства за № 315 от 26 декабря 2006 года «Об отзыве лицензии на проведение банковских и иных операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте, выданной АО «Валют-Транзит Банк», за систематическое нарушение законодательства Республики Казахстан, нормативно правовых актов и невыполнение письменных предписаний Агентства, была отозвана выданная АО «Валют-Транзит Банк» лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте.

На дату отзыва лицензии у АО «Валют-Транзит Банк» совокупные активы составляли 19 293,2 млн. тенге, совокупные обязательства - 52 041,5 млн. тенге, в том числе обязательства перед клиентами составили 39 783,5 млн. тенге (76,4% от совокупных обязательств).

Общая просроченная задолженность АО «Валют-Транзит Банк» по обязательствам перед клиентами на момент назначения временной администрации составила 6 070,7 млн. тенге (11,6% от совокупных обязательств или 15,2% от совокупных обязательств банка перед клиентами).

Между тем, на начало 2007 года задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет составляла 101,1 млн. тенге, по административно-хозяйственной деятельности - 177,5 млн. тенге, по административным штрафам - 25,0 млн. тенге [19].

Обязательства банка перед государственными предприятиями составляют 5 642,9 млн. тенге, в том числе просроченная задолженность перед государственными предприятиями - 2 463,1 млн. тенге (6,2% от обязательств перед клиентами).

Обязательства АО «Валют-Транзит Банк» перед пенсионными фондами по состоянию на начало года составляют 5 801,7 млн. тенге (11,2% от совокупных обязательств банка), включая 3 248,7 млн. тенге - по размещенным в банке депозитам, 2 553,0 млн. тенге - по выпущенным в обращение облигациям.

Кроме того, 2 833,1 млн. тенге размещены пенсионными фондами в акции банка.

Депозиты юридических и физических лиц составили 37 755,2 млн. тенге, в том числе депозиты юридических лиц 16 348,9 млн. тенге, физических лиц - 21 406,3 млн. тенге, при этом сумма вкладов, подлежащих гарантированию, на начало текущего года составляла 18 818,4 млн. тенге.

После отзыва лицензий (лицензии) банка на проведение банковских операций Агентство Приказом Агентства от 26 декабря 2006 года № 470 назначен состав временной администрации АО «Валют-Транзит Банк», к которой перешли полномочия всех его органов управления. Полномочия ранее действовавших органов управления АО «Валют-Транзит Банк» приостанавливаются.

Также после отзыва лицензий на проведение банковских операций Агентство направило в Карагандинский областной специализированный межрайонный экономический суд исковое заявление о прекращении деятельности (ликвидации) АО «Валют-Транзит Банк» в связи с отзывом его лицензии на проведение банковских и иных операций.

Определением специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 22 января 2007 года возбуждено дело о прекращении деятельности Банка.

1 марта 2007 года вступило в законную силу решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 13 февраля 2007 года о принудительной ликвидации АО «Валют-Транзит Банк» и возбуждении ликвидационного производства.

В соответствии с приказом Председателя Агентства № 108 с 5 марта 2007 года назначена ликвидационная комиссия, к которой перешли полномочия по управлению имуществом и делами ликвидируемого банка.

Механизм выплат депозиторам принудительно ликвидируемого банка с 1 января 2007 года определяется Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» (далее - Закон о гарантировании), в соответствии с которым максимальный размер совокупного гарантийного возмещения по гарантируемым депозитам в одном банке-участнике Фонда составляет семьсот тысяч тенге.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан Агентство осуществляет контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций, в том числе банков.

По состоянию на 1 января 2007 в процессе принудительной ликвидации находятся 12 банков (АО «Наурыз Банк Казахстан», АО «Комирбанк», ОАО «Ишимбанк», ОАО ««Казэнергопромбанк»», ЗАО «Шапагатбанк», ОАО «Банк Альраун», ОАО «Казпочтабанк», ОАО «Бизнесбанк», ЗАО «Банк Новый век», ОАО «Чингыс банк», АБ «Цветметбанк», ОАО «Газпромбанк»).

У 1 банка (АО «Валют-Транзит Банк») за нарушения в деятельности Банка, выразившиеся в:

- осуществлении банковских операций с систематическими (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушениями норм действующего законодательства;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) ненадлежащем исполнении договорных обязательств по платежным и переводным операциям;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушении пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов;

- нарушении запрета, установленного статьей 40 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями;

- представлении уполномоченному органу заведомо недостоверных отчетности и сведений;

- систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушении нормативных правовых актов, либо систематическом (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) невыполнении письменных предписаний уполномоченного органа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.