Рефераты. Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

p align="left">- отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством, в национальной и иностранной валюте.

За 2006 год во исполнение контрольных полномочий произведено 8 проверок деятельности ликвидационных комиссий, осуществлено 30 выходов в ликвидационные комиссии для оказания практической помощи по вопросам проведения первоочередных мероприятий, формирования промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов, составления регуляторной отчетности и правильности отражения показателей финансового состояния ликвидируемого банка.

В результате активизации мероприятий по завершению процедуры ликвидации в ликвидируемых объектах контроля проведена значительная работа.

Так, в результате проведенной работы в АО «Комирбанк» денежные поступления от реализации имущества банка и взыскания дебиторской задолженности - 10 716 000 тенге, в том числе от реализации имущества - 948 тыс. тенге. Процент удовлетворения требований кредиторов 3 очереди составил 13,24%.

За 2006 год по результатам работы ликвидационной комиссии АО «Наурыз Банк Казахстан» денежные поступления от реализации собственного имущества Банка и взыскания дебиторской задолженности составили в общей сумме 237,38 млн. тенге. Произведены расчеты с кредиторами 2 очереди, расчеты с кредиторами 3 очереди (требования физических лиц по депозитам и переводам денег, будущие требования организации по обязательному коллективному гарантированию (страхованию) вкладов (депозитов), по выполнению обязательств по выплате возмещения, а также требования по депозитам, осуществленным за счет пенсионных активов накопительных пенсионных фондов) осуществлены на 16,5%. Следует отметить, что формирование ликвидационной массы для удовлетворения требований кредиторов затруднено ввиду наложенного на имущество банка ареста органами финансовой полиции в рамках уголовных дел, возбужденных в отношении бывших его руководящих работников. В течение года Агентством и ликвидационной комиссией принимались меры по снятию ареста с имущества банка путем обжалования действий органов финансовой полиции в органы прокуратуры и суды.

На 1 января 2007 года удовлетворены требования кредиторов 3 очереди АО «Бизнесбанк» на 82,01%.

В 2006 году завершена процедура ликвидации 1 банка (АО «Нефтехимбанк»).

Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (небанковские организации)

В целях дальнейшей либерализации Законом от 23 декабря 2005 года №107-III отменено лицензирование деятельности кредитных товариществ и ломбардов. Предполагается, что снятие подобных ограничений будет способствовать усилению конкуренции на рынке кредитных ресурсов для населения.

На конец 2006 года 26 организаций осуществляют отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного органа, в том числе 9 организаций, единственным акционером (участником) которых является государство, 10 ипотечных организаций и 7 иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. 20 организаций имеет лицензию на проведение банковских заемных операций: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.

За истекший период 14 организациям выданы лицензии на проведение отдельных видов банковских операций.

В целях ограничения трансграничного кредитования и стимулирования вложений в отечественную экономику, повышения финансовой устойчивости отечественных банков и обеспечения финансовой стабильности банковского сектора в целом Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления:

- № 8 от 25 января 2008 года «О внесении дополнения и изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года № 262 «Об утверждении Инструкции по размещению части средств банков во внутренние активы ». Данным постановлением расширяется база привлеченных и собственных средств банка, подлежащая обязательному размещению в активы внутри Казахстана. В частности, база привлеченных обязательств банка дополнена бессрочными финансовыми инструментами и долговыми ценными бумагами, выпущенными банком.

Банки обязаны размещать собственные и привлеченные средства во внутренние активы в течение отчетного месяца так, чтобы отношение среднемесячной величины внутренних активов к сумме среднемесячной величины уставного капитала, среднемесячной величины субординированного долга, среднемесячной величины бессрочных финансовых инструментов, среднемесячной величины выпущенных банками долговых ценных бумаг и среднемесячной величины внутренних обязательств было не менее 1. Указанное постановление вводится в действие с 1 июля 2008 года.

- № 20 от 26 февраля 2008 года «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня » В целях стимулирования повышения собственного капитала банков при привлечении внешних заимствований, избежания возобновления нового «витка » внешних привлечений и сокращения зависимости от внешнего фондирования с 1 июля 2009 года ужесточаются меры, направленные на дополнительную капитализацию банков при увеличении внешних обязательств. Банки будут обязаны придерживаться четких параметров в отношении коэффициентов капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами независимо от абсолютных размеров собственного капитала (как это имеет место в текущем периоде).

Так, максимальное значение коэффициента:

- к8, рассчитываемого как отношение обязательств перед нерезидентами (без учета долговых ценных бумаг, выпущенных банком или дочерней организацией специального назначения банка (SPV) к размеру собственного капитала банка устанавливается на уровне 2;

- к9, рассчитываемого как отношение суммы обязательств перед нерезидентами и обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам к размеру собственного капитала устанавливается на уровне 4.

Кроме того, в целях сбалансированности рисков в отношении к капиталу снижается предельное значение совокупной суммы рисков банка на одного заемщика, размер каждого из которых превышает 10 процентов от собственного капитала, с 8 до 5.

В целях снижения рисков ликвидности с 1 июля 2008 года вводятся новые коэффициенты ликвидности банков второго уровня (без учета обязательств до востребования), направленные на регулирование срочной и срочной валютной ликвидности до 7, 30 и 90 дней. В частности, предусматривается, что, исходя из соотношения среднемесячных размеров активов к среднемесячным размерам обязательств по вышеуказанным срокам включительно, допустимый уровень срочной ликвидности и срочной валютной ликвидности до семи дней должен быть не ниже 1, до 30 дней - не ниже 0,9, до 90 дней - не ниже 0,8.

По состоянию на 1 апреля 2008 года в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 9 банков. Завершен процесс ликвидации ОАО «Ишимбанк » в соответствии с определением суда от 22.01.2008 г. и приказом №333 от 19.03.2008 г. об исключении из реестра юридических лиц.

Продолжается ликвидационный процесс АО «Валют -Транзит Банк ». Ликвидационной комиссией полностью завершены расчеты с кредиторами банка первой и второй очереди. В настоящее время ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредитором третьей очереди - АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов ». Сумма выплаченной ликвидационной комиссией задолженности от суммы требований данного кредитора в реестре требований кредиторов по итогам первого квартала 2008 года составляет 10,58%.

В 1 квартале 2008 года Агентством были применены ограниченные меры воздействия и санкции в отношении 5 банков - 3 письменных предупреждения и 5 письменных предписаний, а также 8 административных взысканий в общем размере 310 МРП.

В целях снижения рисков, связанных с кредитованием oпeраций с недвижимостью, Правлением Агентства было принято постановление № 120 от 27 мая 2006 года, предусматривающее (взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы предоставленного ипотечного жилищного займа к стоимости залога. Так, повышены требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью. В Приложении Б приведены данные по ограниченным мерам воздействия примененные Агентством к банкам второго уровня за апрель 2008 года (по состоянию на 01.05.2008г.).

Также Агентством принят ряд дополнительных мер, направленных на минимизацию рисков, связанных с внешними заимствованиями банковского сектора, путем дополнительной капитализации банков. Введение двух новых коэффициентов с 1 апреля 2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентами до начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента к8 с 3,65 по состоянию на 01.04.2007 года до 3,23 - на 01.01.2008 года. Также снизились в объеме обязательства перед нерезидентами со сроком погашения до 1 года.

В октябре 2007 года Агентством были приняты поправки Инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня, nor» прочего, предусматривающие взвешивание активов, размещённых в странах с льготным налогообложением, по степени г. до 200% с введением в действие с 1 апреля 2008 года.

За последние три года рядом зарубежных банков было приобретено несколько отечественных банков второго уровня. На данный момент присутствие иностранных банков в стране незначительно, однако то, что интерес зарубежных инвесторов к банковскому сектору страны постепенно растет, свидетельствует о доверии иностранных инвесторов к отечественной финансовой системе и указывает на ее значительный потенциал для развития.

В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает «охлаждающий» эффект на «перегрев» данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.

В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и осуществляется за счет средств самого банка.

Таким образом, регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

3. Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан

Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов. Совершенствование банковского надзора в Казахстане должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать. Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Однако эффективность надзора обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.