Рефераты. Социальное страхование и его организация в современных условиях

p align="left">Развитие законодательства России о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности имеет свою историю. С целью оказания помощи лицам, утратившим трудоспособность и как следствие источник доходов в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31.10.1918, утвердившим Положение о социальном обеспечении трудящихся, были определены основания, круг лиц, размер и срок выплаты пособия в случае временной нетрудоспособности. В первые годы советской власти, принятое положение о социальном страховании не могло не иметь черт, Присущих Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, а, следовательно, лица, эксплуатирующие труд иных людей, не могли иметь права на пособие по временной нетрудоспособности. Статья 2 Положения закрепляла, что обеспечению по социальному страхованию подлежат «все без исключения лица, источниками существования которых, является только собственный труд, без эксплуатации чужого, не зависимо от характера и длительности работы, а так же от того, работают ли они в государственных, национализированных, частных, акционерных, общественных предприятиях, учреждениях или хозяйствах, у отдельных лиц или самостоятельно». Правом на получение пособий были наделены и иностранные граждане, имеющие доход исключительно от собственной трудовой деятельности по найму. Пособие назначалось «в случае временной утраты трудоспособности, сопровождающейся утратой заработка, независимо от причин ее вызвавших как-то: болезнь, увечье, карантин и т. п.». Пособие выдавались за все пропущенные в связи с нетрудоспособностью рабочие дни. Срок выплаты пособия не ограничивался какими-либо сроками: до восстановления трудоспособностью или до назначении пенсии по инвалидности.

Условия выплаты пособия были достаточно жесткими. Если в результате заболевания работник не утрачивал заработок или хотя бы его часть, то пособие по временной нетрудоспособности не выплачивалось. Размер пособия в среднем был равен заработной плате лица, получающего пособие. Если же работник проходил стационарное лечение, то размер пособия ему мог быть существенно снижен.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1927 году правила выдачи пособий были ужесточены. Возможность получения пособия стала зависеть от добросовестности трудящегося.

15 января 1927 года Совет народных комиссаров своим Постановлением «О мероприятиях по борьбе с прогулами» предоставили право страховым кассам не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности «в случаях установления нетрудоспособности вследствие острого опьянения, если нетрудоспособность продолжалась не более трех дней либо использование не по назначению отпуска, представленного для лечения».

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. В 1931 году была введена дифференциация размера пособия в зависимости от стажа работы. Право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка имели непрерывный стаж работы более 2-х лет, при наличии общего стажа не менее 3-х лет. При этом это правило касалось рабочих и служащих, непосредственно занятых в производстве, и не распространялось в административно - управленческий персонал (конторы). Работники контор при таком же стаже получали право на пособие за первые 5 дней нетрудоспособности пособия в размере ? заработка, а с шестого дня нетрудоспособности - в полном размере. Особые условия создавались для ударников коммунистического труда, которым пособие в размере 100% среднего заработка назначалось при наличии годичного труда непрерывного стажа работы; по истечении года работы на предприятии получали право на пособие в размере 100% средней заработной платы и подростки, не достигшие 18-летнего возраста. Тем работникам, которые имели два года непрерывного трудового стажа, но не имели 3-х лет стажа работы по найму пособие в размере ? заработка выплачивалось в течение 20 дней и с 21-го дня - в размере 100% заработка, в таком же порядке выплачивалось пособие и несовершеннолетним, не имевшим необходимого годичного стажа работы. Работники, имевшие непрерывный стаж работы от 1 до 2-х лет, получали в первые 20 дней нетрудоспособности 2/3 заработка работника. В 1938 году были повышены требования к стажу при назначении пособия по временной нетрудоспособности. В соответствием с постановлением Совета народных Комисаров СССР, Центрального Комитета ВКП (б) от 23.12.1938 года «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» было установлено, что рабочим и служащим, состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособия по беременности и родам) выплачивались в следующих размерах - в зависимости от стажа непрерывной работы в данном предприятии или учреждении:

- при непрерывном стаже в одном учреждении или предприятии свыше 6 лет пособие составляло 100% заработка;

- от 3 до 6 лет пособие составляло 80%;

-от 2 до 3 пособие составляло 60%;

- от 2 лет пособие составляло 50%.

Подросткам, не достигшим 18 лет, пособие выплачивалось при непрерывном стаже свыше 2 лет - 80% заработка, а до 2-х лет -60%. При этом время обучения в школе фабрично - заводского ученичества засчитывался в общий стаж.

Начиная с 1931 год, за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактика заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

Рассмотрим роль социального страхования в системе социальной защиты населения на современном этапе. Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Сформировать эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания различных её видов и многосубъектных организационно-правовых форм (Приложение 1табл.1), активного и ответственного участия в её функционировании работников, работодателей и граждан (организованных в самоуправляемые структуры гражданского общества), а также государственных органов власти.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить пять базовых институтов социальной защиты.

1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить своё материальное существование. Объём представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.

Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты - социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности. Выплаты в рамках этот системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход.

В системе социальной помощи размеры пенсий, пособий устанавливаются с учётом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объём достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.

Финансовыми источниками данного института социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счёт общей налоговой системы или/и за счёт особого целевого социального налога.

2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учётом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства.

Предоставление государственного социального обеспечения не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме. Финансовые источники данного института социальной защиты - прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счёт общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.

3. Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Финансовые источники - страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счёт взносов работодателей.

Пенсии и пособия в рамках систем социального страхования предоставляются по праву застрахованного, обусловленному самим фактором и степенью участия каждого застрахованного и его работодателя в финансировании данных систем. Определяющие характеристики социально-правовых отношений: принцип замещения утраченной заработной платы (дохода для самозанятого населения), а значит размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработками и взносами, что в свою очередь обуславливает наличие определённого страхового периода, без всякой проверки нуждаемости.

4. Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наёмных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний, на основе долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений.

Характер добровольных дополнительных систем социального страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительные виды защиты, например, пенсионное обеспечение; сохранение приобретённых прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием актуарного баланса страховой организации. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями.

В целях гарантии реализации приобретённых пенсионных прав имеется резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатёжеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании).

5. Добровольное личное (частное) страхование граждан, организовано на контрактной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определёнными видами времени, определёнными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно организовано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентности страховых взносов и выплат, а также увязки страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определённого периода времени). Определяющие характеристики - наличие страхового договора, самоответственность граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.