Рефераты. Социальное страхование и его организация в современных условиях

p align="left">Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно. Например, если пособие назначено в сентябре и суммы ЕСН, начисленного за сентябрь недостаточно, то заявка на недостающую сумму должна быть оформлена в этом же месяце. Так же ФСС обеспечивает оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Безусловно, обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фонда так же относится к его обязанностям. Так же Фонд социального страхования занимается проведением научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда, осуществлением иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию.[5, с.2]

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

Контроль финансово - хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

В целях обеспечения финансовой устойчивости Фонда и его отделений создается резерв Фонда. Средства резерва Фонда используются в соответствии с направлениями расходов, установленными Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994года. Резерв Фонда формируется за счет обязательных ежемесячных перечислений отделениями (филиалами отделений) Фонда сверхнормативных остатков оборотных денежных средств, а так же за счет доходов, полученных от размещения временно свободных средств Фонда. Резерв Фонда входит в состав источника внутреннего финансирования дефицита бюджета. Средства резерва Фонда направляются на пополнение недостатка норматива оборотных денежных средств отделений Фонда, а так же на финансирование общероссийских мероприятий по обязательному социальному страхованию.

Фонд социального страхования подлежит обязательной аудиторской проверке, так как источником образования средств являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами. Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов и контролем над целевым использованием средств, а также для успешного решения социальной политики.

1.3 Управление системой обязательного социального страхования

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации в соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». [4]

Председатель Фонда и его заместитель назначаются Правительством Российской Федерации. Он имеет пять заместителей, в том числе одного главного. Председатель Фонда руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Так же он распределяет обязанности между заместителями и руководителями структурных подразделений центрального аппарата.

Председатель Фонда вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а так же после рассмотрения правления утверждает бюджет региональных и отраслевых органов Фонда.

Председатель Фонда так же утверждает сводный финансовый отчет об исполнении средств Фонда государственного социального страхования, рассматривает сводный финансовый отчет подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению качества работы, информирует правление Фонда о состоянии расчета с органами Фонда. Разрабатывает совместно с Министерством труда и социальным развитием Российской Федерации, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечение государственных гарантий по социальному страхованию.

Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдаче документов удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан, а так же устанавливает порядок за соблюдением контроля правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. В лечебно - профилактических учреждениях. Так же открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный свод платежей, подлежащих обязательному отчислению и сверхнормативных остатков.

Председатель Фонда рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда. Принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок расходованию средств Фонда его органами и подведомственными с курортными учреждениями.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, филиалы отделений. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционируют Единая информационная система, которая работает в едином Информационном пространстве. Это означает, что 12 тысяч персональных компьютеров работают взаимосвязано в разных частях страны. Единая информационная система Соцстрах обеспечивает руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда, то есть любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации, могут быть получены в реальном масштабе времени.

Единая информационная система Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово - хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующие социальную защиту населению.

В состав информационных ресурсов входят сведения о 2,5 миллионах страхователях, которыми являются не только юридическими лицами, но и физические. Сведения о получателях страховых выплат о возмещении вреда, причиненным здоровью несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (порядка 500 тысяч получателей). Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов.

Большая часть средств Фонда формируются из сумм единого социального налога. ЕСН был введен 1 января 2001 года, когда вступила в силу статья 24 НК РФ. Данный налог заменил собой страховые взносы, уплачиваемые в внебюджетные фонды в соответствии с различными нормативными правовыми актами. Смысл введения данного налога заключается в упрощении процедур исчисления и уплаты различных социальных платежей путем сокращения оформления плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой. Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся: организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица.

Так, если налогооблагаемая база работника не превышала 100 тыс. руб., то начисление ЕСН производится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС - 4%; ФОМС - 3,6 %, таким образом, ЕСН = 35,6%. Одним из аргументов в пользу снижения размера ЕСН являлось широко распространенное мнение и экспертные оценки о массовых формах "ухода" работодателей от выплат по ЕСН с помощью утаивания части заработной платы (ее выплаты в конвертах"). Поэтому считалось, что необходимо кардинально снизить общий размер ЕСН (финансовое бремя) с тем, чтобы заинтересовать работодателей в официальной регистрации реальной заработной платы. По итогам рассмотрения различных предложений признано наиболее целесообразным снижение как совокупной ставки ЕСН с 35,6% до 26%, так и уменьшение его по отдельным видам: на пенсионное обеспечение с 28% до 20%; в фонды обязательного медицинского страхования - с 3,6 до 2,8%, в фонд социального страхования - с 4,0 до 3,2%.

Так с 1 января 2005 года в силу вступили изменения по ставке ЕСН : с 35,6 % она снизилась до 26% и для налогоплательщиков сельскохозяйственных товаропроизводителей до 20%. Ставки единого социального налога действующие с 1 января 2007года приведены в таблице 5.

Таблица5- Ставки единого социального налога с 1 января 2007года

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования в Р.Ф

Фонд обязательного медицинского страхования

Федераль Террито

ый фонд. риальные

фонд.

Итого

Основания

До 280000 руб.

20%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

Ст.1 Федерального закона от 06.12.2005г.№158-фз;п.1ст.241ч.2НК РФ2000г.№115-фз

От 2800001 руб.

56000 руб.+7,9% с суммы превышения.

8120 руб.+1% с суммы превышения.

3080 руб.+6%с суммы превышения.

5600 руб.+0,5% с суммы превышения

72800 руб. +10% с суммы превышения.

Свыше 600000 руб.

81280 руб.+2%

с сумы превышения.

11320 руб.

5000 руб.

7200 руб.

10480 руб.+2%,с суммы превыше-ния.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельно в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования. Так же добровольных взносов граждан и юридических лиц. Поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством. В формирование средств так же участвуют ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.

Так же за счет прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и проффесиональных заболеваний производится начисление пений и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание штрафов и недоимок по страховым взносам закреплено за исполнительными органами ФСС. Органы внебюджетных социальных фондов, в соответствии с частью первой Налогового кодекса, были признаны полноценными участниками налоговых правоотношений и были наделены практически всеми правами налоговых органов, включая право проводить налоговые проверки, предъявлять требования об уплате налогов (взносов), осуществлять списание средств с банковских счетов организаций и реализовывать другие полномочия налоговых органов.

Таким образом, изучив теоретические основы социального страхования можно сделать вывод, что система социальной защиты является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества.

Государственные внебюджетные фонды необходимы, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов и контроля над целевым использованием средств, а также для успешного решения социальной политики государства.

2. Анализ деятельности Жигулевского филиала Самарского регионального отделения ФСС РФ

2.1 Краткая характеристика Жигулевского филиала Самарского регионального отделения ФСС РФ

Жигулевский филиал Самарского регионального отделения ФСС РФ создан на основании Положения о филиале Самарского регионального отделения ФСС РФ, утвержденного приказом управляющего Самарским региональным отделением Фонда № 04-Н от 30.01.1995 года для эффективного осуществления возложенных на отделение функций и с целью территориальной приближенности к страхователям. Регулирующие обеспечение по государственному социальному страхованию является трудовой кодекс Российской Федерации, положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями, федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [13] , федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" [14] , а так же основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 206/21, положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. № 309.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.