Рефераты. Социальное страхование и его организация в современных условиях

аким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения (Приложение 2, табл.2) при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). На долю всех видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и 15-25% ВВП. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8,0% ВВП.

Соотношение характеристик обязательного социального страхования и социальной помощи приведены в таблице 3 (Приложение 3).

Таким образом, в результате изучения истории развития социального страхования в Российской Федерации можно сделать следующие выводы. Во- первых, основы государственной социальной политики начали формироваться ещё в XVII в. Во- вторых, система социальной защиты является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. В -третьих, в настоящее время можно выделить пять базовых институтов социальной защиты, но основным является (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг) институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

1.2 Особенности деятельности внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

- Указ президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; [4]

- Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;[5]

- Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;[6]

- Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации; [33, с.107]

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию. В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [29, с. 125]

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования Р.Ф.[23, с. 92]

Согласно Федеральному закону, принятому 12.12. 2004 года № 771-ФЗ "Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета". [4] На Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде [1, 5]

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования РФ, действует в соответствии с законодательством РФ и является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд является федеральным ведомством, структуру которого образуют Центральный аппарат, региональные отделения во всех областях Российской Федерации, отделения Фонда созданные на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.

Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. В обязанности Фонда входит реализация программ по профилактике травм на производстве и организациях, организационное участие в мероприятиях по работе с детьми инвалидами, частичное финансирования иных социальных программ.

Основными задачами Фонда является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Так же Фонд реализует выплату социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей. Так же к обязанностям Фонда относится участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда. [5]

Фонд социального страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов. В положениях Фонда социального страхования закреплено правило, по которому страхователи перечисляют в ФСС только остаток средств от начисленных страховых взносов после оплаты пособий и расходов на санитарно-курортное обслуживание работников и оздоровления их детей в пределах каждого месяца.

С 2001 г. в соответствии с главой 24 части второй НК РФ уплата организациями и прочими хозяйственными субъектами обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование и обеспечение была заменена на уплату единого социального налога. В составе единого социального налога (ЕСН) его плательщиками уплачиваются суммы на нужды Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Виды доходов и расходов Фонда социального страхования представлены в таблице 4 (Приложение 4).

За счет средств социального страхования работающим гражданам выдаются следующие пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью.

* По временной нетрудоспособности.

Размер пособия для каждого работника зависит от размера его заработной платы, трудового стажа и причины нетрудоспособности. Основания для определения размера пособия по временной нетрудоспособности приведены в табл. 6. приложение

Статьей 15 ФЗ от 11.02.2002 г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования» на 2002 г. установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц 11 700 руб.

* По беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам по больничному листу начиная с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 -- до родов, 70 -- после родов).

Размер пособия -- 100% заработка. Одновременно с назначением этого пособия женщине может быть предоставлено дополнительное единовременное пособие в размере 1 МРОТ, если она встала на учет в медицинском учреждении до наступления 12 недель беременности.

Пособие по беременности и родам, как и пособие по временной нетрудоспособности, является расчетным и исчисляется из фактического заработка работника. Определение среднего заработка представляет собой наиболее сложную задачу при расчете данных пособий.

Применяемые методики зависят от системы оплаты труда, действующей на предприятии.

Работникам, имеющим повременную оплату (месячный оклад, дневную или часовую тарифную ставку), для исчисления пособий засчитывается их оклад (тарифная ставка) с учетом постоянных доплат и надбавок.

При сдельной оплате труда пособия исчисляются из среднего заработка за два последних календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам. В заработок для исчисления пособий включаются также премии, предусмотренные системой оплаты труда данного предприятия.

Так, размер пособия при повременной оплате можно рассчитать по следующей формуле (1).

(1)

Где П -- величина пособия; Ом -- размер месячного оклада с постоянными доплатами и надбавками; Пр -- среднемесячный размер премии; Nрд -- число рабочих дней месяца, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам; Nод -- число рабочих дней, подлежащих оплате; %сз -- процент сохранения заработка в зависимости от стажа и прочих условий.

При сдельной оплате труда размер пособия может быть рассчитан по следующей формуле (2).

(2)

Где ЗП1,2 -- заработок работника за 2 месяца, предшествующих наступлению нетрудоспособности или отпуску по беременности и родам; Nрд -- число рабочих дней, фактически отработанных за 2 месяца.

Фонд участвует в разработке совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование. Так же в обязанности входит организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов.

Средства Фонда направляются на реализацию и совершенствование социальной политики страны. Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

В основу работы Фонда социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в Фонд социального страхования. В случае если расходы превышают сумму начисленного единого социального налога (взноса), то исполнительные органы Фонда социального страхования выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию (п. 2.7. Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования, утвержденная Постановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.