Рефераты. Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования

ще одним отрицательно влияю-щим фактором является отсутствие свободных средств у предприятий, предпринимателей и населения, ко-торые могли бы быть направлены на страхование.

Не улучшает картины общая эко-номическая ситуация в стране, а так-же неустойчивость в долгосрочной перспективе налогового и страхового законодательства, неопределенность и неуверенность больших групп населения и надежности страховых ком-паний и недоверие к экономической и финансовой политике государства. Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.17

2.2 Налогосберегающие схемы, основанные на

страховании имущества.

Результаты исследования, проведенного недавно экспертами Центра экономического анализа (ЦЭА) агентства "Интерфакс", показывают, что в 2003 году лидирующее положение на страховом рынке по-прежнему занимали налогосберегающие схемы, реализуемые посредством страхования жизни. Вместе с тем, как отмечают аналитики, многие страховщики включили в свой арсенал и схемы, основанные на страховании имущества.

Имущественное страхование в России год от года набирает обороты и уже сейчас "наступает на пятки" традиционному лидеру рынка - страхованию жизни. Сами страховщики (во всяком случае, многие из них) позиционируют эту тенденцию как крайне положительную и прогрессивную, поскольку она, по их словам, свидетельствует о стремлении компаний отказаться от налогосберегающих схем и знаменует собой начало развития рынка классического страхования. Однако, рассуждая таким образом, страховщики немного лукавят.

Эксперты страхового рынка полагают, что основной прирост премий по страхованию имущества обусловлен все тем же нежеланием платить налоги или платить их в меньших объемах. Правда, стоит оговориться - о страховании какого именно имущества идет речь. Открытый рынок страхования имущества физических лиц (автотранспорта и других материальных ценностей) существует и действительно бурно развивается. В налогосберегающих же схемах, по мнению экспертов, используется страхование имущества лиц юридических.

Все меры, которые в свое время были приняты государством в борьбе против зарплатных схем, сделали эти схемы лишь более дорогостоящими, но никак не менее эффективными по сравнению с уплатой налогов. Поэтому зарплатные схемы продолжают пользоваться спросом и сейчас, пусть и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. Как говорится, свято место пусто не бывает, ограничение возможностей использовать одни налогосберегающие схемы привело лишь к тому, что развитие получили другие - новые. Наряду со страхованием имущества юридических лиц, хоть и не так активно, в налогосберегающих схемах применяется и страхование различных видов ответственности юридических лиц.

Итак, становится очевидным, что, прикрыв некоторые лазейки в вопросах страхования жизни, государство открыло их в других секторах страхования. Например, очень обрадовало налогоплательщиков одно из последних нововведений - расходы на добровольное страхование теперь можно включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат. При этом Налоговым кодексом не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении пределов страховых тарифов. В значительной степени расширился перечень видов имущества, затраты по страхованию которого можно отнести на состав расходов. Этому посвящена статья 263 Налогового кодекса, в которой перечислены расходы на обязательное и добровольное страхование имущества. Перечень видов имущества, приводимый в указанной статье, является открытым. Так, в соответствии с ее 7 пунктом, в состав расходов можно внести затраты на добровольное страхование имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

После принятия поправок ко второй части Налогового кодекса руководство многих страховых компаний заявило об отказе от "налогосберегающих" схем. На деле же многие страховщики продолжают работать с такими схемами. Правда, резко сократилось число компаний, работающих в секторе краткосрочного страхования жизни. Вместо уходящих крупных компаний в этот сектор приходят никому не известные компании с сомнительной репутацией. Как показывает статистика, их бизнес почти на 100% состоит из страхования жизни.

Эксперты отмечают, что в последнее время при сокращении договоров страхования жизни у многих крупных компаний резко возросли премии по имущественному страхованию. Можно предположить, что корпоративные клиенты просто переключились, по совету страховщиков, с "жизни" на "имущество".

Налогосберегающие схемы с использованием страхования имущества юридических лиц не новы для страхового рынка и известны многим. Принцип работы схемы прост: предприятие заключает со страховой компанией договор страхования своего имущества от маловероятного риска (например, от извержения вулкана в центре города или от падения метеорита). Далее, страховщик с неплохой репутацией перестраховывает риски в компании с уже не столь хорошей репутацией и так далее - по нисходящей. Последняя компания, с совсем уже неважной репутацией, с помощью разных способов обналичивает деньги, которые потом возвращаются инициаторам цепочки. Впрочем, вариантов может быть много. WWW.FMBIZ.RU После "жизни" - "имущество". Анжела Долгополова

3 Предпочтения потребителей.

3.1 Отношение к страхованию имущества со

стороны потребителей

Основные показатели рынка стра-хования имущества за счет средств населения приве-дены в следующей таблице 3.1.

Таблица3.1

Динамика рынка страхования имущества

Виды страхования

2000

2001

2002

Страхование имущества

Расходы, млн.

долл.

185,4

310,4

484,1

Рост, число раз

1,23

1,67

1,56

Число

договоров, шт.

17,4

17,2

16,2

Рост, число раз

1,01

0,98

0,95

Страхование транспорта

Расходы, млн.

долл.

63,6

143,9

304,8

Рост, число раз

1,56

2,26

2,12

Число

договоров, шт.

0,41

0,52

0,68

Рост, число раз

1,19

1,27

1,32

Страхование недвижимости

Расходы, млн.

долл.

119,4

163,1

173,5

Рост, число раз

1,11

1,37

1,06

Число

договоров, шт.

16,8

16,5

15,4

Рост, число раз

1,19

1,27

1,32

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 41

Как видно из таблицы, общий сбор премии по страхованию имущества за счет средств населения в 2002 году вырос в 1,6 раза, по страхованию кас-ко автотранспорта - в 2 раза. При этом наблюдается рост числа заключенных договоров по страхованию автотранспорта. Некоторое падение чис-ла заключенных договоров по страхо-ванию имущества в целом на фоне роста сбора премии свидетельствует о продолжающемся переносе «цент-ра тяжести» в имущественном страхо-вании с низкодоходных групп потре-бителей на высокодоходные. Уход с рынка многочисленной клиентуры с низким уровнем доходов, сохранив-шей страховые привычки с советских времен, значительно перекрывается в денежной выражении расширением страхования среднего класса и высокодоходных групп населения, тогда как по количеству заключенных договоров имеется некоторый откат.

Такая динамика позволяет сделать вывод о том, что в отношении населе-ния к страхованию наступил качествен-ный перелом. Поэтому в дальнейшем (разумеется, при условии сохранения положительной динамики уровня жиз-ни) можно ожидать сохранения высо-ких темпов роста страхового рынка.

Основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на потребитель-ское поведение - это его уровень до-хода. Некоторое самостоятельное значение имеют возраст, пол потре-бителя, а также география прожива-ния потребителя, однако их значение несравнимо с влиянием уровня жиз-ни. Для устранения влияния зависимости уровня дохода от возраста и пола потребителей (например, молодые мужчины чаще оказываются на высо-кодоходных должностных позициях, чем пожилые женщины) из всех по-требителей выделена имущественная группа с примерно одинаковым до-ходом в 200-300 долларов в месяц на члена семьи.

Как видно, зависимость числа используемых видов страхования от уровня дохода является наиболее сильной. При решении маркетинговых задач прочими зависимостями можно пренебречь в силу их слабости или использовать их как дополнительные.

Сбыт страховых услуг во многом определяется отношением потребите-лей к страхованию. Оно заметно раз-личается в зависимости от уровня до-хода и возраста респондентов.

В низкодоходной группе очень велико число тех, кто не сумел определиться с отношением к страхованию. С ростом доходов растет понимание необходимости страховаться как эле-мента современного стиля жизни. Уве-личивается число тех, кто считает страхование способом защиты от не-приятностей и выгодным вложением денег. Однако очень большая разни-ца между двумя этими оценками по-казывает, что россияне, даже с высоким уровнем доходов, пока не счита-ют страхование экономически выгод-ным. Это и понятно: при убыточности страхования имущества за счет средств населения на уровне 39,5% (поданным за 2002 год) страхователи получают назад менее половины средств, выплаченных компании. На сегодня основным мотивом приобре-тения страхования остается поиск пси-хологической уверенности, защита от страха. А эмоции, лишенные экономи-ческой основы, даже при всем значе-нии психологии для мотивации потре-бителей, не могут вызвать большого интереса к страховым услугам. Ситу-ация может измениться с ростом убыточности страховых операций - при убыточности операций в пределах 80-90% разница в премии и выплатах может рассматриваться потребителя-ми как плата за срочное предоставле-ние средств на восстановление иму-щества. А при убыточности более 100% страхование вообще превраща-ется в инвестиционную услугу, соче-тающую получение дохода и экстренное предоставление средств на лик-видацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлека-тельным для потребителей. Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 45

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.