Рефераты. Совершенствование системы противодействия легализации доходов на примере филиала "Ростовский" ОАО "Альфа-Банк"

p align="left">В данном случае, взаимодействие банков с органами финансового надзора проявляется в организации валютного контроля через Банк России во взаимодействии с Минфином России, который в свою очередь, уполномочивает кредитные организации в качестве агентов валютного контроля посредством выдачи соответствующего вида лицензии.

Направление совершенствования банковского и иного законодательства

Важный вклад в разработку подходов и осуществление практических мер по реформированию российского банковского сектора вносит взаимодействие с российскими и зарубежными экспертами, органами банковского надзора и международными организациями. Ведущую роль в этих процессах играет функционирующий с марта 1999 года по эгидой Банка России Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК), в работе которого принимают участие представители Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Активная фаза взаимодействия Банка России с финансово-надзорными органами проявляется на стадии согласования законодательных инициатив по вопросам банковской деятельности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию Банка России

Проверки и документарный надзор как направление взаимодействия.

Во-первых, это проведение проверки самого Банка России Счетной палатой Российской Федерации и Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации. Во-вторых, в рамках осуществления своих надзорных полномочий Банк России осуществляет постоянное наблюдение за деятельностью кредитных организаций и состоянием банковской системы путем получения, изучения, обобщения информации о состоянии денежно-кредитной и банковской систем и состояния конкретных кредитных организаций. На основании получения необходимой информации от кредитных организаций, Банк России обобщает и представляет отдельные данные по оценки состояния российского банковского сектора в виде официальных документов Банка России. Эта информация активно используется Минфином России, Минэкономразвития России, Госкомстатом России, а также другими органами финансового надзора. В соответствии с п.2 Инструкции Банка России от 19.02.1996г. №34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» главной целью проводимых Банком России проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации и ее филиала, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Осуществление запросов как направление взаимодействия

Взаимодействие Банка России с органами финансового надзора проявляется в процессе осуществления запросов дополнительной информации у органов финансового надзора или наоборот в установленном российским законодательством порядке. В частности, Банк России в целях проверки и установлении истинных учредителей кредитной организации вправе запросить у ФКЦБ России, МНС России, Минфина России, ГТК России, Госкомстата России и т.д. дополнительную информацию, необходимую Банку России для проверки правильности информации по отдельным банкам. Например, для составления платежного баланса Российской Федерации, Банк России использует статистические данные ГТК России и Госкомстата России.

Направление по недопущению проникновения преступных денежных средств в банки

До середины прошлого года в российской практике полностью отсутствовало понятие «противодействие отмыванию преступных доходов» как формы или направления взаимодействия банков с органами финансового надзора. Само понятие «отмывание» или «легализация» преступных денежных средств это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Однако в настоящее время под воздействием мирового сообщества развитых стран российское законодательство отражает это направление банковского надзора в числе приоритетных. Оно сводится к осуществлению эффективной работы КФМ России (уполномоченного органа по борьбе с отмыванием денежных средств) по сбору, обработке и анализу информации, представляемой кредитными организациями по операциям, соответствующим критериям «подозрительности» или, выявленных в процессе реализации внутреннего контроля в кредитных организациях.

1.4 Основные направления борьбы с легализацией преступных доходов

В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы. Этим структурам принадлежит обычно большая роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денежных средств в так называемые «финансовые разведки».

В задачи контролирующих финансы организаций входит Антипова О.Н. Борьба с отмыванием денежных средств: международный опыт и уроки для России, М: 2006.:

- обеспечение наличия у поднадзорных организаций программ защиты от отмывания денежных средств;

- осуществление сотрудничества с судебными и правоохранительными органами;

- наличие полномочий по регулированию деятельности в сфере борьбы с отмыванием денежных средств не только по отношению к поднадзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профессиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами;

- выработка основных направлений борьбы с отмыванием денежных средств в своих сферах;

- оказание помощи финансовым организациям в выявлении подозрительного характера деятельности их клиентов;

- принятие необходимых правовых и административных мер против установления контролирующего влияния или приобретения значительного участия в финансовых учреждениях преступниками или их пособниками.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика показывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денежных средств тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

Кроме того, должны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денежных средств через неконтролируемые финансовые организации (типа обменных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денежных средств.

Важным вопросом является разделение полномочий и ответственности между контролирующими организациями. В разных странах административная система борьбы с отмыванием денежных средств построена по-разному, в зависимости от общих принципов регулирования и контроля, конкретных задач по борьбе с отмыванием средств. В этом контексте несомненный интерес представляют наиболее типичные схемы административного обеспечения борьбы с отмыванием денежных средств, их достоинства и недостатки.

В отдельных странах информация о подозрительных сделках сразу передается от регулирующих государственных или правительственных организаций в правоохранительные органы, которые проводят ее анализ, предпринимают необходимые расследования и передают дело, в случае необходимости, в суд. Эта система достаточно проста, поскольку не требует коренных изменений в административной системе страны, создания каких-либо новых организаций. Вместе с тем, вся огромная и чрезвычайно важная работа по борьбе с отмыванием денежных средств, включая сбор и анализ огромного массива финансовой информации, ложится на плечи существующих организаций, имеющих и другие задачи, помимо борьбы с отмыванием денежных средств. На практике это редко позволяет поставить такую борьбу на систематическую основу, наладить эффективную систему предотвращения отмывания денежных средств в целом.

В США значительная часть работы по сбору и анализу информации, а также проведению расследований в отношении подозрительных сделок также обеспечивается контролирующими финансовые институты организациями. Наряду с этим особую роль в борьбе с отмыванием денежных средств играет Федеральное бюро расследований, которое выполняет роль своеобразного зонтика и координатора действий в этой сфере.

Разделение полномочий регулирующих органов в США, касающихся проведения расследований по отмыванию денежных средств, увязано с правами по расследованию преступной деятельности, лежащей в основе такого отмывания. Служба внутренних доходов расследует дела, связанные с налогами и Законом о банковской тайне, Таможенная служба - с контрабандой, экспортно-импортными операциями и Законом о банковской тайне, Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках - дела, касающиеся торговли наркотиками. В 1990 г. с целью более четкого разграничения ответственности Министерство юстиции подписало Меморандум о договоренности с Министерством финансов и Почтовой службой, в котором определялись сферы деятельности этих трех организаций в расследовании дел об отмывании денежных средств Чупрова Е.В.Особенности ответственности за отмывание незаконных доходов по законодательству некоторых стран//Международное и зарубежное банковское право.№3.2006..

Подход ФБР к борьбе с отмыванием денежных средств отличается от подхода большинства других федеральных правоприменительных органов. ФБР делает упор не просто на изъятии преступных доходов или активов, а на обнаружении и ликвидации преступной организации или лиц, занимающихся отмыванием денежных средств. Американская система борьбы с отмыванием денежных средств создает определенные трудности при проведении расследований, поскольку ФБР достаточно активно вмешивается в деятельность финансовых и правоохранительных органов, что вызывает недовольство последних и определенное дублирование функций. Деятельность ФБР также опасна с точки зрения нарушения прав граждан и организаций, поскольку мощный арсенал средств и изощренные методы работы позволяют особенно глубоко проникать в личную жизнь. Лишь определенные сферы деятельности ФБР при расследовании дел об отмывании денежных средств подлежат контролю. Так, в соответствии с существующими правилами секретных операций применяемые в ходе расследования методы рассматриваются Комитетом по анализу секретных операций при расследовании уголовных дел (CUORC), состоящим из старших должностных лиц ФБР и Министерства юстиции.

Вместе с тем американская административная система борьбы с отмыванием денежных средств показала себя во многих случаях достаточно эффективной, поскольку именно широкие полномочия, финансовый, технический и кадровый потенциал ФБР позволяют обеспечить быстрый и комплексный сбор и анализ информации и проведения расследования. Кроме того, ФБР в ходе расследований широко использует технику проведения секретных операций, не доступную для других организаций.

В ряде стран созданы специальные организации, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денежных средств. Например, в Канаде это - Центр по анализу финансовых операций и отчетов (Financial Transaction and Report Analysis Center), Японии - Японский офис финансовой разведки (Japanese financial intelligence office, JAFIO), Греции - специальный Комитет по борьбе с отмываем денежных средств, в Аргентине - Комитет по финансовой информации (Financial Information Unit, UIF), Бразилии - Совет по контролю за финансовой деятельностью (Council for Financial Activities Control, COAF). В Мексике существуют две специальных организации - Генеральный директорат для расследования трансакций (Attached General Directorate for Transaction Investigation, DGAIO) и Агентство по борьбе с отмыванием денежных средств (Credit and the Аnti-money Laundering). Эти организации часто называют «финансовой разведкой» и им принадлежит очень важная роль в борьбе с отмыванием денежных средств. В задачи этих организаций входит сбор и анализ поступающей от финансовых органов информации, ее расследование, передача дел правоохранительным органам о сделках, которые могут быть связаны с отмыванием денежных средств Чупрова Е.В.Особенности ответственности за отмывание незаконных доходов по законодательству некоторых стран//Международное и зарубежное банковское право.№3.2006..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.