Рефераты. Управление процессом выдачи кредита в коммерческом банке

p align="left">Обычно банкиры страховым случаем называют невозврат кредита, не учитывая при этом причин невозврата средств. В этой ситуации страховые компании устанавливают тариф на страхование в размере 5% от суммы кредита. Очевидно, если банк воспользуется услугами страховщика, то его позиции на рынке станут неконкурентоспособными, поскольку возрастут процентные ставки. Соответственно, меньшее число клиентов будет заинтересовано в получении потребительских кредитов.

Идеальный размер страхового тарифа -- 0,5% от суммы кредита. Но этот показатель соответствует уровню 10% невозвращенных кредитов. Если же степень невозвратов достигнет отметки 25%, то риски страховой компании прилично увеличатся. Вероятность наступления страхового случая уже оценивается в 50%. На таких условиях с банком не станет сотрудничать ни одна страховая компания. Застраховать потребительские кредиты, условно говоря, на 1 млн. грн. и получить страховой премии на 5 тыс. грн., размер выплат в случае наступления страхового случая составит почти 100 тыс. грн. Для большинства страховщиков такие выплаты могут ударить по их финансовому положению.

Таким образом, сотрудничество банка и страховой компании должно строиться на разделении рисков. В мировой практике страхование не распространяется на субъективные факторы, зависящие от человека. Например, если банк не провел необходимую процедуру проверки заемщика и выдал кредит заведомо неплатежеспособному клиенту, то страховая компания не обязана погашать убытки. Не относятся к страховому случаю и недоработки юридической службы банковского учреждения или службы безопасности. Бесспорно, просчеты работников банка могут быть объектом страхования, но не в рамках страхования кредитов, а в рамках более дорогого и сложного страхования профессиональной ответственности.

Многие страховые компании при страховании кредитов исключают мошенничество с кредитами. Но, в то же время опыт зарубежных банковских учреждений показывает, что этот фактор невозможно нивелировать. Именно страховка может быть реальным средством минимизации убытков банков в случае афер клиентов. Совершенно другое дело, если мошенниками оказались банковские работники. Страховые компании такие риски на себя не возьмут.

Страхование кредитора безотказно работает в случае, например, гибели заемщика или потери нетрудоспособности. Поскольку, как в первом, так и во втором случае убытки банку гарантированы, возместить их могут только страховые компании.

Как было сказано выше, сотрудничество банка и страховой компании должно строиться на разделении рисков. Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность и стабильность функционирования банка зависит также от его системы управления рисками, связанными с кредитованием. Этот сложный процесс включает несколько этапов: определение и измерение уровня рисков и управление ими.

Раздел 2. ЭТАПЫ ВЫДАЧИ КРЕДИТА

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

· рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

· изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

· подготовка и заключение кредитного соглашения;

· контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

2.1. Кредитная заявка

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие
:

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

- финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КБ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

2.2. Интервью с клиентом

В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 - 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.

1. Сведения о клиенте и его компании:

·
является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;

· как давно учреждена компания;

· какова ее продукция;

· кто владельцы, сколько акций они имеют;

· каков опыт и квалификация менеджеров;

· прибыльна ли компания;

· кто основные поставщики и покупатели;

· на каких условиях продается продукт.

2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:

· какую сумму денег компания намерена получить у банка;

· как рассчитана эта сумма;

· достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;

· учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;

· учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

· как клиент предполагает погашать кредит;

· сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

· имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

· есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

4. Вопросы по поводу обеспечения займа:

· какое обеспечение будет передано в залог;

· кто владелец обеспечения;

· где складировано обеспечение;

· находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;

· требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;

· как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;

· подвержено ли обеспечение порче;

· каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о связях клиента с другими банками:

· какие банки используются в настоящее время клиентом;

· обращался ли он к другим банкам за ссудой;

· почему клиент пришел в этот банк;

· имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

2.3. Изучение кредитоспособности и оценка риска

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

·
материалы, полученные непосредственно от клиента;

· материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

· сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т.д.);

· отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности, прежде всего, обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.