Рефераты. Вексельное обращение в России

p align="left">Вывод: Из данных таблицы видно, что все векселя были переданы по индоссаменту. Это говорит о том, что векселя на предприятии приобретаются с целью дальнейшего расчета с другими организациями.

Сейчас на предприятии ЗАО «Уральская лига» планируется строительство новых объектов для дальнейшего использования в сфере торговли. Сроки заключения договоров с организациями-подрядчиками, из-за сложившейся ситуации в стране, перенесены на более поздний период.

Возможно, когда будут найдены партнеры, договора будут подписаны, расчеты также будут производиться по вексельным схемам.

Сейчас в период экономического кризиса в стране число вексельных схем будет расти.

Глава 3. Проблемы вексельного рынка в России и пути их преодоления

Активизация вексельного обращения приводит, во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, уменьшается потребность в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его использование, и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен стать массовым явлением. Это в первую очередь связано с сегодняшней ситуацией в стране. Мировой финансовый кризис привел к основной проблеме - неплатежи. И в этой ситуации работает правило: «В период подъема объем вексельных схем снижается, а в период спада увеличивается тенденция их использования».

В ближайшее время вексельное обращение в России наверняка примет более традиционные и (цивилизованные) формы, когда предприятия-должники будут самостоятельно выставлять векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки с целью минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав векселедателей. Вместе с тем отсутствие необходимого опыта и навыков соответствующих действий, неразработанность (пробелы) законодательства, регулирующего порядок прохождения векселей при их неоплате, а также систематическое неисполнение действующих в этой области законов, может привести к появлению и такой формы коммерческого кредитования, когда векселя будут обеспечиваться не авалем, представляемым на них банком, а отдельно оформляемой банковской гарантией, для вступления которой в силу не требуется опротестовать вексель в двухдневный срок при его неоплате (правда, это может привести к усложнению или невозможности процедуры передачи векселя другому предприятию).

Формирование вексельного рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования вексельного рынка.

В данном разрезе можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского вексельного рынка, которые требуют первоочередного решения.

Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности, кризиса неплатежей.

Векселям отводится важное значение для разрешения проблемы неплатежей в России. Выпуск векселей, особенно банковских, позволяет сглаживать вышеназванную проблему путем использования индоссамента и передачи от одного владельца к другому. Вексель позволяет «расшивать» цепочки предприятий, которые являются должниками по отношению друг к другу. Формирующиеся на практике системы вексельных расчетов показывают высокую локальную эффективность при погашении задолженности и, что самое главное, создают новое качество платежных отношений.

Но, говорить об успешности попыток развязать цепочки неплатежей с помощью вексельных систем преждевременно.

В первую очередь это связано с тем, что организаторы подобного рода проектов ставят перед собой непосильную задачу - развязать не платежи в той или иной отрасли в целом. Неплатежи, безусловно, - бич отечественной экономики. Однако зачастую в качестве их причины называют нехватку денег у предприятий, вызванную налоговым прессом, неаккуратностью партнеров и множеством других причин. Такой подход путает причины и их следствие. Надо учитывать, что промышленный потенциал современной России формировался в период нерыночной экономики. Предприятия производили четко оговоренные планами объемы продукции, потребители были заранее известны, а цена зачастую была ниже себестоимости. При переходе к рынку потребитель столкнулся с резким ростом цен на продукцию невысокого качества. При выравнивании стоимости ресурсов с общемировыми отечественные производства, не обладающие ресурсосберегающими технологиями, вынуждены были устанавливать на свою продукцию цены, соответствующие мировому уровню или их превосходящие. В первую очередь подобные тенденции ощутило сельскохозяйственное машиностроение.

В таких условиях предприятия вынуждены были поставлять свою продукцию потребителям вне зависимости от реальной готовности последних заплатить за нее. Альтернативой подобному подходу была или серьезная модернизация производства (средств на которую большинство предприятий не имеет), или его остановка. Таким тенденциям способствовала и надежда на то, что государство, наконец, возьмет на себя оплату произведенной и постановленной неконкурентоспособной продукции или исходя из опасений социальных последствий массовой остановки предприятий, или уступая политическому режиму директорского корпуса. Государство, действительно, осуществляло взаимозачеты. Таким образом, фактически оплата цепочек производства и потребителя неконкурентоспособной продукции финансировались за счет инфляции.

Тезис о том, что источники неплатежей лежат в неэффективности ряда производств, подтверждается в первую очередь фактом отсутствия подобной проблемы в новых, рыночных, субъектов экономики. Потребитель, не имея возможности рассчитывать на погашение его задолженности государством, просто отказывается приобретать продукцию, не приемлемую по параметрам цена-качество. Подобного рода отсев неэффективных производств постепенно осуществляется и в промышленности, с переходом которой на рыночные рельсы государство смогло перейти от осуществления взаимозачетов в масштабе всей страны к поддержке отдельных отраслей и производств. Тем не менее, проводимая политика финансовой стабилизации настойчиво диктует требование о необходимости сокращения объемов и этой поддержки.

В таких условиях производитель неконкурентной продукции оказывается в особо тяжелых условиях, поскольку потребитель продолжает по инерции приобретать его изделия, совершенно не собираясь за них платить. Этот отказ от платежа вполне обоснован: уплатив рыночную цену за неэффективный товар, потребитель подпишет себе смертный приговор. Сырьевые отрасли (за исключением угольной) производят конкурентоспособную продукцию, однако производства, не получая оплаты за свои изделия, часто не способны расплатиться за сырье. В целом ряде отраслей производитель конечной продукции, в первую очередь товаров народного потребления, способен за счет снижения цен и политики протекционизма, так или иначе, конкурировать с зарубежными предприятиями. Однако неэффективность поставляемого ему отечественного оборудования резко удорожает производство. Недаром признаком оздоровления предприятия в последние годы является закупка импортных производственных линий. В худшей ситуации оказались предприятия машиностроения, потребляющие конкурентоспособные сырьевые и неконкурентоспособное оборудование.

Такая разница в положении участников производственных цепочек делает обреченной на неудачу любую попытку глобального разрешения кризиса неплатежей (за исключением, разумеется, структурной перестройки и модернизации промышленности).

Тем не менее, подобного рода попытки предпринимались и продолжают предприниматься. Исходя из определения векселей как суррогата денег, те или иные структуры прибегают к их эмиссии. При этом, забывая, что практика и эмиссии коммерческими банками собственных кредитных билетов имела место в прошлом, но даже в условиях золотого стандарта подобного рода частные деньги не были достаточно надежными. В результате неизбежные и учащающиеся отказы в приеме векселей в качестве средства платежа неизбежно влекут неудачу первоначально впечатляющих попыток.

Усовершенствование законодательной базы.

Формирование и развитие вексельного рынка невозможно без полной и непротиворечивой нормативной базы.

В целях создания единого вексельного законодательства необходимо адаптировать Федеральный Закон «О переводном и простом векселе» к особенностям и современному состоянию национального финансового рынка и денежного обращения. Нужна также существенная доработка внутреннего законодательства в части создания гарантий быстрого и необременительного взыскания долга по не оплаченным в срок и опротестованным векселям, компенсации всех издержек векселедержателя, более четкого определения векселеспособности, требований к формированию векселей и т.д.

В определенной степени отмеченные недостатки законодательной базы уже учтены Федеральным законом «О переводном и простом векселе». В частности, в целях компенсации потерь кредитора Законом предписывается, проценты и пеню при увеличении исковой суммы по не оплаченным в срок векселям рассчитывать исходя из размера действующей учетной ставки Центрального Банка РФ, а не 6 и 3% указанных в Единообразным законом о переводномм и простом векселе (ЕВЗ), запрещается эмиссия бездокументарных векселей, вводится ускоренная процедура исполнения вексельных исков.

Национальная правовая база, а также практика обращения векселей, нуждается в дальнейшей корректировке, с тем, чтобы превратить вексель в действительно удобный и универсальный инструмент кредитования, расчетов и денежно-кредитного регулирования, исключающий возможность необоснованных финансовых потерь участников вексельного обращения.

В последние годы небывалое распространение получили у нас векселя и различные денежные суррогаты. Влияние этого феномена на экономику далеко не однозначно и оценивается специалистами в основном негативно. Похоже, и тут мы идем своим путем: в мире использование векселей все последние годы сокращается. Что придет на место суррогатов?

Использование векселя как инвестиционного инструмента довольно традиционно, в последнее же время его все чаще стали применять не для размещения средств на финансовом рынке, а, наоборот, для привлечения их. Причем речь идет не об отсрочке погашения коммерческого кредита, т.е. платеже векселем за поставленный товар, а именно о привлечении средств путем продажи собственных векселей с определенным дисконтом. Такая несколько несвойственная векселю функция проистекает из особенностей эмиссии корпоративных облигаций в нашей стране - необходимости регистрировать проспект эмиссии, что довольно трудоемко, но самое главное это требование оплаты налога на операции с ценными бумагами. Эмитент ценных бумаг исчисляет сумму налога самостоятельно исходя из номинальной суммы выпуска и налоговой ставки 0,8%.

В силу того что рынком в настоящий момент наиболее востребованы бумаги сроками в 3-6 месяцев, выплата налога вызывает довольно серьезное удорожание выпуска для эмитента, тем более в условиях относительно невысоких ставок.

Векселя в этом отношении довольно удобный инструмент, так как они не являются эмиссионной ценной бумагой и не требуют регистрационных процедур при выпуске, поэтому многие предприятия и банки все чаще прибегают к их размещению для привлечения средств с финансового рынка.

Какие же преимущества размещения векселей на открытом рынке побуждают компании прибегать к этому способу пополнения оборотных средств? Прежде всего, это независимость от конкретного банка-кредитора, возможности которого могут быть ограничены. Это особенно важно для крупнейших компаний, с активами в миллиарды рублей - даже пул банков зачастую не может предоставить кредита требуемой величины в силу ограниченности ресурсной базы. Финансовый рынок в этом отношении не идет ни в какое сравнение, так как его емкость практически безгранична, с него можно привлечь средства на сотни миллионов рублей. Кроме того, оформление кредита - довольно продолжительная процедура, способная растянуться на месяц, а выписка векселей и размещение их на рынке осуществляются за 2-3 дня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.