Для современных банков основными критериями предоставления банковских кредитов всем категориям заемщиков в условиях рыночной экономики являются риск, ликвидность и прибыльность их использования заемщиком. Поэтому банки уделяют такое большое внимание анализу кредитоспособности клиентов, эффективности и окупаемости кредитуемых мероприятий и формам обеспечения, которые предоставляют заемщики для снижения кредитных рисков[14].
Частные факторы определяются конкретными условиями деятельности кредитора, его положением на рынке кредитных ресурсов, характером операций и степенью риска.
2.2 Виды кредитных организаций
Российская банковская система, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как Федеральный закон «О Центральном Банке РСФСР», «О банке и банковской деятельности в РСФСР», была сформирована двухуровневая банковская система [1].
В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между Центральным банком как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев банковской системы.
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки, поскольку специализированные (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т. д.) банки в отличие от западной практики не получили пока достаточного развития в российской банковской системе [28].
Банковскую систему РФ образуют: Центральный банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки разных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Помимо банков современную кредитную систему страны представляют и всевозможные финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам.
Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями. Совокупность таких институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны.
При определении небанковских организаций кредитного сектора можно разделить их на следующие группы:
- с преобладанием кредитной функции (лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании);
- с преобладанием инвестирования на рынке ценных бумаг.
На рисунке 1 представлена совокупность основных видов финансово-кредитных институтов. На этой схеме к кредитному сектору отнесены лишь те финансовые институты, которые предоставляют займы и кредиты. Отдельно выделены специализированные финансово-кредитные учреждения, которые указанный вид операций не осуществляют или делают это в ограниченном масштабе [14].
3
Рисунок 1. Совокупность основных видов финансово-кредитных институтов.
СКОН - специализированные кредитные организации небанковского типа,
ОВК - общества взаимного кредита, СФКО - специализированные финансово-кредитные организации.
Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие:
- аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
- перераспределение денежного капитала (посредническая роль);
- регулирование денежного оборота;
- уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала.
3. Проблемы современного рынка кредитования
3.1 Современная кредитная система РФ
Динамика банковского кредитования в последние годы позволяет назвать его наиболее активно развивающимся сегментом российского финансового рынка.
В кредитной системе России в последнее время происходит интенсивный процесс создания кредитных институтов, которые по закону не могут быть признаны кредитными организациями. В России происходит возрождение основ кредитной кооперации, хотя этот процесс не носит пока массового характера и не оформлен до конца законодательно [14].
В последние годы в России со стороны Правительства РФ уделяется особое внимание такому виду кредитования, как лизинг. В результате рынок лизинговых услуг начал динамично развиваться. Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24.12.2002) сформулированы цели и меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний.
Одной из перспективных посреднических услуг в современных условиях становится факторинг, представляющий собой комиссионно-посредническую деятельность. В роли фактор-фирмы могут выступать как банки, так и независимые факторинговые компании. В условиях российской экономики многие предприятия имеют значительные объемы дебиторской задолженности, в том числе и просроченной. Факторинг позволяет предприятию привлекать финансирование, оптимизировать срок кредита, стимулировать сбыт продукции, увеличивать ликвидность и скорость оборота средств.
Для расширения кредитования населения в настоящее время создаются финансовые компании, функционирующие при предприятиях торговли на основе взаимосвязанных схем движения товарных и денежных потоков. Преимущества покупателя заключаются в значительном снижении ставки процента по кредиту и возможности получения более долгосрочных кредитов. У продавцов происходит резкое увеличение спроса на продукцию за счет продажи покупателям в кредит на выгодных условиях, что приводит к росту оборота и прибыли.
На сегодняшний день не утратили своей актуальности и вопросы использования государственного кредита. Наибольший интерес к проблеме государственного долга возник в начале 2003 года, когда намечалось погасить довольно большую часть государственного долга, и выплаты по нему должны были составлять большую часть расходов федерального бюджета. По данным Министерства финансов на конец 2009 года государственный внешний долг составил около 800 млрд.долл. (Приложение Д). Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит:
- оптимизировать сроки обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг;
- минимизировать неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;
- своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.
Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.
Хотелось бы отметить каковы основные направления в решении проблем государственного долга Российской Федерации.
В процессе разработки бюджета на 2010-2012гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.
Было подчеркнуто то, что соответствующий рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. В этой связи было принято решение о необходимости ускорить разработку системы мониторинга внешних заимствований компаний с высокой долей государственного участия. При этом Счетная палата будет продолжать аудит эффективности использования бюджетных средств. В свою очередь, как сообщил на заседании министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин, в проекте трехлетнего бюджета пришлось пойти на увеличение заимствований, в частности на внутреннем рынке. По его словам, объем заимствований будет превышать обслуживание государственного долга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7