катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:
1. Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.
2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,
если они были уничтожены, и их защита.
3. Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.
4. Организация и управление СДНР.
Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на
работы с целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной
обстановке.
Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения
их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и
врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные
учреждения.
Спасательные работы включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и
спасение находящихся в них людей;
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной
фильтровентиляционной системой;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;
- вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных
животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,
обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые
сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи
пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.
Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения
спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий
(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта
и связи.
Другие неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах
заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,
канализационных и технологических сетях в целях создания условий для
проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в
обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от
возможных повторных ядерных ударов противника;
- СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и
многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со
специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,
воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.
К силам и средствам для проведения СДНР относятся:
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-
спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств,
ведомств и организаций РФ;
- учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава
России, а также других министерств и ведомств РФ;
- формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений
Минсельхоза России;
- военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и
предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и
оборудования Минэкологии России;
- части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных
работ МВД России;
- воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО
РФ;
- соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов Минтранса России;
- восстановительные и пожарные поезда МПС России;
- аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и
ведомств РФ;
- отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,
других добровольных общественных организаций.
Наиболее многочисленными по численности являются различные
невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по
спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного
времени.
Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:
- на объекте промышленности используются формирования объекта, а также
могут использоваться формирования города (района), формирования сельского
района (некатегорированного города) и другие силы;
- в городе без районного деления - группировки сил объектовых и
территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,
подразделения и части военного гарнизона;
- в городе с районным делением - группировки сил городских районов и
резервы города;
- в области - группировки сил категорированных и некатегорированных
городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,
группировка сил районов и резервы.
- По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу
предстоящих действий и обеспечивать:
- возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;
- своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;
- сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;
- развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных
работ в предельно сжатые сроки;
- возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах
поражения и осуществление маневра ими;
- устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки
сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% -
формирования общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% -
специальные и специализированные формирования.
Специальные и специализированные формирования состоят из:
- 50% - медицинские формирования;
- 25% - противопожарные формирования;
- 10% - формирования радиационной и химической защиты;
- 10% - службы охраны общественного порядка;
- 5% - прочие аварийно-спасательные формирования.
К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных
ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно
увязанные по производительности и другим показателям основные и
вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения
отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в
зонах чрезвычайной ситуации.
Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях
являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой
механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,
вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства
индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами
ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и
других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.
Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах
стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление
ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие
требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в
сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить
задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления
ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само
управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным,
т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть
выше готовности сил ГО.
В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят
действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят
новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и
средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или)
радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее
обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и
ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств
материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную
обработку и проведение других мероприятий.
Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении
мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в
соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в
интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает
основную задачу.
Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих
условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения
возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров
формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного
обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и
повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.
Успешное проведение СДНР достигается:
- своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею
достоверных данных к установленному сроку;
- быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
- высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;
- знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер
безопасности при выполнении работ;
- заблаговременным изучением командирами формирований особенностей
выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-
энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест
расположения и характеристики ЗС;
- непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.
Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6