гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности,
установленных законодательством.
Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и
ответственность установлены с учетом их максимально возможной реализации в
условиях Вооруженных Сил и других военных организаций и имеют некоторые
ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства
военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой
готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия
военнослужащих к месту службы.
При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений,
доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны
разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы
командиров (начальников). Они вправе участвовать в митингах, собраниях,
шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей
и не запрещенных органами государственной власти и органами местного
самоуправления, и только во внеслужебное время. Но участвовать в
забастовках они не имеют права.
Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами государства и
общества. В частности, право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять
в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и
участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей
военной службы. В свободное от службы время они вправе участвовать в
богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
С учетом интересов военной службы осуществляются и другие общегражданские
права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право
на отдых, право на жилище и т. д.). Однако при реализации этих прав и
свобод военнослужащими возможность их некоторого ограничения допустима
только в том случае, если эти ограничения и их объемы конкретно указаны в
законе.
Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права,
обусловленные спецификой военной службы. Реализацию этих прав они
осуществляют путем получения от государства денежного довольствия,
продовольственного, вещевого обеспечения и предоставления жилых помещений.
Билет №9
1. Знания, умения и навыки, повышающие безопасность человека при автономном
существовании в природных условиях.
Автономное существование - это существование одного человека или группы
людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с
природой. Оно может быть: добровольное (если в данной ситуации оказываются
люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например
геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденное (если в данной ситуации
оказываются люди, не имеющие опыта работы в природных условиях).
Главная задача - ВЫЖИТЬ!, для чего необходимо: подавить страх, оказать
взаимопомощь (самопомощь), спасти имущество и снаряжение, подготовить
временное укрытие, проанализировать обстановку (установить связь,
сориентироваться, выработать план выживания), добыть пищу и воду,
подготовить сигнальные средства.
Сооружение укрытия. Временным укрытием может служить тент, плащ-палатка,
снежные ямы и пещеры, шалаш и др. Рядом с укрытием для приготовления пищи,
обогрева, сушки одежды разводится костер. Типы костров: нодья, звезда,
шалаш, колодец и др. Огонь можно добыть трением с помощью лука и палочки
или бечевы, а также с помощью кремня и стали.
Обеспечение пищей (голодание). Люди собирают растения, ловят рыбу,
охотятся. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами (так, клюква
снижает кровяное давление, черника имеет слабительное действие), а
некоторые ягоды могут вызвать серьезные отравления.
Обеспечение водой (жажда). Человеку необходимо 1,5-2 л воды в сутки, а в
жару более 6 л. Источниками воды являются: открытые (реки, озера) и
грунтовые (родники, ключи, колодцы) водоемы, атмосферные источники (дождь,
снег, роса, иней, лед) и биологические источники (бамбук, кактус). Поиск
воды может осуществляться с помощью лозы, биорамки, по наличию сырой почвы
и растительности. Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров,
серебра (куназин), таблеток пантоцида (1- 2 таблетки на 1 л на 30 мин),
йода (8-10 капель на 1 л), путем кипячения.
Медицинские средства (аптечка, лекарственные и ядовитые растения).
Медицинская аптечка включает в себя: жгут, перевязочные средства, йод,
антибиотики, противошоковые препараты, репелленты против кровососущих
насекомых. Ядовитые растения - волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз,
цикута (самое ядовитое), белена и др. Ядовитые грибы - мухомор, поганка
бледная, ложный опенок, ложные лисички и др.
При лечении легких телесных повреждений можно использовать лекарственные
растения, встречающиеся в лесу или поле. В качестве антисептической
жидкости могут служить отвары различных растений (мох исландский,
тысячелистник, ольха, дуб и др.).
Природным перевязочным материалом является мох, сухая трава, мелко
надранное тонкое лыко березы или другого дерева.
Для подачи сигналов бедствия используются:
радиостанции (SOS …---… по телеграфу; МЭЙДЕЙ голосом по телефону и
координаты); сигнальный патрон ПСНД (ярко-оранжевый дым - днем, ярко-
малиновый огонь - ночью), видимость до 12 км, высота 50-60 м;
патрон "Мортирка" (ярко-красная звездочка, выстреливаемая из стреляющего
устройства в виде авторучки), видимость до 10 км, высота 60 м;
трассирующие патроны (АКМ или карабин);
фонари или фонари-мигалки, видимость до 11 км;
сигнальное зеркало (размер 10x10 см), видимость 25 км, высота 2 км;
костры (дымовые - днем, огневые - ночью). Кроме того, можно вытаптывать
специальные фигуры на снегу, вырубать кустарник, выкладывать цветную
материю (парашют), используют специальную таблицу международных кодовых
сигналов. Размер знаков при этом 6x0,5 м.
2. Конституция РФ и другие законы, определяющие правовую военной службы
Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим
законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по
регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением
воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Это законодательство
структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных
правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование,
имеющее общий предмет — правовое регулирование.
Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства
Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость
Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для
военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают
высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты
созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей
противоречить.
Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами,
регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:
указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;
закон «О безопасности»;
закон «Об обороне»;
закон «О воинской обязанности и военной службе»;
закон «О статусе военнослужащих»;
закон «О государственной границе Российской Федерации»;
закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел и их семей»;
военная доктрина;
общевоинские уставы и др.
Билет №10
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, меры,
принимаемые по защите населения от их последствий, права и обязанности
граждан.
А. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Основные
понятия.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей. Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с
гибелью людей. Авария - повреждение станка, системы энергоснабжения,
оборудования, транспортного средства, здания, которое может сопровождаться
взрывами, пожарами, выбросом или разливом АХОВ и РВ, не повлекшее за собой
значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв. Характер
источника ЧС - природный, техногенный, биолого-социальный, военный. Зона
чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате
возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его
последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
Классификация чрезвычайных ситуаций.
ЧС природного характера делятся на: геологические (землетрясение,
извержение вулкана, оползни, сели, снежные лавины); метеорологические
(ураганы, бури, смерчи); гидрологические (наводнения, заторы, зажоры,
цунами);
природные пожары (лесные, торфяные, степные); массовые заболевания
(эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).
ЧС техногенного характера - это аварии разных типов: на химически опасных
объектах; на радиационно-опасных объектах; на пожаро- и взрывоопасных
объектах; на гидродинамических объектах; на транспорте; в коммунально-
энергетических сетях. Следствием ЧС экологического характера являются
различные изменения состояния суши (деградация почв, эрозия,
опустынивание);
свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества,
кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя);
состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды); состояния
биосферы.
Меры по защите населения от последствий ЧС.
Население оповещается о возникновении ЧС территориальным управлением ГОЧС
по специальным системам оповещения. После подачи сигнала "Внимание всем!"
(сирены и прерывистые гудки) по сети вещания города передается текст, с
указанием места и времени аварии или стихийного бедствия, прогнозируемых
масштабов и действиях населения. По сигналу "Внимание всем!" необходимо:
немедленно включить радио или телевизор для прослушивания экстренных
сообщений; сообщить соседям и родственникам о случившемся, привести домой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17