Минимальный размер лота однако не означает, что сделка не может быть
заключена на меньшую сумму. Следует отметить также, что в РТС-2,
минимальный размер лота составляет 5 тыс. долларов.
. участники торговой системы разделены на несколько категорий, среди
которых выделяются
> Члены торговой системы с просмотровым режимом; члены РТС со статусом
просмотрового члена торгуют на общих основаниях, однако лишены
возможности самостоятельно выставлять котировки. Для получения данного
статуса необходимо выполнить минимальные требования по минимальному
ограничению уставного и ликвидного чистого капитала, наличия лицензии
профессионального участника рынка ценных бумаг.
> Члены торговой системы с торговым режимом, отличие от просмотрового
режима заключается в возможности самостоятельно выставлять котировки;
однако для получения торгового статуса необходимо соблюдать более жесткие
условия касательно минимального размера ликвидного чистого капитала и
наличия в персонале компании профессиональных прошедших аттестацию НАУФОР
трейдеров.
> Маркет-мейкеры, одной из основных задач которых является поддержание
ликвидности рынка. В обязанности маркет-мейкеров входят постоянное
поддержание двусторонних котировок (на покупку и на продажу) по акциям
как минимум трех эмитентов и односторонних котировок (либо на покупку,
либо на продажу) как минимум двух эмитентов; объем выставляемых ими лотов
должен быть не менее 30 тыс. дол. США. Маркет-мейкеры имеют определенные
льготы. Так, им предоставляется право, если к ним обратится «простой»
участник торгов, потребовать совершения сделки на условиях предоплаты
вместо стандартных условий предпоставки.[45]
Необходимо отметить также, что достаточно жестко регламентирован сам
доступ к торговле в РТС: любая компания, желающая присоединиться к
системе торговли должна прежде всего быть членом НАУФОР (Национальной
Ассоциации Участников Фондового Рынка) и присоединиться к торговому
соглашению Партнерства, в котором раскрываются основные принципы торговли
через РТС и любой член Партнерства, присоединившийся к нему обязан
неукоснительно следовать им. Ключевыми в данном документе являются
. положения об обязанности исполнения и гарантий сделки на определенных
условиях;
Данное положение, хотя не в состоянии гарантировать, призвано
максимально защитить участников Партнерства от рисков, связанных с
неисполнением сделки.
. положение о претензионном урегулировании споров через Третейский Суд
НАУФОР.[46]
Оно гласит о том, что все участники обязуются все противоречия решать
путем первоначального обращения в Третейский Суд НАУФОР; таким образом,
РТС берет на себя роль арбитра в урегулировании спорных моментов.
В соответствии с Временным положением о требованиях, предъявляемых к
организаторам торговли на рынке ценных бумаг, в структуре РТС
присутствует постоянно действующий котировальный комитет, который в
соответствии с утвержденным РТС и НАУФОР и зарегистрированным ФКЦБ
положением, осуществляет контроль листингом ценных бумаг. В его функции
входит рассмотрение заявок на включение определенных новых ценных бумаг в
листинг РТС или РТС-2, проверка насколько соответствуют требованиям
листинга (минимальный размер уставного и чистого капитала, количество и
соотношение обыкновенных и привилегированных акций и т.д.) уже торгуемые
ценные бумаги. А также в обязанности Котировального комитета входит
расчет бумаг, входящих в котировальный лист первого уровня. Котировальный
лист первого уровня рассчитывается на основе реально заключенных сделок
по тем или иным ценным бумагам и является своеобразным показателем
ликвидности акции. По акциям, входящим в котировальный лист первого
уровня, установлены обязательные требования по поддержанию их постоянных
котировок маркет-мэйкерами. А кроме того, именно эти акции используются
при расчете индекса РТС.
Начиная с момента начала торговли в РТС в 1995 был введен индекс РТС,
сводный показатель деловой активности и настроения рынка,
рассчитывающийся по средневзвешенным ценам дневных сделок по акциям,
входящим в котировальный лист первого уровня. Индексы, удобные и
привычные для всех фондовых рынков индикаторы, позволяют участников
торговли оценить картину происходящую на рынке в целом. Стоит отметить,
что индекс РТС оставался до последнего времени единственным в России
нематериальным базисным активом, на основе которого торгуются фьючерсы.
Проблемой фондовых индексов, методикой их расчета заинтересовалась и
Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг. В связи с осенним кризисом на
всех фондовых рынках, когда цены на акции понижались на десятки процентов
течение нескольких часов, перед ФКЦБ встал вопрос о том, как именно
рассчитывать фондовые индексы. На основе изменения именно фондовых
индексов организаторы торговли или органы государственной власти
принимают решение о приостановлении торгов, что является мировой
общепризнанной практикой. В начале ноября ФКЦБ разработала и утвердила
собственную методику расчета фондового индекса, которую организаторы
торговли обязаны стали использовать для определения изменения значения
фондовых индексов.
В соответствии с Распоряжением ФКЦБ[47] Некоммерческое партнерство «РТС»
разработала и утвердила методику расчета сводного индекса РТС, который
представляет из себя отношение суммарной рыночной капитализации акций,
включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной
капитализации этих же акций на начальную дату, умноженное на значение
индекса на начальную дату. Этим же распоряжением ФКЦБ ввела ограничение
на регламент торгов:
в случае снижения Сводного индекса открытия по сравнению со Сводным
индексом закрытия предыдущего дня более, чем на 15%, торги следует
прекратить и обратиться в ФКЦБ России за дальнейшими указаниями;
индексом закрытия предыдущего дня менее, чем на 15%, торги следует
продолжать до момента снижения текущего сводного индекса более, чем на
7,5% по сравнению со Сводным индексом открытия текущего дня;
в случае снижения Текущего сводного индекса по сравнению со Сводным
индексом открытия текущего дня более, чем на 7,5% торги следует
прекратить; торги возобновляются только на основании распоряжения ФКЦБ
России.
На взгляд автора, данное распоряжение является достаточно неуклюжей
попыткой ФКЦБ хоть как-то контролировать ход торгов и резкие изменения
конъюнктуры рынка, и в случае резкого падения попытаться остановить его.
Однако данный нормативный акт не в состоянии в полной мере решить эту
проблему, так как при наличии достаточно развитого неорганизованного и
неконтролируемого рынка корпоративных ценных бумаг, в кризисных
ситуациях, как это уже не раз случалось, операторы рынка сразу же после
закрытия официальных торговых площадок (РТС, ММВБ, МФБ) переходят на
всевозможные «брокерские площадки» и другие «телефонные» рынки и падение
рынка продолжается.
3.2. Внебиржевые неорганизованные рынки ценных бумаг,
особенности их функционирования.
Биржевой фондовой бум начала 1990-х в России не привёл к тому, что
биржи заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг.
Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994—1995 гг. Фондовая
биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и
технологическое ядро российского рынка корпоративных ценных бумаг. Попытки
ныне существующих бирж, уже укрепившихся в других секторах фондового рынка,
занять эту нишу, отобрав её у организаторов внебиржевой торговли, не
приводят пока за редким исключением к серьезным результатом. Суждено ли
занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место,
покажет время.
Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над
биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг
осуществлялось в процессе общероссийской приватизации преимущественно на
внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике. Вообще,
приватизация была и остается ключевым и определяющим фактором в развитии
всего российского фондового рынка. Ведь только с появлением в 1993 году
такого явления, как приватизационный чек, в России реально стало говорить о
таких общепринятых для любого рынка понятиях как акция, акционерное
общество, корпоративная ценная бумага.
Именно с приватизационным чеком или ваучером связано появление первой
в России некого подобия торговой системы ценными бумагами. Таким первым
прообразом таковой системы стала государственная аукционная сеть,
состоявшая из центров приватизации Государственного комитета по имуществу
РФ и центров кассового союза, задачей которой являлась организация
аукционов по обмену ваучеров на акции приватизировавшихся тогда
предприятий. Несмотря на все недостатки всей системы государственной
приватизации, основная задача – создание широкого класса собственников -,
поставленная государством была выполнена.
Подобная организация торговли ценными бумагами носила скорее
социальный нежели рыночный характер, и ни в коей мере не представляла из
себя аналог цивилизованного организованного фондового рынка, однако
послужила первоосновой для последующего развития всего российского
фондового рынка.
Кроме того, по мнению автора, подобная форма распространения ценных
бумаг, как это ни кажется странным, явилась ещё и фактором благотворно
сказавшимся на последующем буме купли-продажи суррогатных ценных бумаг,
явившемся следующим шагом в становлении российского рынка ценных бумаг. У
населения, получавшего акции путем обмена на некие квази-ценные бумаги,
сложился определенный откровенно неправильный стереотип торговли ценными
бумагами. Вкупе с общим незнанием людьми рыночных законов и полным
отсутствием государственного регулирования сложилась крайне благоприятная
среда для появления и расцвета всевозможных «пирамидальных» структур,
торгующих акциями мифических корпораций, сулящие баснословные дивиденды и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13