значительной степени определяется типами культивационных сооружений и
способами их обогрева. Наименьшие затраты труда на единицу защищенной
площади и на 1ц овощей добиваются крупные комбинаты, имеющие современные
автоматизированные теплицы блочного типа.
2. Экономическая характеристика СПК «Овощевод»
Наиболее полно проследить экономическую эффективность овощеводства
можно на примере конкретного предприятия – СПК «Овощевод».
СПК «Овощевод» распложен в Орловском районе Орловской области
поселка Знаменка Орловская. На хозяйственную деятельность и развитие
предприятия влияют природные и экономические условия, поэтому выясним
местоположение, транспортные возможности, почвенно-климатические ресурсы.
Кооператив расположен в юго-восточной зоне орловского района, где осадков
выпадает значительно меньше, чем в центральной и западной его части.
Умеренно – климатические условия характеризуются достаточным количеством
солнечного сияния, тепла, что благоприятно сказывается на выращивании
овощей.
Основное направление сельского хозяйства области – зерново-
скотоводческое с развитым производством технических культур. Овощеводство
не является основной отраслью области, хотя ему и уделяется много внимания.
Зерно занимает 57 % пашни, остальную площадь занимают технические культуры
и овощи. В области выращивают морковь, помидоры, огурцы, лук. Основным
видом продукции, производящейся на СПК «Овощевод» являются помидоры и
огурцы.
По содержанию почв всю территорию Орловской области можно разделить
на три природно-экономические зоны: западную, центральную и юго-восточную.
СПК «Овощевод» расположен в западной зоне, для которой характерны серые
лесные почвы (около 8 %), оподзоленные черноземы, песчаные и супесчаные
почвы. В нашем случае мы будем говорить об оподзоленных черноземах,
содержание гумуса в которых составляет 5,5 %. Естественное плодородие почвы
недостаточное, поэтому для получения высоких и устойчивых урожаев
необходимо систематически вносить органоминеральные удобрения.
СПК «Овощевод» расположено в 6 км. от районного областного центра –
города Орла, в южной его части. Такая близость к районному и областному
центру говорит о том, что затраты по реализации продукции для предприятия
будут незначительными. На предприятии овощи выращиваются в защищенном
грунте, поэтому основные расходы связаны с электроэнергией.
За хозяйством закреплена общая земельная площадь в 109 га, в том
числе 84 га сельскохозяйственных угодий, из них 76 га пашни. В целом,
предприятие небольшое, основной рынок сбыта продукции – рынки и магазины г.
Орла и Орловской области.
Более полную картину о состоянии финансово – хозяйственной
деятельности предприятия дает анализ основных её показателей.
При определении экономической эффективности на уровне предприятия
производится расчет и анализ следующих результатов:
- производственных результатов – выручки от реализации
произведенной продукции, за вычетом израсходованной на
собственные нужды;
- социальных результатов в части, относящейся к работникам
предприятия и членам их семей.
Определение экономической эффективности происходит по следующим
показателям:
1. Отношение валовой продукции к затратам живого и овеществленного
труда:
[pic] (1),
где ВП – стоимость валовой продукции, произведенной за определенный
промежуток времени;
С – текущие производственные затраты;
ОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Ен – коэффициент эффективности основных средств (капитальных вложений).
2. отношение реализованной продукции к затратам живого и
овеществленного труда:
[pic] (2),
где РП – стоимость реализованной продукции.
Этот показатель называют еще отношением валового дохода к затратам труда.
Он более точно чем предыдущий показатель отражает финансовые, а не
производственные результаты деятельности.
3. Отношение чистого дохода к затратам живого и овеществленного
труда.
[pic] (3),
где ЧД – чистый доход предприятия, денежное выражение стоимости
прибавочного продукта, разница между стоимостью валовой или реализованной
продукции и затратами на её производство.
Различают созданный и полученный чистый доход. В первом случае это
соотношение размера всей производственной продукции и затрат на её
производство, а во втором – только реализованной.
Прибыль от реализации является абсолютным показателем, её можно
фактически считать показателем эффективности, так как в её расчете
участвуют и затраты и эффект в виде выручки от реализации.
Большой интерес представляют показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции:
[pic] (4),
где Сс – себестоимость сельскохозяйственной продукции.
2. Рентабельность основных и оборотных средств (норма прибыли):
[pic] (5),
где ОбС – средние остатки оборотных средств.
3. Рентабельность вложений в предприятие:
[pic] (6),
где А – стоимость всего имущества предприятия.
Начать анализ хозяйственной деятельности СПК «Овощевод» прежде всего
следует с определения размера предприятия по следующим показателям:
- стоимость ВП в сопоставимых ценах;
- стоимость товарной продукции в ценах реализации;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
- среднегодовая численность работников;
- площадь сельскохозяйственных угодий.
Таблица 1. Динамика показателей размера СПК «Овощевод»
|Показатели |1997 год|1998 год|1999 год|1999 год в % |
| | | | |к 1997 году |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Исходные показатели: |7764 |12235 |12984 |167 |
|Полная себестоимость, тыс.руб.| | | | |
|Прибыль отчетного периода, |2055 |2648 |1945 |95 |
|тыс руб. | | | | |
|Налог на прибыль |30 |56 |55 |183 |
|Основные показатели: |2293 |6201 |6451 |281 |
|Стоимость ВП в сопоставимых | | | | |
|ценах 1994 года, тыс руб | | | | |
|Стоимость товарной продукции в|8899 |14363 |14168 |159 |
|ценах реализации, тыс.руб. | | | | |
|Среднегодовая стоимость ОПФ, |14602 |78494 |66971 |459 |
|тыс. руб. | | | | |
Продолжение таблицы 1
|Среднегодовая численность |312 |335 |336 |108 |
|рабочих (чел.) | | | | |
|Площадь сельскохозяйственных |84 |84 |84 |1 |
|угодий, га | | | | |
|Поголовье животных на конец |- |- |- |- |
|года (голов): | | | | |
|КРС | | | | |
|пчелы, семьи |100 |148 |188 |188 |
|Стоимость имущества |134373 |77767 |55185 |41 |
|предприятия на начало года, | | | | |
|В том числе собственные |134289 |77620 |54754 |40,7 |
|средства, тыс.руб. | | | | |
|Валовой доход, тыс.руб. |5316 |6797 |7196 |135 |
|Чистая прибыль, тыс.руб. |2025 |2592 |1890 |93 |
|Уровень рентабельности |26,5 |21,6 |15 |57 |
|реализованной продукции, % | | | | |
Вывод: анализируя данные таблицы можно заметить, что стоимость валовой
продукции в сопоставимых ценах 1994 года на предприятии в 1999 году по
сравнению с 1997 годом увеличилась с 2293 тыс.руб. до 6451 тыс.руб.
(стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах 1994 года увеличивается
на 181 %). Это может говорить о том, что предприятие увеличивает объем
выпуска продукции. Стоимость товарной продукции также увеличивается на 59
%. Это в свою очередь может быть связано как с увеличением выпуска
продукции, так и с повышением уровня инфляции, увеличением цен на
продукцию. Очень высок процент наращивания стоимости ОПФ. В 1999 году по
сравнению с 1997 годом он составляет 359 %. Среднегодовая численность
работников увеличивается на 8 % . Однако общая площадь сельскохозяйственных
угодий на протяжении всех тех лет остается неизменной – 84 га. Из данных
таблицы 1 видно, что СПК «Овощевод» не производит продукцию животноводства,
в собственности предприятия имеются только пчелы, численность которых
увеличивается на 88 % в 1999 году по сравнению с 1997 годом. Наряду с
увеличением стоимости продукции в сопоставимых ценах, наблюдается снижение
стоимости имущества предприятия на 59 %, в том числе и собственных средств
на 59,3 %. При этом валовой доход увеличивается на 35 %. Величина валового
дохода зависит от объема произведенной продукции, цен на нее и величины
материальных затрат. Таким образом, повышение валового дохода связано с
увеличением затрат, объема реализации и цен реализации. Увеличение затрат
может быть связано с повышением цен на энергоносители, с повышением затрат,
связанных с реализацией продукции (увеличение транспортных расходов и
т.д.). Размер чистой прибыли снижается на 7 %, а уровень рентабельности
реализованной продукции - на 43 %, т.е. снижается прибыль на каждый
затраченный рубль. Об этом говорит увеличение полной себестоимости на 67 %
и снижение прибыли на 5 %. Величина валового дохода зависит от объема
произведенной продукции, цен на нее и величины материальных затрат.
Для характеристики специализации предприятия используют показатели
структуры товарной продукции, которые отражают сочетание отраслей и
представляет собой удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме.
Уровень специализации определяется долей отдельных видов продукции в общем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7