Рефераты. Развитие и функционирование регионального туризма

p>Итак, туризму, принадлежащему к сфере услуг, присущи все те особенности, которые были перечислены выше.

Итак, туризм –это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

Услуга –это любые мероприятия или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:

Услуга не существует до ее представления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные.

Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок. Эти особенности рынка услуг, а также специфика самих услуг, а именно: их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производства и потребления определяют особенности маркетинга услуг. Таким образом, “маркетинг услуг –это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор”. (11. С 50 – 55) Под туризмом понимают искусство удовлетворять стремление людей, побуждающие их проводить свободное время за пределами своего окружения. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги. Анализируя различные определения туризма, можно сделать вывод, что суть большинства из них сводится к следующему: туризм - это путешествие, предпринятое с определенной целью. Цели имеют многообразную направленность: активный отдых, участие в деловых, научных и культурных встречах, спортивную, оздоровительную, воспитательную, религиозную, экологическую, историческую, природоведческую, архитектурно-градостроительную, литературно-художественную, учебную, связанную с удовлетворением специализированного интереса и т. д. Функции туризма тесно связаны с понятием "туристические ресурсы". Под ними понимаются природные и созданные человеком объекты, вызывающие интерес и мотивацию к путешествиям. Теоретически любой объект может быть интересен тем или иным туристам и способен использоваться для удовлетворения их разнообразных целей и поэтому может рассматриваться в качестве туристского ресурса. Большинство исследователей туризма склоняются к выводу, что ведущей в туризме является познавательная цель. Прежде всего именно на нее делал ставку Томас Кук, открывая первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Произошло это в 1863 году, и с этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Однако сегодня практически любая поездка обычно преследует комплексную цель, объединяющую в себе несколько единичных. Но выделение преимущественной цели при анализе туризма необходимо для правильного планирования развития используемых ресурсов, рационального построения программ обслуживания туристов и для многих других задач управления.

Чем большим "ассортиментом" различных туристских ресурсов, пригодных для рекреации, располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для повышения продолжительности их пребывания в этом районе.

    Как правильно, необходимо наличие:

- природных ресурсов (ландшафт, биоклимат, гидроминеральные ресурсы, экологические условия и д. р. );

- культурно-исторического потенциала (исторические памятники архитектуры, музеи, памятные места, современные культурнозрелищные и развлекательные объекты);

материально технической базы и инфраструктуры туризма (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, туристские комплексы, сфера услуг, предприятия общественного питания, социальная инфраструктура района);

кадровые ресурсы ( обеспеченность квалифицированными специалистами в области туризма, обслуживающим персоналом соответствующего уровня,

возможности расширения рабочих мест в период туристского сезона, возможность подготовки кадров и повышения их квалификации).

Таким образом, туризм и туристские ресурсы прибывают в постоянном развитии и изменении при том, что имеют ярко выраженные локализованные характеристики. Происходящее в России реформирование экономики с неизбежностью вызвало крутые перемены и в сфере туристской деятельности. Предполагалось, что в этих условиях туризм станет одним из наиболее доходных и привлекательных сегментов рынка. На деле же он оказался в глубоком кризисе, хотя на поверхности это, может быть , не столь очевидно. Попробуем разобраться в причинах кризисной ситуации, в которой оказались многие города и регионы страны, имеющие туристские ресурсы. К ним относятся

узконаправленное развитие туризма, что превращало города в своеобразные "аттракционы" для туристов и не давало фактически никакой финансовой и организационной основы для их хозяйственной основы для их социального развития, т. к. тогда было принято считать, что сфера услуг в целом туризм в частности не участвуют в создании элементов совокупного общественного продукта и национального дохода, а, наоборот, существует за счет материального производства. Сфера услуг, включая туризм, при таком подходе отводилась второстепенная роль в развитии экономики страны, что серьезно затрудняло уяснение реального экономического смысла эксплуатации туристских ресурсов; 2) централизованное управление всеми процессами, при которых возмещалась лишь незначительная часть издержек обращения при реализации туристских услуг населению и не создавалось необходимых и достаточных условий для развития отрасли. Существовало ошибочное мнение, что туристские организации не должны реализовать свои услуги по ценам, отвечающим реальным затратам. Воспроизводство отрасли было оторвано от стоимостных отношений, на основе которых возможно было бы экономически верно определить необходимые масштабы и темпы ее развития. В результате осуществления государственной политики, ориентированной на поддержку искусственно заниженного уровня цен на туристские услуги , до реформ не были созданы условия для формирования объемов собственных источников развития сферы туризма, позволяющих организовать масштабное производство разнообразных по качеству и цене туристских услуг;

деятельность туристских организаций базировались только на постулате, что развитие туризма не должно ориентироваться на достижение коммерческих целей. Поэтому существовала весьма значительная финансовая поддержка со стороны государства, которая выражалась в предоставлении различного рода льгот при кредитовании туристских объектов, в выделении дотаций на обслуживание отдыхающих и заработную плату работающим, предоставлении туристских путевок по цене ниже себестоимости;

формирование материально-технической базы туристской сферы происходило в условиях долгостроя, не на комплексной сдачи объектов.

Масштабность проектов привела к тому, что они не были до конца реализованы, так как для этого требовались значительные базовые инвестиции, на длительный период происходило "омертвление" капитала, в структурный вес основных фондов значительно превышал оборотные средства, туристский оборот, соответственно, характеризовался высокой фондоемкостью.

В новых условиях появилась объективная необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и особенно на местный уровень, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения.

Это в свою очередь требует предоставления регионам соответствующих прав в области формирования принципов, функций и методов управления экономическими и социальными процессами в локальных системах, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на метах.

Однако местные власти не располагают сегодня достаточной материально-финансовой базой и не имеют практических механизмом управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления. Система управления развитием туризма не является обособленно, она представляет часть общей региональной системы управления экономическими и социальными процессами. Процесс децентрализации привел к появлению федерального, регионального и местных (муниципального) управления и, соответственно, к трехуровневой бюджетной системе (федеральный, региональный и местный бюджеты).

Рыночные отношения предполагают взаимодействие на основе экономических интересов, конечной целью которых является получение прибыли и ее максимализация. Самостоятельность хозяйствующих субъектов заключается в свободном выборе ими форм экономической и предпринимательской деятельности. Экономические интересы местных органов власти и хозяйствующих субъектов носят достаточно противоречивый характер и не всегда совпадают.

Так к экономическим интересам местных органов власти относятся: формирование регионального бюджета; достижение экономической стабильности и развития приоритетных отраслей в данной местности; повышение уровня доходов и качества жизни населения.

Экономические интересы субъектов хозяйствования связаны прежде всего с получением прибыли. В связи с этим они стремятся сократить затраты на социальные нужды. Конечно, деятельность хозяйствующих субъектов ведет насыщению потребностей населения, улучшению качества жизни людей, повышению занятости и т. д. , но все это является лишь средством для получения прибыли. Бесспорно, взаимодействие интересов местных органов власти и хозяйствующих субъектов можно рассматривать по линии координации, а не приоритетности одних по отношению к другим.

Задачей местных органов власти является не просто обложение налогами тех или иных источников поступления средств в бюджет, а созданию механизмов стимулирования деловой активности (в данном случаи имеется в виду сфера туризма и сопутствующая ей инфраструктура).

Такие механизмы имеются, важно научится ими грамотно пользоваться, применяя, как говориться, "в нужный момент и в нужное время". Это, к примеру, может быть метод регрессивного обложения налога на прибыль, возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли субъектов хозяйствования на величину средств, направляемых ими на развитие или обновление того или иного объекта, имеющего приоритетное значение и т. д.

Учитывая самостоятельность субъектов хозяйствования, запрет на вмешательство в сферу их финансово-экономической и производственной деятельности со стороны местных органов управления, можно говорить о косвенном воздействии на те или иные управленческие решения путем создания благоприятной и стабильной "внешней среды". То есть формирования необходимых экономических, социальных, правовых условий, при которых собственные возможности субъектов хозяйствования по развитию сферы туризма реализуются с наибольшей отдачей. Именно фактор "внешней среды" для субъектов хозяйствования приобретает решающее значение, так как в переходный период они функционируют в условиях неопределенности, частой смены "правил игры", непредсказуемости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.