Рефераты. Развитие и функционирование регионального туризма

p>Именно правовая стабильность, законопорядок, экономические и социальные условия формирует "качество" внешней среды, с которой тесно связано развитие инфраструктуры, в частности отраслевой (в данном случае туризма). Безусловно, ее состояние влияет на все субъекты, хозяйствующие на данной территории, во многом предопределяя эффективность и режим их функционирования. Единичному субъекту в нынешних условиях невыгодно, да и подчас просто невозможно создать автономную инфраструктуру, сплошь и рядом собственных средств не хватает на производство услуг современного уровня, на которые претендует клиент. Для этого необходимы совместные усилия, в том числе и органов местного управления как аккумулятора средств на данные цели, а также поиск эффективных форм взаимодействия местных органов управления и субъектов хозяйствования. Одной из них является возможность ведения предпринимательской деятельности, используя туристские ресурсы непредсредственно или косвенным образом.

При этом вполне справедливым представляется введение прогрессивной платы за использование туристских ресурсов, имеющих историческую и архитектурную ценность, а также за коммерческую деятельность на территории монастырей, архитектурных ансамблей и исторических мест.

В случае, если деятельность предприятия тем или иным образом наносит ущерб исторически ценным объектам, необходимо предусмотреть штрафные санкции, достаточные для его возмещения.

Вместе с тем стоит подумать о льготах для предприятий, способствующих сохранению памятников архитектуры, выделяющих средства на их реконструкцию, в том числе в виде пожертвований и благотворительных взносов. Аналогичный механизм взаимодействия необходим при использовании природных ресурсов и ведении природоохранной деятельности. К сожалению, пока еще незаслуженно мало внимания уделяется органами власти экологическому законодательству. Грамотно применяя его, можно добиться значительных и регулярных поступлений в бюджет и значительно улучшить экологическую обстановку на своей территории.

Но для этого необходимо первоначально разработать соответствующие методики определения вредного воздействия, его оценки и перевода ущерба в штрафные санкции.

В зависимости от вида деятельности предприятия, принадлежности (или не принадлежности) к муниципальной собственности строятся отношения местных органов с хозяйствующими субъектами. Они представляют собой широкий спектр– от сугубо договорных до отношений “наибольшего благоприятствования”. Управляющее воздействие, направленное на мотивацию различных экономических интересов, приводит к повышению уровня развития малого предпринимательства в сфере туризма, что безусловно самым положительным образом сказывается на экономическом состоянии регионов и стран в целом. (14. С. 44– 45) Активизировать формирование рыночных отношений в экономике России, принести быструю финансовую отдачу должно преимущественное развитие отраслей, восприимчивых к новым для нашей страны формам собственности. В полной мере это относится к туризму, резеры которого велики.

Мировой опыт показывает, что наиболее благоприятной экономической средой для развития туризма является рынок. Естественно, что и сама эта отрасль, и входящие внее предприятия, ориентируясь в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включающего многие сферы и отрасли, в той или иной мере обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования, которые сфера туризма уже в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствует не только созданию новых рабочих мест, повышению профессионализма, совершенствованию технологий, предоставлению новых комплексов разнообразных услуг, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции в этой cфере.

С экономичесой точки зрения привлекательность развития туризма как составногй части сферы услуг –в более быстрой окупаемости вложенных в нее средств и в получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Так, на долю международного туризма приходится около 7% доходов от мирового экспорта. При этом в абсолютном выражении они уступают только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автотранспорта, почти вдвое превышая доходы от экспорта металлоизделий, втрое– теле-радиоаппаратуры, более чем втрое – от экспорта зерна и газа. Если обратится к статистике по нашей стране, то в 1992 году по сравнению с 1989 годом валютные поступления упали с 1, 5 млрд. До 200 млн. Дол. ларов в год . В это же время резко увеличилось количество наших сограждан, выезжающих за границу. В 1991 г. Их численность составила 10, 8 млн. человек, а их расходы за границей–2, 1 млрд. Долларов США, исходя из средних расходов на поездку, составивших в 1991г. Около 190 долларов. Резкая смена направлений туристических потоков имела место после отмены в 1988г. Государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма в стране.

Динамика показателей была снижена также из-за разрыва традиционных связей между странами бывшего СССР, очагов напряженности на популярных у туристов маршрутах, отсутствие координации между регионами, ужесточения пограничных и таможенных формальностей и т...

В это время приорететное развитие получили новые формы управления и хозяйствования. Финансовое бремя было перенесено с“плеч” государства и акцент сделан на использование внутренних резервов предприятия. Механизм хозяйствования предполагал работу по двум моделям: первой, основанной на нормативном распредеклениии прибыли. , и второй, основанный на нормативном распределении дохода.

Хозрасчетные отношения, на которые была переведена отрасль в соответствии с Постановлением Президиума ВКП СССР №3-4 от 18 марта 1991 г. “О преобразовании туристко-экскурсионных объединений, предприятий и организаций профсоюзов в систему акционерных обществ”, потребовали повышения роли коммерческой деятельности, являвшейся стержнем социально-финансовой деятельности предприятий. Таким образом, основными задачами развития сферы туризма стали: расширение объемов реализации услуг, максимальное использованиеимеющейся материальной базы, продление сезона работы, предоставление туристам широкого набора дополнительных платных услуг, создание модернизировнаной системы продажи путевок и туров, изучение спроса на туристический продукт для различных социально-демографических и пофессиональных групп населения и др. И уже в 1991г. , согласно статистическим данным, было зарегистрированно свыше 1000 фирм, работающих в сфере туризма, а в середине–более 1500. В основном это небольшие фирмы, занимающиеся приемом и обслуживанием иностранных туристов. Специализация фирм зависла от их местонахождения и расположения региональными туристическими ресурсами. Их число не увеличело объемы иностранного туризма в Россию, а лишь перераспределило раннее сформированные потоки потоки.

    Система показателей развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субектов (агенств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п. ).

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие: Объем туристского потока;

    Состояние и развитие материально-технической базы туризма;
    Финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;
    Развитие международного туризма.

Туристский поток-это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

    Д=r*t,
    Где Д-количество туродней, чел-дней;
    r-количество туристов, чел. ;

t-средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе , дней.

Туристский поток- явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

    Первый способ:
    Кн=Dmax/Dmin*100 ,
    Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dmin- количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел-дней. Второй способ:

    Кн=Dmax/Dгод*100,
    Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dгод-годовое количество туродней, чел-дней.

    Третий способ:
    Кн=Dmax/Dсм*100,
    Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dсм-среднемесячное количество туродней, чел-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев:

    Dcм=Dгод/12

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе. К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостинниц, санаториев и т. п. ,а также число коек, предоставляемых местными жителями, число мест в торговых залах предприятий питания для туристов, число мест отведенных для туристов в театрах, число ванн отведенных для туристов в водолечебницах, и т. д.

    Мощность коечного фонда определяется по формуле:
    Мк=Кг*365+Кс*t,
    Где Мк-общее количество койко-мест, ед. ;
    Кг-число койко-мест круглогодичного использования, ед. ;
    Кс- число койко-мест сезонного использования, ед. ;
    t- число дней сезонного использования, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др. ); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборачиваемых средств и др. ); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др. ).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

Количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;

Суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок;

    Количество туродней по иностранным туристам.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Для каждой страны или региона развитие туризма имеет как преимущества, так и недостатки.

    2. 3. Туризм в Самарской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.