1) Латвия, например, сосредоточила усилия на развитии банковской системы, превратившись в «балтийскую Швейцарию». На сегодняшний день в республике работают 23 коммерческих банка, в Литве- 10, в Эстонии-5. [13;c.51-59]
2) В Эстонии основой экономики стало развитие сферы услуг. Среди прибалтийских республик Эстония лидировала по уровню иностранного капитала в народном хозяйстве. Сегодня практически все крупные предприятия здесь принадлежат иностранцам, особенно это касается банков-85%. Эстония - страна с самым низким уровнем налогообложения (по сравнению с Литвой и Латвией), поэтому она и привлекательна для инвесторов. [13;c.51-59]
3) В Литве ставку сделали на развитие сельского хозяйства и промышленности.
Основная часть банков и предприятий остались в собственности местных бизнесменов, так как Литва смогла избежать масштабной экспансии иностранного капитала. В республике основной акцент был сделан на развитие производства - лёгкой, электронной, химической, мебельной, пищевой промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день объём сельскохозяйственного производства в Литве занимает примерно 10% в структуре ВВП. [13;c.51-59]
3.2 Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс стран региона базируется на местном (горючие сланцы) и привозном (нефть, нефтепродукты, природный газ) сырье. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев (Эстонская и Прибалтийская ГРЭС). На основе переработки горючих сланцев налажено производство газа, они используются также как сырье для химической промышленности. Все это позволяет говорить о наличии в Эстонии сланцево-энергохимического комплекса. Частично в энергетическом хозяйстве страны используется природный газ, поставляемый из России. По производству электроэнергии надушу населения, Эстония находится на уровне экономически развитых государств Европы. Часть электроэнергии экспортируется в Латвию и Литву.
Энергетическое хозяйство Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В Мажейкяе (Литва) работает нефтеперерабатывающий завод, который использует российскую нефть (ответвление нефтепровода «Дружба»). Среди тепловых электростанций выделяется Литовская ГРЭС (около Вильнюса). Однако основная часть (более 80 %)электроэнергии в Литве вырабатывается на Игналинской АЭС. В Латвии большой удельный вес в производстве электроэнергии занимают гидроэлектростанции, построенные на Даугаве. В Литве действует Каунасская ГЭС на реке Нямунас. [3; с.281-282]
· нефтекомплекс
Среди стран Балтии Литва выделяется развитым топливно - энергетическим комплексом. Он развивается здесь на базе нефти, поступающей из России по нефтепроводу Новополоцк - Мажейкяй. Литовский нефтекомплекс имеет развитую структуру, включает в себя нефтеперерабатывающий завод, нефтепровод, нефтетерминал в Бутинге. Литва- единственная из стран Балтии- имеет собственную нефтепереработку. В настоящее время Литва создала национальный нефтеконцерн «Мажейкяй Нафта». Почти весь нефтекомплекс страны отдан американской нефтяной компании «WILLIAMS international», которая получила 33% акций нового концерна. Этот нефтекомплекс даёт национальному бюджету почти 1,5 млрд долл. дохода в год. [3; c.552-553]
· электроэнергетика
В Латвии большая часть вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС, но также важным источником производства энергии остаются гидроресурсы. Множество электростанций было построено на р. Даугава ещё в советские времена. Самая крупная из них - Плявиньская ГЕС, мощностью 825 тыс. кВт. Небольшое количество энергии производится на малых ГЭС и установках с ветровыми двигателями. Тем не менее, электроэнергия, произведённая в самой стране, не обеспечивает полностью спроса, поэтому часть её Латвия закупает в Эстонии, Литве, России. [3; c.522]
В Литве ведущее место в структуре вырабатываемой электроэнергии занимает электроэнергия, получаемая на АЭС. Игналинская АЭС мощностью 6 млн кВт вырабатывает 85% всей электроэнергии в стране. Это самый высокий показатель в мире. Литва по требованию ЕС должна закрыть ИАЭС к 2010 году, но власти Литвы намерены сохранить её ещё на 15 лет. Это связано тем, что в ближайшие годы не будет альтернативного источника получения энергии. Кроме того, закрытие АЭС потребует больших затрат. Особенность энергетики Эстонии - огромная роль горючего сланца, на базе которого производится 99% электроэнергии. [3; c.484-485;556-557]
3.3 Химическая промышленность
Химическая промышленность достигла наибольшего развития в Литве. Здесь она базируется на привозном сырье (природный газ, апатиты), а также продуктах нефтепереработки. Основные направления развития литовской химической промышленности - производство минеральных удобрений для сельского хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения. Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава. Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др. На основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность, которая специализируется на производстве различных средств для инъекций. В Эстонии на сланцевом сырье налажено производство азотных удобрений, красителей и другой химической продукции (Кохтла-Ярве).
3.4 . Машиностроение
Современное машиностроение претерпело наиболее значительные изменения по сравнению с советским периодом. Выпуск многих видов продукции был прекращен (например, автомобилей RAF в Риге), в других отраслях (вагоностроение, судостроение) значительно сократились масштабы производства. Развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала (радиотехника, изделия тонкой механики, приборы и др.), а также производство отдельных видов оборудования для промышленности и сельскохозяйственных машин. Потребности машиностроения в металле удовлетворяются за счет импорта из Украины и России, а также продукции передельного металлургического завода в Лиепае (Латвия)- 500 тыс. в год. Основные центры машиностроения - Рига, Каунас, Клайпеда.
Крупным литовским станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»; основные центры станкостроения - Вильнюс и Каунас (Литва). Среди крупнейших машиностроительных предприятий стран Балтии можно назвать заводы: «Экранас», выпускающий телевизоры и комплектующие узлы и детали для них, и «Снайге», известный производством холодильников.[5; c.282]
3.5 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность использует местную и привозную древесину и представлена в основном производством мебели и бумаги, а также разнообразных строительных изделий и конструкций из дерева. Центры производства: Юрмала (Латвия), Клайпеда (Литва), Тарту, Пярну (Эстония).
3.6 Лёгкая промышленность
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию -- текстильные, трикотажные, швейные изделия, обувь. Сильная зависимость от импортных поставок сырья (хлопок) и сокращение производства химических волокон обусловили резкое падение объемов производства продукции в отрасли. Крупные текстильные, трикотажные и швейные предприятия имеются во всех основных промышленных центрах -- Риге, Елгаве, Лиепае (Латвия), Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе (Литва), Нарве, Таллинне (Эстония).
Латвийская лёгкая промышленность даёт около 14% стоимости промышленной продукции. Дешёвые трудовые ресурсы - основа конкурентоспособности латвийских товаров, что позволяет им легко проникать на европейский рынок. Около 50% продукции латвийской лёгкой промышленности идёт на экспорт, из них в страны ЕС -70%. В Литве производство по переработке льна организовано по полному циклу: подготовка сырья - прядение- ткачество - пошив готовых изделий. Работают пять предприятий, наиболее крупное из которых находится в г. Паневежис. Лён поступает из Украины, Бельгии, Германии, Дании. В перспективе предполагаются значительные поставки из Беларуси. До 90% произведённых льняных тканей и изделий из них экспортируется в страны Европы. Развита также трикотажная отрасль. [3; c.525;c.555]
3.7 Пищевая промышленность
Среди отраслей пищевой промышленности повсеместно развиты рыбная, мясная и молочная отрасли. Лов рыбы ведется в Балтийском море. Переработка производится на рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводах в Риге, Лиепае, Вентспилсе (Латвия), Клайпеде (Литва), Таллинне и Пярну (Эстония). Из других отраслей представлены пивоварение, кондитерская, производство разнообразных напитков, мукомольно-крупяная и т. д. Пищевая промышленность обладает своеобразной проблематикой в каждой стране. В Латвии, например, главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Чтобы повысить конкурентоспособность пищевых продуктов, особенно молочных, на европейском рынке в стране реализуют программу модернизации предприятий отрасли. В Литве существует государственная система поддержки экспорта сельскохозяйственных продуктов. Это позволяет удерживать объёмы производства и сохранять занятость населения.
3.8 Сельское хозяйство
В результате проведения аграрной и земельной реформ в государствах Балтии сформировался фермерский тип сельского хозяйства с частным землевладением. При этом значительно сократились объемы производства основных видов продукции, обусловленные потерей традиционного рынка сбыта (Россия) и конкуренцией со стороны импортного продовольствия. В трех республиках ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство, которое специализируется на разведении крупного рогатого скота и свиноводстве (в том числе беконного направления). При этом поголовье свиней (около 2 млн) превышает поголовье крупного рогатого скота. По производительности коров (надой молока на одну корову) и производству молока на душу населения государства Балтии занимают лидирующие позиции в мире. Растениеводство играет подчиненную роль: специализируется на производстве кормов, зерновых и технических культур, а также овощей. Сельскохозяйственные угодья занимают от 35% (Эстония) до 55 % (Литва) территории, при этом около половины посевных площадей отводится под кормовые культуры. Основные площади в структуре посевов под зерновыми культурами занимают ячмень и пшеница. В Латвии и Литве широко распространены посевы льна-долгунца и сахарной свеклы. Повсеместно выращиваются картофель и овощные культуры. [5; c.283]
3.9 Транспортная сеть
Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике. Для внешней торговли наибольшее значение имеют железнодорожный и морской виды транспорта. Общая протяженность железных дорог превышает 5,5 тыс. км. Основные морские порты -- Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония). Столицы государств связаны авиационным сообщением с аэропортами многих городов России, Европы и Америки. Так как транспортная система играет исключительную роль в экономике стран Балтии имеет смысл рассмотреть её применительно к каждой стране в отдельности.
Транспортный комплекс Литвы.
В Литве на транспортные услуги приходится около 7% ВВП страны, около 5% её населения работает на транспорте.[3; c.558]
· морской транспорт
Самый крупный литовский стратегический и экономический порт- Клайпеда. Клайпедский порт - универсальный, через него проходят металл, мазут, удобрения, древесина, контейнерные и другие грузы. Порт имеет несколько специализированных терминалов, его грузооборот составил в 2000г. 19,4 млн т. [3; c.558]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6