Рефераты. Особенности социально-экономического развития стран Балтии

p align="left">· железнодорожный транспорт

Протяжённость железных дорог 2000 км. Более половины от общего объёма грузооборота литовских железных дорог составляют транзитные перевозки. [3; c.559]

· автомобильный транспорт

Главные автомобильные дороги страны формируют южную часть магистрали Via Baltika.Тринадцать крупных автодорог ведут из Литвы в Латвию, 16-в Беларусь, 4- в Польшу, 8- в Калининградскую область России. [3; c.559]

· внутренние водные пути

Проходят по реке Нямунас, Вилия и Тракайским озёрам. Их используют для перевозок прежде всего строительных материалов.

· воздушное сообщение

Организовано авиакомпанией «Литовские авиалинии». Имеются три международных аэропорта - в Вильнюсе, Каунасе, Паланге.

Транзитный комплекс Латвии.

Транспорт и коммуникации являются наиболее успешно развивающимся сектором национальной экономики Латвии. Развитие транзита, транзитных перевозок, портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста страны.

· портовое хозяйство

Основу транзитного комплекса составляют огромное портовое хозяйство, включающее в себя три больших и девять маленьких портов, развитая транспортная инфраструктура с объектами трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Латвийское пароходство (LASCO) не только самое крупное и современное в Балтии, но и одно из крупнейших в мире по перевозкам светлых нефтепродуктов.

Латвийский транзитный коридор - основная транспортная артерия в бассейне Балтийского моря для доставки российской нефти и нефтепродуктов к рынкам северо-западной Европы. Важнейшим портом этого коридора остаётся Венспилс, лидер по приёму и перевалке российской нефти (около 13% российского экспорта нефти). Пропускная способность порта по нефти -50-55 млн т в год. Кроме операций по перевозке нефти, Вентспилс осуществляет перевозки калийных удобрений. Создана компания «Калий Паркс», учредителями которой являются предприятия «Уралкалий», «Сильвинит», «Беларуськалий». Она самая крупная в Европе и одна из трёх крупнейших в мире по перевозкам удобрений. Вентспилс проводит также операции по перевалке и транспортировке чугуна и, чёрных металлов, хлопка, крупногабаритных грузов. [3; c.518]

· железнодорожный транспорт

Протяжённость железной дороги -2,4 тыс. км. [3; c.519]

Латвийская железная дорога в настоящее время является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит государству. Приоритетный вид деятельности - транзитные перевозки, на которые падает ? всего грузооборота. Большую часть в структуре грузооборота составляют нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы и лес.

· автомобильный транспорт

В значительной степени обслуживает транзитные перевозки. Существует проект Панъевропейского транспортного коридора.

Транспортный комплекс Эстонии.

Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15-25% ВВП Эстонии.

[3; c.487]

· морской транспорт

Эстония обладает современными глубоководными портами с развитой инфраструктурой. Наиболее крупный эстонский порт ( мощность до 5 млн т) -Мууга. В настоящее время в грузообороте Таллиннского порта доминирует перегрузка жидких и генеральных грузов. Доля транзитных грузов - ?. Таллиннского порт считается единственным серьёзным конкурентом латвийских портов по перевалке нефти. Общий грузооборот Таллиннского порта в 2000 г. составил 29,4 млн т. [3; c.487]

· железнодорожная сеть

протяжённость железных дорог Эстонии - 1000 км. Особенность эстонских железных дорог - большая протяжённость узкоколейных дорог, на которые приходится почти половина длины всей железнодорожной сети. По железным дорогам осуществляют более 90% транзитных перевозок через территорию Эстонии. Наибольшую часть железнодорожного транзита составляют нефтепродукты, зерно, металлы. [3; c.488]

· автомобильный транспорт

Плотность сети автомобильных дорог Эстонии велика- 669 км на 1000 км кв. Она сопоставима с плотностью автомобильных дорог в странах Северной Европы и лишь немного отстаёт от показателей Западной Европы. Транзитный индекс, характеризующий качество оказываемых услуг (время, затраченное на перевалку и хранение груза, а также на прохождение необходимых таможенных процедур), ставит Эстонию в Балтийском регионе на второе место после Финляндии. Однако Эстония имеет некоторые преимущества перед Финляндией, связанные с более низкими расценками оказываемых услуг. Поэтому ежегодный прирост грузооборота эстонских портов составляет 13-15%. [3; c.489]

3.10 Сфера услуг

В структуре ВВП доля сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия (68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства для стран Балтии. В настоящее время для жителей стран СНГ получение виз стало проблематичным, что связано с переориентацией рынка туризма на местных жителей и туристов с Запада, что в итоге повлекло за собой огромные убытки. Много внимания в стране уделяют развитию инфраструктуры туризма, особенно транспортной. Развитие портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста для стран Балтии. В целом, на транспортные услуги приходится около 5-7% ВВП стран, около 5-8% населения работает на транспорте. [3; c.492; c.529]

Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в экономике.

Глава IV.Внешнеэкономическая деятельность

4.1 Внешнеэкономические связи. Инвестиционная деятельность

Внешнеэкономические связи Латвии.

Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле - это страны ЕС и СНГ. [17]

Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии, преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132 странами. [17]

Структура экспорта Латвии (2006 г) Диаграмма 1.

Источник: составлена автором по данным [19].

Инвестиционная деятельность.

Реальная макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В 2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%, внутренней торговли - 19%, промышленности - 18%, связи - 14%, предпринимательских посреднических услуг - 12%, транспорта - 8%, других - 8%. Наибольший рост инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США - 12%. Затем следуют Германия - 11%, Дания - 11%, Эстония - 10%, Швеция - 9%, Финляндия и Россия - по 6%, Великобритания - 5%, Норвегия - 4% и т.д. К числу крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть» - 61,8 млн. долл., «Газпром» - 19,3 млн. долл. и «Лукойл» - 15 млн. долл. инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы. В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а возникающее производство уже принадлежит иноинвестору. [17]

Внешнеэкономические связи Литвы.

Финансовый кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы. Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее важные торговые партнеры страны в настоящее время -- Германия, Латвия, Белоруссия, Россия и Дания. [16]

Структура экспорта Литвы (2006 г)

Диаграмма 2.

Источник: Составлена автором на основе [19].

Инвестиционная деятельность.

Литва долгое время отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% -- правительству Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%), Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на земельные участки и недвижимость. Наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды, энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый в 1995 г. закон о свободных экономических зонах. [16]

Внешнеэкономические связи Эстонии.

Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15--25% ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии. [13; c.58]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.