Рефераты. Особенности социально-экономического развития стран Балтии

p align="left"> Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают: 1)создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений; 2)закрепление позиций Эстонии в международной торговле.

Структура экспорта Эстонии (2006 г)

Диаграмма 4.

Источник: Составлена автором на основе [14].

В Эстонии проводится политика диверсификации каналов экспорта, который направляется более чем в 140 стран. Главные страны-импортеры -- Финляндия (22,6%), Россия (11,1%), ФРГ (10,8%), Швеция (9,0%). Обозначилась тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и Финляндии.

В настоящее время на долю России приходится 13-- 15% эстонского экспорта и 10--12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия занимает в регионе третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки газа. В российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная техника, продовольственные товары. Происходит нарастание контактов Эстонии с отдельными регионами России -- Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями (как между государственными структурами, так и между частными и общественными организациями). Особое место в экономической политике Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества Большого Урала. Прослеживается четкая тенденция расширения торговых связей со странами ЕС. [3; c.491]

Инвестиционная деятельность.

По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы. Особенностью экономического развития Эстонии является большой объем получаемых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения она получает больше инвестиций, чем Латвия, Литва и Россия, вместе взятые, и в среднем в пять раз больше, чем страны СНГ. Более половины всех инвестиций в Эстонии было направлено в пищевую, текстильную и электронную промышленность, а также в транспорт и связь. Основными инвесторами выступают шведские и финские компании. Россия занимает третье место. В числе крупнейших российских предприятий, вложивших капиталы в экономику Эстонии, можно назвать Лентрансгаз, Газпром, Самарский авиационный завод. По западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности в Центрально-Восточной Европе занимает второе место после Венгрии. Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%. Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. [3; c.488-489]

4.2 Сотрудничество с Республикой Беларусь

Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.

В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:

географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;

политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;

экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;

национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;

экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.

С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.

Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе.

Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.

Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на: 1)полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; 2)обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами; 3)позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; 4)развитие регионального сотрудничества. Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе.

Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.

· Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

· Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска.

· Между Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов, встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

Таким образом, проведение демократических преобразований в Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой Беларусь. В балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для развития добрососедских отношений. Транзит является одним из приоритетных направлений экономик стран Балтии. Для Латвии и Литвы, владеющих такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.

Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. В условиях некоторой изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:

· возможность расширения рынков сбыта белорусской продукции;

· уменьшение чрезмерной зависимости Беларуси от влияния России;

· создание климата сотрудничества и доверия в субрегионе и на региональном уровне, укрепление европейской безопасности в целом

· активизация балтийского вектора белорусской внешней политики способствовало бы нормализации отношений с Западноевропейскими государствами и США. [8; c.55-60]

4.3 Диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион

Внутренние различия Латвии

1) Центральная Латвия (Земгале). Экономическое значение Центральной Латвии определяется прежде всего расположением в ней столицы страны-Риги. На долю которой в настоящее время приходится почти половина промышленного производства Латвии. Основными отраслями промышленности стали машиностроение, текстильная и пищевая. Особое место в Центральном районе занимает город-курорт Юрмала.

2) Курземе. Спецификой Курземе является то, что на его территории находятся два морских незамерзающих порта -- Вентспилс и Лиепая.

3) Видземе выделяется как основной сельскохозяйственный район страны. Природные условия здесь наиболее благоприятны для развития молочного животноводства. Промышленность связана с переработкой сельскохозяйственного сырья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.