Значительный резерв сокращения объема буровых работ — повышение дебита
новых скважин за счет совершенствования вскрытия нефтяных пластов. В этих
целях необходимо кратное увеличение бурения горизонтальных скважин, дающих
увеличение дебита против стандартных скважин до 10 и более раз. Решение
вопросов качественного вскрытия пластов позволит повысить первоначальный
дебит скважин на 15-25%.
В связи с систематической недопоставкой в последние годы
нефтегазодобывающим предприятиям материально-технических ресурсов для
поддержания фонда в работоспособном состоянии использование его резко
ухудшилось. Особенно интенсивно возрастал неработающий фонд в 1989 г. — на
2.1, в 1990 г. — 6.7, 1991 г. — 5.9, 1992 г. - 7.4 тыс. скважин. Косвенной
причиной роста неработающего фонда скважин является также низкое качество
оборудования, поставляемого отечественными заводами, что ведет к
неоправданному росту объемов ремонтных работ.
Таким образом, нефтяная промышленность России к 1992 г. уже вступила в
кризисное состояние несмотря на то, что она располагала достаточными
промышленными запасами нефти и большими потенциальными ресурсами. Однако за
период с 1988 по 1995 гг. уровень добычи нефти снизился на 46.3%.
Переработка нефти в Российской Федерации сосредоточена в основном на 28
нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ): на 14 предприятиях объем переработки
нефти превышал 10 млн т в год и на них перерабатывалось 74.5% всего объема
поступающей нефти, на 6 предприятиях объем переработки составлял от 6 до 10
млн тв год и на остальных 8 заводах — менее 6 млн т в год (минимальный
объем переработки 3.6 млн т в год, максимальный — около 25 млн т в год).
Мощности отдельных НПЗ РФ по объемам перерабатываемого сырья, структура
их производственных фондов существенно отличаются от зарубежных
нефтеперерабатывающих предприятий. Так, основная доля нефти в США
перерабатывается на НПЗ мощностью 4-12 млн т/год, в Западной Европе — 3-7
млн т в год . В табл. 1 приведены показатели производства основных
нефтепродуктов в РФ и развитых капиталистических странах.
|Страна |Объем производства |
|вскрытия | |
|нефтяных | |
|пластов. В| |
|этих целях| |
|необходимо| |
|кратное | |
| |Ьенз|Диз.|Маз|Смазочн|Ьиту|Кокс|
| |ин |топл|ут |ые |мы | |
| | |иво | |масла | | |
|Россия |45.5|71.4|96.|4.7 |8.1 |0.99|
| | | |8 | | | |
|США |300.|145.|58.|9.0 |26.2|36.2|
| |2 |4 |4 | | | |
|Япония |28.7|44.6|38.|2.0 |5.8 |0.4 |
|Германия |20.2|33.7|9.0|1.4 |2.7 |1.4 |
|Франция |15.6|27.7|12.|1.7 |2.8 |0.9 |
| | | |5 | | | |
|Великобрит|27.2|25.4|16.|0.9 |2.1 |1.5 |
|ания | | |5 | | | |
|Италия |15.9|26.2|24.|1.1 |2.4 |0.8 |
Табл.1
В структуре производства и потребления РФ значительно больший удельный
вес занимают тяжелые остаточные нефтепродукты. Выход светлых близок к их
потенциальному содержанию в нефти (48-49%), что указывает на низкое
использование вторичных процессов глубокой переработки нефти в структуре
отечественной нефтепереработки. Средняя глубина переработки нефти
(отношение светлых нефтепродуктов к объему переработки нефти) составляет
около 62- 63%. Для сравнения, глубина переработки на НПЗ промышленно
развитых стран составляет 75-80% (в США — около 90%) С начала 90-х годов в
условиях относительно стабильного спроса на светлые нефтепродукты
наблюдалось понижение уровня загрузки по большинству процессов . Дальнейшее
падение этого показателя и, как следствие, глубина переработки, достигшей
минимума в 1994 г. (61.3%), вызвана снижением потребления моторного топлива
в условиях углубляющегося спада промышленного производства по России в
целом. На отечественных заводах недостаточно развиты процессы гидроочистки
дистиллятов, отсутствует гидроочистка нефтяных остатков . НПЗ являются
крупными источниками загрязнения окружающей среды: суммарные выбросы
вредных веществ (диоксида серы, окиси углерода, окислов азота, сероводорода
и др.) в 1990 г. составили 4.5 кг на тонну переработанной нефти.
Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на
предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным
странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического
крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в 8
раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один из
прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая структура
все меньше соответствует потребностям национального рынка, поскольку
приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута при
дефиците высококачественных моторных топлив .
Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных процессов
лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на
нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей,
а также большой изношенности технологического оборудования. Из более 600
основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в 1991
г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же большинство
(67.8%) введено в строй более 25 лет назад и требует замены. Состояние
установок первичной перегонки в Российской Федерации в целом наиболее
неудовлетворительное. Процессы характеризуются повышенной энергоемкостью:
расход энергоресурсов в среднем по РФ на предприятиях нефтепереработки
составляет 0.13-0.15 т усл. топлива/т нефти, что почти вдвое выше, чем на
новых НПЗ и 2.5-3 раза выше показателей зарубежных заводов. Недостаточна
утилизация побочных продуктов переработки.
Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов
нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и
низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе-
риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в
качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов.
Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран
правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к
значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ.
Новые стандарты качества моторных топлив (так называемых "ре-
формулированных" моторных топлив) предусматривают:
— для бензинов — значительное снижение содержания ароматических
(бензола до 1%) и олефиновых углеводородов, сернистых соединений,
показателя летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений
(до 20%);
— для дизельных топлив — снижение содержания ароматических
углеводородов до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%.
В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в
США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только
неэтилированные бензины .
На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина.
Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства автобензинов в
1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не
увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около
45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на
модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые
компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На
предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий
современным требованиям развития двигателестрое-ния. Несколько лучше
состояние производства дизельного топлива как экспортноспособного продукта.
Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г. составила
63.8%, в 1995г. - до 76% .
В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент
смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил
4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение
производства масел имело место на грозненских (в настоящее время
производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и
Омском НПЗ.
Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе
нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для
функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7
октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой
контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской
Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов, 13264
тыс.куб.м ре-зервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В
настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы
магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии.
Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в
соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно
значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до 30
лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их
эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по
поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса
на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти
и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за
период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных
трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть
нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном
режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение
К.ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно
увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым
осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье.
Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к
затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5