Рефераты. Анализ состояния нефтяной промышленности России

резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам

специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было

в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится

невозможным.

Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие

экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная

способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских

нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с

терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны

отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской

нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.

Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В

бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.

Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени

единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе

транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие

диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти

на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в

смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от

ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного

перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум

60-80 млрд руб.

К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния (НПрО) включала в

себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных

автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28

миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около

320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в

Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего

количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,

14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу

наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза №

3, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская,

Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного

парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного

транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении

к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных

трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9

км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются

магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского

направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80%

объема перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры

целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные

системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.

К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами

специальным структурным подразделением — службами ГСМ. Служба между

федеральными и региональными органами исполнительной власти в части

развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.

гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220

предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели

по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась

всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также

автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном

использовался для внутренних перевозок.

В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада

ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода топлива от 5 до 20

тыс. т в год.

Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для

дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива).

Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт.

суммарной емкостью более 5 млн кубометров.

Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном

транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные

комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы

НПрО. В этот период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР была

реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы

которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного

предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ",

"ЮКОС", "Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт"

(всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует

деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой

исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз

снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн

куб.м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами

неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок

автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до

66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет

платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных

видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей

сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке

нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают

транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку

наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало

нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных

условиях их приобретения на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось

через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства

нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также

Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и

нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных

республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство

строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное

Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,

буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке

попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным

нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало

механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-

вспомогательными предприятиями и организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической

промышленности СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились предприятия по

переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного

органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства

и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и

резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и

вспомогательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г.

государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и

газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений,

бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-

исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и

организации.

Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли

планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы

нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).

Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических

районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной

Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех

республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали

суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство

предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и

газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно

производственно-территориальными объединениями.

Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись

геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление

буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.

Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности

предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении),

который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они

становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами

экономики.

В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость

отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать

проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения

нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало

невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1

машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе 23 машиностроительных

предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша СССР был создан

машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше

600 млн руб. в год. Главной задачей концерна являлось обеспечение

нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями, инструментом

и важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования. Однако

потребности отрасли в продукции машиностроения за счет собственного

производства удовлетворялись только на 25%.

Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация

"Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.