резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам
специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было
в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится
невозможным.
Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие
экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная
способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских
нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с
терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны
отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской
нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.
Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В
бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.
Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени
единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе
транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие
диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти
на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в
смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от
ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного
перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум
60-80 млрд руб.
К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния (НПрО) включала в
себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных
автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28
миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около
320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в
Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего
количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,
14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу
наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза №
3, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская,
Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного
парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.
Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного
транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении
к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных
трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9
км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются
магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского
направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80%
объема перекачки по трубопроводам.
НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры
целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные
системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.
К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами
специальным структурным подразделением — службами ГСМ. Служба между
федеральными и региональными органами исполнительной власти в части
развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.
гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220
предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели
по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась
всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также
автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном
использовался для внутренних перевозок.
В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада
ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода топлива от 5 до 20
тыс. т в год.
Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для
дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива).
Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт.
суммарной емкостью более 5 млн кубометров.
Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном
транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные
комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.
Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы
НПрО. В этот период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР была
реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы
которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного
предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ",
"ЮКОС", "Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт"
(всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует
деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой
исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз
снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн
куб.м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами
неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок
автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до
66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.
Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет
платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных
видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей
сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке
нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.
Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают
транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку
наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало
нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных
условиях их приобретения на НПЗ.
Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось
через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства
нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также
Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и
нефтепродуктов
при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных
республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство
строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное
Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,
буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке
попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным
нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало
механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-
вспомогательными предприятиями и организациями.
В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились предприятия по
переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного
органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства
и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и
резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и
вспомогательные предприятия и организации.
Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г.
государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и
газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений,
бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-
исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и
организации.
Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли
планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы
нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).
Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических
районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной
Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех
республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали
суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство
предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и
газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно
производственно-территориальными объединениями.
Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись
геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление
буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.
Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности
предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении),
который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они
становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами
экономики.
В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость
отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать
проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения
нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало
невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1
машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе 23 машиностроительных
предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша СССР был создан
машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше
600 млн руб. в год. Главной задачей концерна являлось обеспечение
нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями, инструментом
и важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования. Однако
потребности отрасли в продукции машиностроения за счет собственного
производства удовлетворялись только на 25%.
Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация
"Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5