машины, м; nц - число циклов черпания в минуту;
Vк – вместимость ковша (геометрическая), м3.
Техническая производительность определяется для типичных эксплуатационных
условий при непрерывной работе машины, т.е. в этом случае учитывается
влияние свойств породы, заполнение ковша (грейфера, скрепера) породой,
качество дробления породы, изменение продолжительности одного цикла
черпания в реальных условиях и т.д.
Эксплуатационная производительность определяется объемом погруженной породы
за общее время работы машины. На эксплуатационную производительность
влияет, таким образом, продолжительность подготовительно-заключительных
операций, остановок в работе машины по технологическим, а также простоев по
организационным и техническим причинам.
Техническая производительность ковшовой погрузочной машины (по породе в
разрыхленном состоянии) (м3/мин).
Qтех=nцkзkдрVк/kц ,
где: kз – коэффициент заполнения ковша (в зависимости от плотности породы,
размера кусков и соотношения между напорным усилием машины и шириной ковша
kз изменяется в диапазоне 0,3 – 1,2); kдр – коэффициент, учитывающий
дополнительное разрыхление породы в ковше (kдр = 0,92ч0,96); kц –
коэффициент, учитывающий изменение продолжительности цикла в реальных
условиях (для машин с пневмоприводом kц = 0,92ч1,1).
Эксплуатационная производительность (м3/ч.) в общем случае определяется по
формуле:
Qэ = 60Vп/Т0,
где Vп – полный объем горной массы, погруженной машиной за проходческий
цикл, м3; Т0 – общее время работы машины, мин.
Полный объем горной массы в плотном теле (м3)
Vп=lцS?в ,
где lw – расчетное подвигание забоя за один цикл, м.
S – площадь проектного сечения выработки, м2;
?в – коэффициент, учитывающий увеличение сечения выработки против
проектного (?в=1,05ч1,08).
Общее время работы машины складывается из времени собственно погрузки,
замены груженых вагонеток или составов на порожние и суммарной
продолжительности простоев по организационно-техническим причинам, включая
время на подготовительно-заключительные операции.
В частности, часовую эксплуатационную производительность (м3/ч) ковшовой
машины (по породе в плотной массе) можно рассчитать по формуле:
Qэ=[pic]
где kp – коэффициент разрыхления пород, равный 1,5 – 2; kкр – коэффициент,
учитывающий крупность кусков породы и ее физико-механические свойства (при
крупности кусков до 300 мм. kкр = 1, при крупности более 400 мм. kкр =
1,3); tв – удельные затраты времени на вспомогательные операции, включающие
очистку путей и выдвижение рельсов, кайловку и перекидку определенной части
породы с периферии в зону работы ковша (для выработок, ширина которых равна
фронту погрузки, tв – составляет 1,5 чел.-мин./м3); L – расстояние до
пункта обмена вагонеток, м.; Vв – вместимость вагонетки, м3; kз –
коэффициент заполнения вагонетки, принимаемый равным 0,9; vс – средняя
скорость откатки вагонеток или составов с учетом маневров, перецепки и т.д.
на участке от погрузочной машины до обменного пункта (по данным практики vc
составляет 0,6 м/с.); nв – число вагонеток в составе.
Соответственно часовая эксплуатационная производительность (м3/ч) машины
непрерывного действия типа ПНБ может быть рассчитана по формуле
Qэ =[pic]
где kрп = 1,1ч1,3 – коэффициент, учитывающий форму и расположение породы
после взрыва; kпм – коэффициент, учитывающий продолжительность маневра при
погрузки и степень соответствия данного типа машины условиям погрузки (kпм
= 1,05ч1,1).
Производительность погрузочно-транспортных машин существенно зависит от
длины транспортирования и скорости движения груженой и порожней машины.
Эксплуатационная производительность погрузочно-транспортной машины (м3/ч) с
грузонесущим ковшом.
Qэ = [pic],
а для машин с ковшом и кузовом
Qэ =[pic],
где Vк, Vкуз – вместимость соответственно ковша и кузова, м3; kз и kзк –
коэффициент заполнения соответственно ковша и кузова; ? = 1,15ч1,2 –
коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое на разборку негабарита в
забое; tц – продолжительность цикла черпания грузонесущим ковшом, равная 50
сек.; t’ц – продолжительность одного цикла погрузки, сек.; kман –
коэффициент, учитывающий продолжительность маневров машины в забое, равный
1,3; kcc – 0,6 – коэффициент среднеходовой скорости движения; L – длина
транспортирования, м; vгр и vпор – скорости движения груженой и порожней
машины, принимаемые соответственно 1,8 и 2,3 м/с.; tраз = 30ч40 –
продолжительность разгрузки машины, сек.
Если машина в течение всей смены работает на уборке породы, то ее
эксплуатационная производительность (м3/смену)
Qсм = QэTсмkи ,
где Тсм – продолжительность смены, ч.; kи = 0,7ч0,8 – коэффициент
внутрисменного использования машины, учитывающий подготовительно-
заключительные операции, заправку машины, перегон к месту работы и обратно
и другие операции, не относящиеся непосредственно к погрузке и
транспортированию.
Техническая производительность скреперной установки при скреперовании
непосредственно в отвал по породе в разрыхленном состоянии (м3/ч).
Qтех = [pic],
где Vc – вместимость скрепера, м3; kс – коэффициент заполнения скрепера
(для крупнокусковой горной массы kс = 0,5ч0,7; для среднекусковой = 0,7ч0,8
и мелкокусковой kс = 0,9ч1); L – длина скреперования, м.; vгр и vпор –
скорости движения соответственно груженого и порожнего скрепера (vгр =
1,1ч1,7 м/с и vпор = 1,5ч2,3 м/с; устанавливаются по технической
характеристики скреперной лебедки); t = 15ч20 с – время, затрачиваемое на
загрузку и разгрузку скрепера.
Эксплуатационная часовая производительность скреперной установки (м3/ч)
Qэ = Qтехkи
где kи – коэффициент использования скреперной установки во время уборки
породы, принимается равным 0,4 – 0,6.
При погрузке в вагонетки или другие транспортные емкости (скипы, бадьи)
производительность скреперной установки зависит от времени загрузки одной
вагонетки и состава, а также времени, затрачиваемое на замену груженого
состава на порожний.
Эксплуатационная производительность (м3/ч) при погрузки в вагонетки может
быть определена по формуле:
Qэ = [pic]
где kз и kc – коэффициенты наполнения соответственно вагонетки и скрепера
(см.выше); Z – число вагонеток в составе; vc – вместимость скрепера, м3; t1
– время на замену состава груженого на порожний, с.
Время на замену состава t1 (c) можно рассчитать по формуле
t1 = 2Lоп/vc
где Lоп – расстояние до пункта обмена вагонеток, м.; vc – средняя скорость
откатки вагонеток или составов с учетом маневров, перецепки вагонетки и
т.д., принимается равной 0,6 м/с.
Снижение затрат времени на погрузку и увеличение производительности
погрузочного оборудования могут быть достигнуты за счет сокращения времени
на обменные операции путем использования перегружателей,
вагоноперестановщиков, вагонеток повышенной (до 1,4 м3 и более)
вместимости; улучшение качества буровзрывных работ, обеспечивающих
необходимую степень дробления, компактную форму развала и высокие значения
коэффициента использования шпуров; применение эффективных опрокидных
устройств для глухих вагонеток, мощных современных электровозов; внедрения
мероприятий по сокращению продолжительности подготовительно-заключительных
операций и улучшение внутрисменного использования машин.
Производительность погрузки породы пневматическими грейферными машинами в
вертикальных выработках в общем случае выражается формулой
Qп = Vkp/Tп
где V – объем взорванной породы, м3; kр – коэффициент разрыхления породы;
Тп – время погрузки всей породы в первой и второй фазе (без учета времени
на подготовительно-заключительные операции).
Время погрузки Тп складывается из времени собственно погрузки породы в
первой фазе машиной, времени технологических простоев в связи с
необходимостью замены груженых бадей на порожние и времени погрузки породы
с применением ручного труда во второй фазе. С учетом этого среднюю
производительность погрузки по разрыхленной породе (м3/ч.) можно рассчитать
по формуле
Qп = [pic],
где ? – коэффициент, учитывающий неравномерность работы, регламентированный
отдых, простои по организационным причинам и т.д., равный 1,15ч1,2; ? –
доля породы в первой фазе уборки; n – число погрузочных машин; Qтех –
техническая производительность машины; ko – коэффициент одновременности
работы машин, равный 1 при n = 1 и 0,75 – 0,8 при n = 2; kп – коэффициент,
учитывающий просыпание породы при погрузке грейфера в бадьи [kп =
(dб/0,8dг)2, где dб и dг – диаметр соответственно бадьи и грейфера с
раскрытыми челюстями, м]; tп – время простоя погрузочной машины, ч; Vб –
вместимость бадьи, м3; kз = 0,9 – коэффициент заполнения бадьи; nр – число
рабочих, занятых на погрузке породы во второй фазе; Qу – производительность
погрузки породы во второй фазе одним рабочим (по породам с f = 12ч16 Qу =
0,5 ч1 м3/ч).
Значение tп зависит от типа и числа подъемов и соотношение между временем
погрузки бадьи tпб и временем цикла Тцп подъема. Например, если подъем
осуществляется без перецепки бадей, то для одноконцевого подъема tп = Тцп,
для двух одноконцовых и при tпб <Тцп tп = 0.
Основными направлениями сокращения продолжительности погрузки в
вертикальных выработках и увеличение производительности труда являются:
применение высокопроизводительных погрузочных машин с механизированным
вождением грейфера и дистанционным управлением погрузкой;
совершенствование буровзрывных работ с целью обеспечения равномерного
дробления породы, уменьшения переборов сечения и увеличение коэффициента
использования шпуров;
обеспечение четко согласованной работы погрузочной машины с подъемом и
сокращение до минимума простоев из-за маневров бадей у забоя;
механизация работ по погрузки работ во второй фазе.
Требование правил безопасности при погрузке породы.
Машины для погрузки породы работают в специфических условиях, в связи с чем
при их эксплуатации предъявляются повышенные требования к соблюдению правил
безопасности.
К управлению погрузочными, погрузочно-транспортными машинами и скреперными
установками допускаются только лица, имеющие специальные удостоверения и
прошедшие специальный инструктаж по безопасному применению оборудования с
дизельным двигателями, если такое оборудование применяется в подземных
условиях.
Перед началом работы погрузочной работы необходимо осмотреть крепь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11