Судебники XV-XVI вв. как памятники права. Судебник 1550 источники, разработка В 1м общерос. (“великокняж”) Судебнике 1497 г. нашли примен. нормы РП, обычного права, суд. практики и литов. законод. Главной целью Судебника были распр. юрисдик. великого князя на всю тер. центр. гос, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей. К моменту принят. Судебн. далеко не все отнош. регул. централиз. Учреждая свои суд. инстанции, моск. власть нек. время вынуждена была идти на компром: наряду с центр. суд. учрежд. и разъ. судами, созд. смешанные (“смесные”) суды, сост. из предст. центра и мест. Если РП была сводом обычных норм и суд. прец. и то Судебник стал прежде всего “инструкц” для орг. суд. процесса (“суда”). В Судебнике 1550 г. (“царском”) расшир. круг регул. центр. властью вопросов, провод. соц. направленность наказания, усил. черты розыск. процесса. Реглам. охват. сферы уг-пр и имущ. отнош. Закреп сосл. принцип наказ. и расш. круг субъ. прест. — в него включ. холопы. Значит. определеннее устанав. в законе субъ. признаки прест. , разраб. формы вины. Под прест. судебники поним. не только нанесение мат. или мор. ущерба, “обиду”. На первый план выдвиг. защита сущ. соц. и пр. порядка. Прест. - наруш. установ. норм, предпис. и воли государя, которая связ. с интерес. гос. Усиление центр. власти обусловило развитие форм внесуде, внепр. расправы. Практика выработала форму судебного процесса, как “облихование” (ст. 52 Судебника 1550 г. ): если подозр. обвин. в том, что он “ведомо лихой человек”, этого было достат. для примен. к нему пытки. Обвинение предъяв. 15-20 человек “лучших людей”, детей боярских, дворян, представит. верх. посада или крест. общины. “Облихование” порождало особого субъ. - “лихого человека”, его появление в деле придавало особую значимость данному составу преступления. К “лихим”, т. е. особо опасным, делам относ. разбой, грабеж, поджог, убийство (“душегубство”), особые виды татьбы. Появ. понятие “крамола”, т. е. антигос. деяния. Т. О. , появ. в законе понятие гос. прест. К этому виду примыкает группа должн. прест. и прест. против порядка упр. и суда: взятка (“посул”), вынесение заведомо несправ. решения, казнокрадство. Разв. ден. системы породило такой состав прест. , как фальши. (чеканка, подделка, фальсифик. денег). Эти новые для законод. составы связ. с ростом бюрокр. аппарата. В группе прест. против личности выделяются квалиф. виды убийства (“гос. убийца”, разбойный убийца), оскорбление дейст. и словом. В группе имущ. прест. много вним. было уделено татьбе, в которой также выдел. квалифицир. виды: церковная, “головная” (похищение людей) татьба, . грабеж и разбой (открытое хищ. имущества). Система наказаний по суд. усложн. формир. новые цели наказания: устрашение и изоляция прест. Целью властей становится демонстр. их всесилия над обвин, над его душой и телом. Высшей мерой наказ. была смерт. казнь, котор могла быть отменена помил. со стороны гос. Процедура казни превращ. в спектакль. Для наказ. стали характ. жестокость и неопредел. Телесные наказания примен. как основной или доп. вид. Наиболее распр. видом была “торговая казнь”, т. е. битье кнутом на торг. площади. Членовр. наказ. (урезание ушей, языка, клеймение) лишь начин. вводиться в период судебн. Кроме устраш эти виды наказ. выполн. важную символ. функ. - выдел. прест. из общей массы, “обозначение” его. В качестве доп. нак. часто примен. штрафы и денежные взыскания. Как самост. вид имущ, санкция применялась в случаях оскорбления и бесчестья (ст. 26 Судебника 1550г. ), как доп. - при должн. прест, нарушении прав собств. , зем. спорах и т. д... Суд по судебникам 1550г
В судебном процессе различаются две формы. Состяз. процесс использ. при ведении гражд. и менее тяжких угол. дел. Здесь широко использ. свидет. показ. , присяга, ордалий (в форме судебного поединка). В сост. суд. процессе использ. широкий набор процес. документов: вызов в суд осущест. посредством “челобитной”, “приставной” или “срочной” грамоты. В судебном заседании стороны подавали “ставочные челобитные”, заявляя о своем присутст. По решенному делу суд выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которой иск прекращ. 2-ая процес форма — розыскной процесс —примен. в наиболее серьез. уг. делах (гос. прест. , убийства, разбой и др. ), причем их круг постепенно расшир. Сущность розыск. (“инквизиц”) процесса заключ. в следующем: дело начин. по иниц. гос. органа или долж. лица, в ходе разбир. особую роль играли такие док. , как поимка с полич. или собств. признание. Для получения примен пытка. В качестве другой новой процес. меры использовался “повальный обыск”—массир. допрос местного насел. с целью выявить очевидцев прест. и провести процедуру “облихования”. В розыс. проц. дело начин. с издания “зазывной грамоты” или “погонной грамоты”, в которых содерж. предпис. властям задержать и доставить в суд обвин. Судоговор. здесь было свернуто, основными формами розыска стали: допросы, очные ставки, пытка. По приговору суда “облихованный”, но не признавший своей вины прест. , мог быть подвергнут тюрем. заключ. на неопр. срок. Решенное дело не могло вторично рассматр. в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило “по докладу” или “по жалобе”, допуск. только апелл. характер пересмотра (т. е. дело рассматривалось заново). Суд. сист. состояла из ряда инстанц: 1) суд намест. (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя. Параллельно дейст. церк. и вотч. суды, сохран. практика “смешанных” судов. Церковная организация и церковное право XV-XV1I вв.
В XV в. церк. была важн. факт. в процессе объед. рус. земель вокруг Москвы и укреп. централиз. гос. В новой сист. власти она заняла соотв. место. Сложилась система органов церк. управл. епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриарш. , что усилило притяз. церкви на полит. власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне—в расколе, столкновен. старых и новых политич. позиц. церкви. Высший церк. орган— Освящ. Собор — в полном сост. входил в “верхнюю палату” Земского собора. Духов. как особое сослов. надел. рядом привил. и льгот: освобожд. от податей, телесных наказ и повин. Церковь в лице своих организ. являлось субъ. зем. собств, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собств. было связ. большое число людей: управл. , крестьян, холопов, прожив. на церк. землях. Все они подпадали под юрисд. церк. властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г все дела, относящиеся к ним, рассматр. на основ. канонич. права и в церк. суде. Под эту же юрисд. подпад. дела о прест. против нравств. , бракоразв. дела, субъ. которых могли быть представ. любых соц. групп. Власть патриарха опир. на подчинен. церк. организ. людей, особый статус монастырей, являвшихся круп. землевл. , на участие предст. церкви в сос-пред органах власти и управ. Церк приказы, ведавшие вопр. упр. церк. хоз. и людьми, сост. бюрокр. основу этой власти. Церковь в своей деят опирь на целую систему норм церк права, содерж в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постан церко Собора 1551 г. ). Семенное право в XV — XVI вв. основ на нормах обыч права и подверг сильному возд канон (церковного) права. Юридич послед мог иметь только церк брак. Для его заключ треб согласие родителей, а для креп — согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст- 15 лет для муж, а для жен 12 лет. “Домострой” (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закреп власть мужа над женой и отца над детьми. Устанав общн имущ супр, но закон запрещал мужу распор придан жены без ее согласия. Влияние обычая сказ на такой особен имущ отнош супругов, как семейная общ имущ. При этом общее право супругов распр на имущ, предназн на общие Цели семьи, а также совм приобр супр в браке. Независ от источ сем имущ подлежало сохрани послед передаче детям-наследникам. Имущ, ранее принадлеж одному из супругов, будучи включ в комплекс сем имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего сем бюджета, чтобы гарантир сохран приданого, принесенного женой, муж вносил залог — “вено”, обеспечивая его третьей частью своего имущ. После смерти мужа вдова владела имущ до тех пор, пока наслед мужа не выплач ей стоимость приданого. После XV в. актом, обеспеч сохран приданого, станов завещание, которое сост мужем сразу же после заключ брака. Имущество, записан в завещ, переходило к пережившей супруге, чем и компенсир сумма приданого. В случае смерти жены к ее родств переход право на восстан придан. При отсутствии завещ переживший супруг пожизненно или вплоть до вступ во второй брак пользовался недвиж, принадлеж покойному супругу. В течение брака приданое оставалось в общем распор супругов. Общность имущества подтв также установл порядок распоряж им, при котором все, заключ с этим имущ сделки, подпис одновр обоими супругами. Преступления против церквидо середины XVII в. сост сферу церк юрисдикции. Наиболее тяжкие религ преступления подверг двойной каре: со стороны гос и церк инстанций. Еретиков стегали по постан церковных органов, но силами гос испол власти (разбойный, сыскной приказы). С середины XVI в. церк органы своими предпис запрещ светские развлечения, скоморош, азартные игры, волхование, чернокнижие и т. п. Церк право предусм собственную сист наказ: отлуч от церкви, налож покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельностьрегул собств правилами и нормами, круг субъектов, им подчин, был достаточно широким. Идея о “двух властях” (духовной и светской) делала церковную организ сильным конкур для гос органов: в церк расколе особенно очевидно прояв стрем церкви встать над гос. Эта борьба продолж вплоть до начала XVIII в.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7