Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике - (курсовая)

p>Большие изменения потерпела финансовая система. Сегодня в состав системы финансов входят бюджетная система, целевые государственные фонды, финансы отраслевых и территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Финансовая система в ее широком понимании включает в себя и кредитную систему. Центральным звеном которой являются банки. Структура финансовой системы, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х годов, представлена на схеме №1.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием государственных органон контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутренних и внешних источников не кое развитие страны в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета. В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства. Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства. Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды. Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств, обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г. Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы: реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов; установление регламента бюджетного процесса;

    уточнение системы межбюджетных отношений;
    укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке. Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов финансового управления в области аналитической, методической и консультационной работы. Как видно из сравнений финансовых политик, то изменения потерпели абсолютно все сферы финансовой системы и подробнее о каждой я расскажу ниже.

    Изменения в системе управления финансами.
    Управление финансами в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

    Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов; совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

    Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов; разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой Деятельности в стране; разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а такие осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ; разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства финансов высыпает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее органы на местных — налоговые инспекции. Более подробно про налоги и государственные налоговые службы я хочу рассказать ниже.

    Управление финансами в СССР.

Управления финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Министерство финансов являлось союзно-республиканским, что означало, что оно руководит финансами через министерства финансов союзных республик, которыми в свою очередь были подчинены ораны государственного страхования, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы (управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Министерство финансов оставляло проект государственного бюджета СССР и несло ответственность за его исполнение как по доходам так и по расходам.

Главными задачами Министерства финансов СССР являлись похожие задачи, что выполняются сегодняшними финансовыми органами: Активное использование финансов в целях повышения эффективности общественного производства; Увеличения социалистических накоплений и роста национального дохода страны; Совершенствование форм финансовых отношений предприятий, учреждений и организаций с государством; Мобилизация денежных средств и направление их на финансирование утвержденных планами мероприятий; Разработка мер для постоянного роста финансовых ресурсов страны на перспективу; Экономически обоснованное планирование доходов и расходов государственного бюджета, планомерного их распределения , экономного и целевого использования; Контроль за соблюдением государственной плановой дисциплины, выполнением предприятия, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. Свою работу Министерство СССР проводило в тесном контакте с другими центральными экономическими органами: принимало участие в работе Госплана СССР по составлению сводного финансового баланса страны и валютного плана; совместно с ним утверждало формы плановых балансов доходов и расходов министерств и предприятий; участвовало в разработке Государственным комитетом СССР по ценам оптовых, розничным и закупочных цен; осуществляло общее руководство государственным страхованием в стране; согласовывало с Министерством сельского хозяйства СССР инструкции о порядке обязательного страхования имущества колхозов и совхозов. Тесные контакты имелись у Министерства финансов с органами кредитной системы. Оно давало заключения по кассовому плану Госбанка СССР и кредитным планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Совместно с Госпланом СССР и банками Министерство финансов разрабатывало предложения по улучшению денежного обращения. Выпуску и размещению государственных внутренних займов и лотерей, участвовало в составлении балансов денежных расходов и доходов населения. Министерство финансов СССР возглавлял министр, назначаемый Верховным Советом СССР. При министерстве образовывался совещательный орган - коллегия министерства, в состав которой входили заместители министра и члены коллегии. В составе министерства выделялись структурные подразделения – управления и отделы (схема№2)

В заключение этой главы я хочу заключить, что в системе управления финансов России в период перехода к рыночным отношениям произошли довольно значительны перемены. При СССР управление финансами осуществлялось только из одного органа – Министерства финансов. Сегодня же на смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. Важное значение в условиях перехода на рыночные отношения приобрел финансовый менеджмент (эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности). В условиях административно – командной системы финансовый менеджмент не приобрел должного развития. Функции, задачи и методы финансового управления Министерств финансов остались практически похожими т. е прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

    Изменения, произошедшие в государственном бюджете.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.