Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике - (курсовая)

p>Вообще, первое изменения произошедшее в налоговой системе Росси в период перехода к рыночным отношениям – это создание Государственной налоговой службы РФ, специального органа, который следил за выполнением налоговой политики и отчислением средств в бюджет. Современная налоговая система России была сформирована в достаточно быстром темпе, начиная с 1992 года. Основной целью провозглашалось создание такой системы налогообложения, которая в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики (которая формировалась параллельно также в сверхвысоком темпе “шоковой терапии”). В качестве модели подражания была выбрана система налогообложения в странах ЕС с их относительно высокой ролью косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость. Все налоги РФ делятся на прямые (непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика: подоходный налог с населения и др. ) и косвенные ( взымаемые в ценах товаров и услуг: НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Все эти налоги направляются в государственный бюджет. Сегодня доход от НДС в государственный бюджет (31, 9% в 2001г. ) самый высокий. Акцизы на табак, алкоголь, бензин тоже занимают важное место в доходах бюджета (15, 7% в 2001г. ). С развитием торговых отношениях в России начал действовать Государственный таможенный комитет и были установлены таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию РФ, которые составили 11, 2% дохода в бюджет в 2001 г. Из прямых налогов крупнейшим выделяется подоходный налог с населения от 25-45% от общей суммы доходов государственного бюджета.

В итоге я заключу, что перемены, произошедшие в налоговой системе России в период перехода на рыночные отношения также очень значительные. Во первых, создался новый исполнительный орган – Государственная налоговая служба, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты, своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды. Сюда входят Федеральная служба налоговой полиции, которая предупреждает и выявляет налоговые преступления; Государственный таможенный комитет РФ, который проводит проверки, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемыми местными налоговыми органами. Во время СССР налоговая система не была так развита как сегодня. Ведь главными поступлениями в государственный бюджет были поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций) доля которых составляла 91% всех доходов. Поступления с населения, т. е. налоги, составляли совсем малую часть не более 9%. Изучая налоговую систему СССР, становится ясным, что государство препятствовало развитию любого вида предпринимательской деятельности. Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между государством и предприятием. Как я говорил ранее, сегодняшняя налоговая политика отражает налоговую политику развитых западных стран. Сейчас налоговые отчисления ведутся любыми физическими и юридическими лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит от размера получаемой прибыли. Но подоходный налог с населения остается невелик по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения. Относительная небольшая роль подоходного налога в России отражает прежде всего низкий жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легкооблагаемой зарплаты в его личных доходах. Специфика системы налогообложения в России объясняется ее уникальной экономической ситуацией. Налоговая система западных стан формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития. Налоговая же система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию (хотя и постепенно замедляющуюся, в том числе и под воздействием не предусмотренных никакой теорией мер: массовых неплатежей, в том числе задержки зарплаты, пенсий). После проведения реформ, экономическая стабилизация России была сильно затронута, что отразилось на платежеспособном населении. Рост цен, инфляция, снижение зарплат привели к тому, что сейчас многие стараются скрыть свои доходы и меньше платить налогов.

    Страхование

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становиться возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др. ) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др. ) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования. Страхование в СССР

Страхование в СССР составлялось и выполнялось по специальной государственный системе Госстраха СССР. Существовало 2 вида страхования – обязательное и добровольное. Черты обязательного страхования - это когда страхователь и страховщик обязаны вступить в определенные отношения. Страховая ответственность наступала автоматически, с момента появления в хозяйстве имущества. Такое страхование не было ограниченно определенным периодом, пока существовало предприятие –страхователь или пока соответствующее имущество находилось в его собственности. Органы государственного страхования проводили регистрацию имущества, подлежащую обязательному страхованию, начисляли платежи и вручали каждому страхователю свидетельство по установленному образцу. Имущество, появившееся в хозяйстве после проведения очередной регистрации, считалось застрахованным бесплатно. Главными объектами обязательного страхования являлось имущество колхозов, совхозов, сельскохозяйственных организаций и населения. Обязательным также было страхование пассажиров. При добровольной форме страховщик и страхователь заключали договор. Они выбирали вид договора, срок страхования, размер обеспечения и т. д. Добровольное страхование распространялось на имущество кооперативных предприятий и организаций, а также населения.

При СССР было распространено личное страхование, т. е. оно выступало как средство оказания дополнительной помощи (к социальному страхованию и социальному обеспечению) материальной помощи гражданам при нарушении здоровья, а также как форма создания долгосрочных сбережений. Страховые выплаты осуществлялись при утрате трудоспособности, смерти застрахованного. Это называлось смешанным страхованием. Также были развиты такие формы как страхование детей, страхование к бракосочетанию, различные виды страхования имущества и др. Основные доходы, полученные от страхования, поступали в государственный бюджет, часть в фонд государственного страхования 5% и фонд материального поощрения 6%. Страхование в РФ

После распада СССР и началом рыночных отношений в России появились частные страховые компании. Опираясь на зарубежные страховые компании, они проводят похожую политику. Страхователем на сегодняшний день может являться любое физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и вступающий в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Страхователь получает стиховое свидетельство – полис, в котором оговорены правила страхования, перечень страховых рисков и т. п. Страховщики – это юридические лица любой определенной законодательством организационно – правовой формы, имеющие государственное разрешение (лицензию). Страховые агенты выступают как посредники, действующие от имени страховой компании, и заключающие договора. С переходом к рыночной экономике в Российской Федерации произошла демонополизация страховой деятельности, значительно расширилось страховое пространство, появились негосударственные страховые компании, предлагающие широкий спектр страховых услуг. Интересы участников страховых отношений, их права и ответственность регулируются Законом РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 г. Как и при СССР сохранилось обязательное (имущество, принадлежащее гражданам: жилые дома, строения, животные и др. ) и добровольное страхование (имущественное, личное, страхование ответственности, страхование экономических рисков).

С переходом к рыночным отношения также изменилась страховая система России. Сохранились формы страхования обязательные и добровольные, но они значительно расширились. После того, как исчезла государственная монополия на частное предпринимательство, в России стали возникать страховые компании, которые пользуются немалым успехом у населения. Появились такие виды страхования как страхование экономических рисков на случай банкротства или разорения, страхование финансово – кредитных рисков, валютных рисков, биржевых операций и сделок, коммерческого кредита и др. Фактически сейчас можно застраховать любое имущество, жизнь и любую финансовую операцию. Страховое дело в России развивается довольно успешно и набирает обороты, а для создания цивилизованного страхового рынка происходит формирование объединений союзов и ассоциаций страховщиков. Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

    Заключение

Подводя итоги моей курсовой работы, я постараюсь выделить самое главное. В период перехода к рыночным отношениям российская финансовая система перенесла крупные радикальные изменения во всех ее сферах. Самое главное – это исчезновение административно – командной системы управления экономикой и планово- директивной финансовой политики, как было при СССР. Сегодня, в нашей рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть финансовых ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики может лишь оказывать воздействие. Это, в общем, отличительная черта сегодняшней финансовой системы от советской. При СССР, основанная на государственной собственности, на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Переход же к рыночным отношениям обеспечил не только изменения системы управления экономикой, а избавил население страны от государственных монополий практически на все виды деятельности, а главное - этот период был началом развития предпринимательской деятельности. Предпринимательство начало развиваться во всех сферах от банковского и страхового дела – до частного бизнеса. Это дало толчок развитию экономики страны ее сфер. При командной же системе СССР развиваться частному бизнесу было просто невозможно. Все предприятия облагались высокими налогами, свободные средства просто взимались государством. Но, несмотря на это, финансовое положение и экономика СССР было довольно стабильной. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ) В тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Но такой резкий переход к рыночным отношениям не мог пройти, не вызвав особых отклонений в экономике. Распад СССР и рыночные реформы вызвали резкие перемены, спад производства, инфляцию, которая переросла в гиперинфляцию, рост цен, безработицу, снижение курса рубля, дефицит бюджета, рост внутреннего и внешнего долга и др. Тут, конечно, сыграла неподготовленность правительства и остальных людей к рыночным отношениям. И то, что рассчитывалось в теории не выполнилось на практике. Важная проблема, которая началась в 1990г. и продолжается – это дефицит бюджета, к тому же прогрессирующий. Только в 2001 Правительство РФ наконец составило программу бездефицитного бюджета на этот год, хотя еще не известно оправдает ли она себя или нет. Развитие рыночных отношений дало толчок развитию банковского дела. Во главе коммерческих банков стоит эмиссионный Центральный Банк РФ, который выдает лицензии на различные банковские цели. При СССР основная финансовая масса находилась в руках государства, при переходе к рыночным отношениям, основная денежная масса вращается не при государстве. Поэтому возникла серьезная угроза отмывания российского капитала через коммерческие банки. Но возникшие на сегодня новые органы власти контролируют деятельность банков. Однако государство сохраняет контрольные пакеты акций в Центробанке, Сбербанке, Внешторгбанке и др. Возникновение внебюджетных фондов также повлияло на финансовую систему. Теперь они отвечают за перераспределения дохода национальный доход между социальными группами населения. Причем не полностью финансируются бюджетом, а имеют часть дохода от специальных налогов. Налоговая система получила намного большое развитие, чем при СССР. Сейчас бюджет в основном финансируется от налогов. При СССР существовало 2 основных налога: налог с оборота и прибыль. Сегодня развитие получили такие налоги как НДС, на прибыль, акцизы, на ввозимые товары, на доходы физических лиц и др. Но в связи с неустойчивой экономикой, низким курсом рубля, ростом цен, инфляции и др. факторов многие люди стараются любыми способами избежать уплаты налогов и оставаться в “тени”. Сравнивая две финансовые системы – СССР и России я не могу сказать какая из них лучше. В каждой есть свои положительные и отрицательные моменты. Возможно, переход к рыночным отношениям в Российской Федерации возник слишком быстро и люди были неподготовлены, чтобы перейти к рынку после 70 лет социализма, поэтому возникло столько неудач. Но в любом случае наша экономика и ее отрасли налаживаются, улучшаются и создают предпосылки для дальнейшего развития.

    Список используемой литературы.

Л. А. Дробозина. Финансы, денежное обращение и кредит. М, ЮНИТИ, 1997 г. , С 477.

Л. Абалкина. Курс переходной экономики, М. , Финстатинформ. , 1998. С 347.

Народное хозяйство СССР, М. , Финансовая статистика. 1990г, С 347.

В. К. Сенчагова. Экономическая безопасность : Производство, финансы, банки. , М. , Финстатинформ, 1999 г. С 228.

Государственный бюджет СССР. , Финансы и статистика. ,1991 г. С. 171.

    В. Н. Живалов финансовая система России, Экономика, 1999 г.
    Журнал “Экономика и жизнь”, №23 М. 1998 г.

А. И. Кочетов Налогообложение предпринимательской деятельности М. ДИС, 1999 г. С 345

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.