Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике - (курсовая)

p>Банк был создан в 1924 году и стал специализироваться на финансировании внешней торговли СССР и получил название “Банк внешней торговли СССР”. В течении короткого периода Внешторгбанк был самым крупным учреждением после Госбанка СССР, обслуживающим экспортно – импортные операции, - банк финансировал около ј внешнеторгового оборота СССР. Валютная монополия, стабильные внутренние цены, огромная потребность советской экономики в иностранных инвестициях, усиление экономической интеграции стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи – все эти факторы дали сильный импульс расширению деятельности банка. С 1960 г. по 1890г. сумма его баланса увеличилась с 0, 5 млрд. до 90 млрд. долл. Его корреспондентская сеть включала более 1800 ведущих банков мира. В кратчайшие сроки банк мог привлечь кредиты на сотни миллионов долларов, используя при этом практически весь набор имевшихся в то время финансовых инструментов – межбанковские кредиты, кредитные линии, синдицированные кредиты, еврооблигационные займы и пр. Внешторгбанк превратился в крупнейший инвестиционный банк. Однако в конце 80-х годов, т. е. спустя 60 лет после образования, банк во второй раз испытал на себе последствия резкой смены политического курса, в экономике. Если в 20-е годы это было связанно с наступлением государства на рыночные отношения, то в период перестройки все складывалось с точностью наоборот: либерализация внешних экономических связей кардинальным образом изменила условия, в которых пришлось функционировать банку. Банковская реформа 1988 г. привела к изменению банка, который стал именоваться Банком внешнеэкономической деятельности СССР, уступив свое историческое название “Банк внешней торговли” аналогу созданного Россией. Однако распад ССР и последовавший за ним кризис задолжности положили конец коней Внешэкономбанка с вновь созданными коммерческими банками. В декабре 1993 г. президент РФ подписал Указ , согласно котором Внешторгбанк был определен как “специализированный государственный банк России”, в функции которого входит обеспечение “обслуживания внешнего долга РФ и централизированных внешнеэкономических операций РФ”. В этой главе я также хотел затронуть внешний государственный долг РФ, так как сейчас обслуживанию долга отдается большое предпочтение и значительная доля бюджета идет на погашение. Как уже говорилось ранее в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд. долл, то в 1998г. внешняя задолжность составила 52, 4 млрд. долл. , а к 2001 году размер государственного долга составил 150 млрд. долл. Как видно внешний долг растет довольно прогрессивными темпами. Особенный скачек роста государственного долга был в 1998 году после финансового кризиса, когда на поддержание экономики Россия заняла 17 млрд. долл. Основным кредитором России выступает Германия.

С моей точки зрения, изменения, произошедшие в банковской системе в период перехода к рыночным отношениям радикально изменили ее сущность. После того, как исчезла жесткая государственная банковская монополия, стали возникать новые банки, что дало толчок не только к развитию банковского дела, но и предпринимательству. Физическим и юридическим лицам стало намного проще получать кредиты и вкладывать деньги под различные проценты. Но с исчезновением государственной монополией на банковское дело, помимо положительных черт появились и отрицательные. Как только основная часть финансов стала вращаться вне государственного контроля, появилась хорошая возможность вывозить российский капитал за границу через коммерческие банки. Это, конечно, способствовало и ослаблению экономики, и росту цен с инфляцией. Это сильно подорвало финансовую мощь России. После проведения приватизации государственная пирамида ценных бумаг рухнула и учредители многих крупных банков скрылись за границу, оставив своих вкладчиков ни с чем. Конечно, не имея большого опыта после 60 лет советского режима, многие российские банкиры не успешно справлялись со своей деятельностью и многие банки доходили до банкротства. Так показал опыт 17 августа 1998 года, когда большое количество российских банков обанкротились моментально, даже такие банки как АКБ “СБС-АГРО”, АБ “Инкомбанк”, ТОО Коммерческий банк “Мост-банк”, ОАО “Банк Менатеп” и выплаты населению по дивидендам чуть ли не прекратились. Переход к рыночной системе хозяйства сопровождался коренной перестройкой банковской системы, центральное место в которой заняли коммерческие банки. Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 года. Коммерческие банки РФ строят свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 года “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Коммерческие банки имеют значительное число филиалов, основное количество которых приходится на Сберегательный Банк. Банки функционируют на основании лицензий, выдаваемых Центральным Банком РФ. Функции Центрального банка, находящегося в непосредственном ведении государства, были существенно ограничены новым российским законодательством. В государственной собственности сохранились также Сберегательный банк России и Внешторгбанк. Контрольные пакеты акций Россия традиционно сохраняет в ряде банков, находящихся на территории иностранных государств: Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка, Лондон; Ост -Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, а также и Центральном банке.

Все же я считаю, что с проведением банковской реформы Россия сделала большой шаг в изменении финансовой системе, и пусть наша банковская система еще не устоялась прочно и чутко реагирует на кризисы она все равно развивается и укрепляется. Конечно, советская государственная банковская монополия была жесткой и люди фактически не имели опыта в банковском деле, сейчас, после реформ и кризисов банки возрождаются, набираются опыта, смотря на прошлое, и укрепляют свою финансовую мощь.

    Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа.

Одной из основных отличий финансовой системы России от СССР стало формирование рынка ценных бумаг и фондовых бирж. С переходом на рыночные отношения появились акционерные предприятия, выпускавшие акции и другие ценные бумаги. В начале 90-х были сделаны первые шаги в организации рынка ценных бумаг. С начало стали возникать некоторые трудности, т. к. российский фондовый рынок и биржи были копиями западных, а экономика было не готова к резким переменам. Поэтому в 90-х произошло определенно искажение понятия рынка ценных бумаг и особенно бирж. Фактически биржа выполняла не свойственные ей функции. Существовало несколько причин: На начальной стадии формирования рынка ценных бумаг ценные бумаги (в основном акции) и сами акционеры общества не отвечали общепринятым международным стандартам. К концу 1992г. официально зарегистрированных акционерных компаний в России всего было 10%, тогда как остальные находились по существу на нелегальном положении. Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово убыточные предприятия. В результате этого взаимодействия всех этих факторов доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снизилось, что и определило небольшой объем сделок. Кроме того, использование МЦФБ и рядом других бирж метода листинга, т. е. предпродажной проверки акций на обеспеченность активами, вызвало значительный отток акций с рынка. Так на МЦФБ оборот акций снизился с 400 млн. руб. за первые четыре месяца 1991 г. до 18 млн. руб. Но к концу 1992 г. объем операций на бирже достиг сотен миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты и кредитные ресурсы. После создания рынка ценных бумаг, произошли изменения в системе управления России. Так были созданы органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой вошли представители фондовых бирж, ЦБР и Минфина, Антимонопольного комитета и Госкомимущества. Одной из особенностей становления рынка ценных бумаг явился массовый выпуск в 1992 году нового вида ценных бумаг – приватизационных чеков(ваучеров), насчитанных на все население РФ, с целью вложить их в акции акционируемых предприятий, приватизируемой государственной собственности. Таким образом, все население согласно проекту Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем получать дивиденды на свои вложения в акции. Стоимость ваучера равнялась 10 тысячам рублей. Но так как цены были отпущены 2 января 1992г. а ваучеры эмитированы 1 октября 1992г. , то стоимость чеков уже существенно обесценилась. Все, к сожалению, известны печальные последствия приватизации. Эта акция была неподготовленной, а акционерные общества, куда были вложены ваучеры либо обанкротились, либо вообще исчезли. Поэтому правительственная кампания превращения каждого гражданина в собственника провалилась. К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в РФ сформировался и продолжает развиваться дальше. На сегодняшний день функционируют и обращаются следующие виды ценных бумаг: Акции компании и предприятий, кредитно-финансовых институтов; Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования денежных проектов; Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ, для финансирования расходов и покрытия дефицита федерального бюджета; Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолжностей предприятий и налоговых выплат; Облигации валютного займа, выпускаемые Правительством РФ по линии Внешэкономбанка для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физическим и юридическим лиц; Полуценные или квазиценные бумаги (приватизационный чек, или ваучер), действовавший на рынке со 2 октября 1992г. по 1 июля 1994г; Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемы Правительством РФ с 1995 г. для покрытия дефицита бюджета; Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995г. для финансирования бюджетного дефицита; Финансовые инструменты, выпускаемые банками: (сберегательный сертификат, инвестиционный сертификат, депозитный сертификат); Финансовые инструменты фондовой биржи: (опцион, фьючерсы).

Сегодня стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, что необходимо для повышения эффективности их работы. Но российский рынок ценных бумаг на сегодняшний день очень зависим от рынков развитых стран. Как показал недавний опыт в феврале 2001 года, когда произошел обвал индексов Доу Джона и Насдак Нью-йоркской фондовой биржи, индексы российских бирж также сразу спустились на несколько пунктов. Так что пока российская экономика и финансовая система остается в переходном состоянии и довольна слаба, изменения на зарубежных рынках и фондовых бирж будут оказывать заметное влияние на нее. Изменения в налоговой системе РФ

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали 90% общей суммы доходов бюджета и в основном из двух платежей: налога с оборота и платежей из прибыли. Налог с оборота представлял собой часть чистого дохода, которая была твердо зафиксирована (выделена) в цене товара. Налог с оборота полностью (за небольшим исключением) поступал в государственный бюджет. Прибыль делилась между бюджетом и предприятием в определенной пропорции. Налог с оборота являлся единым платежом, вносимым предприятием (пли торговой базой) непосредственно после реализации продукции. Деление чистого дохода па налог с оборота и прибыль было обусловлено уровнем чистого дохода. Там, где он был высок, использовались обе его формы. При низком уровне чистого дохода он обычно выступал только в виде прибыли. По мере повышения уровня чистого дохода в отдельных отраслях и в производстве определенной промышленной продукции в цене выделялся налог с оборота. И наоборот, с понижением величины чистого дохода взимание налога с оборота прекращалось. Налог с оборота выступал как регулятор размера прибыли и уровня рентабельности предприятий и отраслей. Деление чистого дохода на прибыль и налог с оборота определялось системой цен. Налог с оборота был предусмотрен в цене продукции ограниченного числа отраслей, преимущественно с высоким уровнем накоплений. Так, налог с оборота не взимался с большей части продукции тяжелой промышленности, а также по таким товарам народного потребления, как хлеб, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, консервы, овощи и др. Более того, на возмещение затрат по производству многих из названных товаров выделялась дотация из государственного бюджета. Как часть цены налог с оборота поступал в бюджет по мере реализации продукции. На размер налога с оборота влияли главным образом количественные результаты деятельности предприятий (организаций) — объем производства и реализации продукции, количественное изменение ее ассортимента. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100, 6 млрд. руб. , или 28, 5% всех доходов государственного бюджета. Плательщиками налога с оборота являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки (сельскохозяйственные продукты) по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельные баланс и расчетный счет в банке. По налогу с оборота были предусмотрены определенные скидки и льготы. Предприятия, осуществившие расширение выпуска товаров народного потребления за счет банковского кредита, могли направлять на его погашение до 50% налога с оборота от дополнительного выпуска этих товаров. Помимо налогов существовала также плата за фонды, которая вносилась государственными планово – прибыльными производственными объединениями. Она исчислялась со среднегодовой стоимости производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Норма платы составляла 6% стоимости основных фондов и оборотных средств. Существовали еще рентные платежи, которые вносились главным образом предприятиями добывающей промышленности, находящихся в особо благоприятных природных условиях. Кооперативно – колхозные предприятия и предприятия общегосударственных организаций вносили в бюджет подоходный налог, который состоял из 2-х частей. Первый – взносы с чистого дохода, исчисляемые в том же порядке что и платежи совхозов из прибыли. Вторая часть налога исчислялась в размере 8% с облагаемого фонда оплаты труда. Сегодняшняя налоговая система России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.