Две возможности - первая - действовать в своих интересах свобода позитивного действия, вторая - имеет полномочия требовать от других - свободы притязаний, третья - юридическая возможность ставить вопрос о защите прав - свобода поиска защиты.
Обязанность - юридически признаваемая государством необходимость совершения лицом действий в пользу государства, общества или других лиц (предписание). Понятие гражданства.
Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями , внесенными Законом от 17 июня 1993 года.
Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.
Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, в следствии существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами, подтверждающими это его гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождение, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отнош6ений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Развитие законодательства о гражданстве.
В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических государств того периода, на юридическом равенстве всех подданных.
В бывшей Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:
природные подданные, в составе которых в свою очередь выделялись: а) дворяне (потомственные и личные) б) духовные лица (делились по вероисповеданиям), в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) г) сельские обыватели; инородцы (евреи и восточные народы); финляндские обыватели.
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане)б пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10(23) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т. д. ), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики.
1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет “О приобретении прав российского гражданства”. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
С образованием СССР было установлено гражданство СОЮЗА. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев. 29 октября 1924 г. было утверждено положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лишенные его на основании законов, принятых до Конституции 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.
Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него. Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики. Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство. Согласно Положению от 1931 года иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность ; б) лиц. меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).
В соответствии с Конституцией 1936 года был принят Закон о гражданстве 19 августа 1938 года. Закрепив все, что было до этого Закон ввел ряд новшеств гражданами ССР являются все состоявшие к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые прибрели советское гражданство в установленном законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.
Конституция СССР 1977 года впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за рубежом пользуются защитой и покровительством советского государства. На основании этого 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 года - закреплялись законодательные права союзных республик в сфере гражданства.
С введением поста Президента СССР полномочия от Президиума ВСССР по вопросам гражданства отошли к Президенту. Принципы гражданства Российской Федерации.
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в её составе, являются одновременно гражданами этой республики. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т. д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. 3) Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст. 7 Закона о гражданстве так и называется “Сокращение безгражданства”. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен
4) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось. 5) Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). Это - новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т. д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст. 3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14