Рефераты. Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)

p>Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам. Наравне с гражданами РФ им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Они могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами. Иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности РФ и должности государственной службы, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах), быть учредителями и членами политических партий. Они не несут обязанности военной службы в рядах ВС РФ.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории РФ и выбор места жительства в порядке установленном законом, а также международным договором РФ. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Россию и выезжать из неё.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с её гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ. Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством РФ и международными договорами.

В си. 63 Конституции закреплено, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища и никто не может рассматривать это как недружественный шаг.

Вопрос о предоставлении политического убежища решается Президентом РФ. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в ней преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
    в Российской Федерации.

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных людей - граждан бывшего СССР - оказалось помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали им, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри неё. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

19 февраля 1993 года были приняты Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” (новая редакция от 22 ноября 1995 года). Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее её гражданства, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности определенной социальной группе или политических убеждений. В отличии от беженца понятие вынужденного переселенца относится , как правило, к гражданину РФ, который вынужден покинуть место своего постоянного жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России либо который был вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибыл на территорию другого её субъекта.

    Статус беженца и вынужденного переселенца - аналогичен.

Для получения статуса необходимо по прибытии в субъект РФ незамедлительно обратиться в соответствующие органы, ходатайство рассматривается в течение трех-пяти дней, затем после регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия: получать питание по установленным нормам, пользоваться медицинской помощью, получать единовременное пособие и др.

Законы устанавливают и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца. Решение о признании беженцем, вынужденным переселенцем принимается соответствующим субъектом РФ в течение трех месяцев.

Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем выдается удостоверение установленного образца.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ

Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых миграционной службой, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии их согласия.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.

    Принципы правового статуса личности.

Понятие принципы правового статуса личности- это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Его содержание многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три его аспекта: 1. Равенство всех перед законом и судом; 2. Равенство прав и свобод человека и гражданина; 3. Равноправие мужчины и женщины.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

2. Порава, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. (ст. 2 обязанность государства признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, ст. ст. 17, 19 - признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина). Субъект гарантии - государство (ст. 45), ст. 80 - Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту через законодательную деятельность. Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека. Правительство РФ, в субъектах Федерации тоже занимаются этим.

Конституция расширила рамки участия самого человека в защите своих прав и свобод - ст. 45 “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами”.

Для реального воплощения прав и свобод требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и т. д. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально=-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, её направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан. Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление прав и свобод. К ним прежде всего относится конституционное закрепление гарантий прав как общего принципа и конкретных гарантий каждого права (ст. ст. 47-54).

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. (ст. 55 - в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина). Права являются непосредственно действующими.

Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип выражается не только в том, что у каждого есть права и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями -- одни в правовом плане, другие - в моральном, как общественный долг. (ст. 38 ч. 2 - забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей, ст. 59 - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду).

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права и т. д.

    ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г -“По итогам парламентских слушаний “О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев.... Конституции РФ”). Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст. 82). Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик. Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст. 125 Конституции).

Аналогичные органы создаются и республиках - Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено. Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.