Рефераты. Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)

p>Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека являетсяпринцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого.

В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, считал Монтескье, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии с друг другом. Результатом этого и явится их взаимная сдержка, обеспечивающаяя свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в её изначальной трактовке она прослеживается в Конституции США 1787 года, в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала 18 века.

В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался , выражаясь словами К. Маркса “как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”. (Народ осуществлял свою власть через Советы и все государственные органы были подконтрольны Советам).

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции. В ст. 10 указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Конституцией и законом. Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие. (легальность конституционной политической оппозиции) - ст. 13 Конституции. Ч. 3 ст. 13 - в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. “Общественные объединения равны перед законом (ст. 4).

К числу важнейших проявлений демократизма относится наличие в стране местного самоуправления. “В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление”(ст. 12). Местное самоуправление неразрывно связано в демократией поскольку в основе демократии как формы государства и способы правления лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправления не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

    Федеративное государство.

Устройство территории государства принято называть государственным устройством - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

По форме государственного устройства все государства делятся на две группы унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т. е. одно, единое). Принято называть простым государством.

Унитарные государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения), из которых складывается его адиминистративно0территориальное устройство. Административно- территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной, один высший орган исполнительной, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т. е. международно-правовое объединение, в отличии от федерации которая представляет собой союзное государство. , которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

Особенности России как федерации (в отличии от США. Индии, ФРГ и т. д. ) Россия не является федерацией , созданной как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признанны её субъектами. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный и договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между её1 субъектами, а на основе того, что её провозгласила Конституция. Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументов в защиту её федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля её народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе РФ, преобразованные , как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.

Государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой её государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Принципы федеративного устройства России (ст. 5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Правовое государство.

Россия является правовым государством (ст. 1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин “правовое государство”.

Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение су4веренитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Будучи полноправным членом мирового сообщества Россия признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Особого внимание заслуживает проблема соотношения законности и целесообразности. Суть проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны или руководимой ими территории, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон или не стоит.

Конечно, закон и целесообразность совпадают не всегда. Однако обход закона под предлогом общественной целесообразности недопустимы даже в том случае, когда закон действительно плох или устарел. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободе от пренебрежения к людям, к их судьбам, правам и интересам. Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях, когда длительное беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах. Демократия, правовое государство несовместимы ни со своеволием, ни с безответственностью.

    Республиканская форма правления.

Являясь суверенным государством РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов государственной власти и порядок их образования.

В ст. 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует её подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формированию политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.