Рефераты. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА - (диплом)

p>Большинство российских правоведов, в частности, И. Н. Сенякин, считают, что система законодательства и система права соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию–это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства–внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов [17 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М. : Издательство “Зерцало”, 1998. С. 236. ]. В науке высказывались и другие мнения, но они не получили широкой поддержки. Так, В. П. Мозолин придерживался позиции, согласно которой система права является формой, а система законодательства содержанием, так как сущностная природа права выражается через систему законодательства, законодательство более подвижно, поэтому вносит изменения, поправки в систему права [18Система советского права и перспективы её развития. “Круглый стол” // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 103. ]. Видимо, в данной позиции сказалось традиционное признание в российском праве существования только такой формы права как нормативный акт. Подавляющее большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой система права носит объективный характер. А. С. Пиголкин, например, считает что в отличии от системы права, имеющей объективный характер, система законодательства отличается тем, что на её формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью её эффективной, оптимальной регламентации [19 Российская юридическая энциклопедия. Указ. соч. С. 889. ]. Иная точка зрения была высказана Р. З. Лившицем. Он считал, что объективна лишь система законодательства, применительно к которой наукой должна строиться система права [20 Цит. по: Поленина С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999. № 9. С. 5. ].

В свете изложенного, поставленные в данной работе задачи исследования законодательства РФ должны решаться путем рассмотрения законодательства как самостоятельного явления, тесно взаимосвязанного с правом.

Однако, в юридической науке вопрос о том: является ли законодательство системой, вызвал дискуссии. Его положительное решение давало возможность говорить о целостности, органичности законодательства - признаках, характерных для системы.

Высказывались мнения, что законодательство –это только систематика нормативного массива, осуществляемая с прикладными целями, для установления и устранения пробелов, противоречий между актами [21 Тиунова Л. Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 52. ].

Позиция о законодательстве как системе обоснована многими авторами, например С. С. Алексеевым, С. В. Полениной [22 См. : Алексеев С. С. Указ. соч. С. 215; Поленина С. В. Указ. соч. С. 5. ]. Перед ними стояла задача выяснения признаков системы у законодательства: наличие связей, образующих единую целостность, и структуры. Единство системы законов и иных нормативных актов обусловлено единством их содержания–выраженных в них юридических норм. Внешне оно характеризуется взаимосвязанностью актов и обусловлено с юридической стороны верховенством закона, а также объединяющей функцией кодифицированных актов. Целостность системы законодательства проявляется также в его обширных внутренних связях. С. В. Поленина, пишет: “В философской науке различают системы органического и суммативного вида. Свойства последних представляют собой простую сумму свойств образующих систему элементов. Что касается органичных систем, то для признания их системного характера недостаточно наличия у них любого множества элементов, выполняющих определённые функции. Необходимо, чтобы они представляли собой целостные образования, обладающие элементами и структурой, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под влиянием внешней среды” [23 Там же. ]. При этом по мнению С. В. Полениной, право, как и законодательство, относится к типу органичных систем [24 Там же. ].

С. С. Алексеев в отличие от С. В. Полениной не считает законодательство органичной системой [25 См. : Алексеев С. С. Указ. соч. С. 216. ]. Несмотря на установленную целостность и единство в законодательной системе, составляющие её нормативные акты выполняют специфические функции, регулируют различные стороны общественной жизни. Поэтому система законодательства характеризуется внутренней расчлененностью, дифференцированностью. Составляющие её нормативные акты вступают в большое количество различных связей и отношений, а потому образуют в рамках законодательства как системы целый ряд структур. Законы и подзаконные нормативные акты представляют собой в совокупности структурно сложную динамическую систему, взаимосвязанные звенья, которой сами представляют собой самостоятельные, причем тоже сложные системы. Итак, система законодательства не совпадает с системой права. И. Н. Сенякин выделяет пять существенных различий между системой законодательства и системой права:

Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Законодательство по объёму содержащегося в нём материала шире системы права, так как включает в своё содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п. ).

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определённые сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют отдельного метода.

Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

Система права носит объективный характер, а система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя [26Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Указ. соч. С. 237-239. ].

От системы законодательства и системы права следует отличать понятие “правовая система”.

Долгие годы понятие “система права” рассматривалось как идентичное понятию “правовая система”. Характерным взглядом на данную проблему являются положения, высказанные Л. С. Явичем. Однако в последующее время при всём разнообразии взглядов на понятие “правовой системы” выработалось определённое совпадение по основным вопросам правовой системы. Её структуру определяют такие правовые явления, как: а) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); б) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура. Отсюда можно сделать вывод, что категория “правовая система” шире, чем понятие “система права”, поскольку она характеризует не только состояние и взаимосвязь отраслей права, т. е. систему права, но и развитие и структуру законодательства– систему законодательства [27 Бобылёв А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. С. 22. ].

Как уже было сказано, система законодательства носит субъективный характер. Поэтому при рассмотрении структуры законодательства необходимо учитывать субъективные факторы: федеративное устройство государства, сложившуюся структуру государственного аппарата, степень разработанности уже имеющегося законодательства, волю законодателя и т. д.

В зависимости от специфики можно выделить: отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную системы законодательства. Отраслевая (горизонтальная) структура законодательства ориентирована на объективно существующую отраслевую структуру права. Вопрос о критериях деления права на отрасли и институты постоянно находится в центре внимания учёных-юристов и является предметом обсуждения ряда научных дискуссий.

В ходе первой дискуссии (1938-1941 гг. ) была отмечена важность выделения объективного критерия деления права на отрасли и институты, коим является предмет правового регулирования [28Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Указ. соч. С. 234. ].

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимся к той или иной отрасли права [29 Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник. – М. : Юрид. лит. , 1996. С. 329. ]. Однако классификация отраслей права только по предмету регулирования, по существу, сводила вопрос о системе права к вопросу о системе общественных отношений. Поэтому в ходе второй дискуссии (1955-1958 гг. ) было признано необходимым помимо основного критерия (предмета правового регулирования) выделить и дополнительный критерий– метод правового регулирования [30Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Указ. соч. С. 234. ].

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей [31 Марченко М. Н. Указ. соч. С. 330. ]. В ходе третьей дискуссии (1982 г. ) В. Ф. Яковлевым, С. С. Алексеевым и П. Б. Евграфовым было предложено в качестве системообразующего фактора вместо метода использовать механизм правового регулирования, принципы и правовой режим [32См. : Система советского права и перспективы её развития. “Круглый стол”. Указ. соч. С. 84, 87. ]. Но эта точка зрения не получила признания. Горизонтальная структура законодательства, в которой основными звеньями выступают отрасли законодательства, наиболее близка к структуре права. Главные подразделения системы законодательства, так называемые основные отрасли, в своей основе соответствуют структуре права. Вместе с тем, при изучении соотношения системы законодательства с системой права выясняется, что законодательство, с точки зрения его отраслевой структуры, не совпадает с правом.

К примеру, С. В. Поленина следующим образом представляет данную ситуацию: а) отрасль законодательства совпадает с отраслью права;

    б) отрасли законодательства и права в основном совпадают;

в) большинство норм отрасли законодательства относятся к одной из отраслей права, оставшиеся нормы составляют лишь некоторую часть других отраслей; г) отрасль законодательства не совпадает с отраслью права [33 Поленина С. В. Указ. соч. С. 5-6. ]. Рассмотрение особенностей этого вопроса в науке привело к выводу о существовании в законодательстве наряду с основными отраслями, совпадающими, в основном, с отраслями права, комплексных образований, в частности, отраслей других видов комплексов [34См. : Система советского права и перспективы её развития. “Круглый стол”. Указ. соч. С. 106. ].

В. Н. Синюков считает, что в основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: 1) система права и 2) система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право– конституционное законодательство, гражданское право –гражданское законодательство и т. д. ), и комплексные отрасли законодательства, выделенные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т. д. ). Комплексная отрасль законодательства–своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства. Последние представлены, в основном, в виде отраслевых кодексов (ГК, УК, ГПК, УПК, КЗоТ, КоБС и др. ). Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов [35 Синюков В. Н. Российская правовая система. – Саратов: 1994. С. 355. ]. Отрасли законодательства, совпадающие по содержанию с отраслями права, управляются основополагающими законами. Комплексные отрасли законодательства имеют двойное управление: и со стороны стоящего во главе комплексного закона, и со стороны соответствующих отраслевых основополагающих законов. Естественно, что “двойное” управление влияет на нестабильность комплексных отраслей [36 См. : Алексеев С. С. Указ. соч. С. 216. ]. С. А. Комаров высказал мнение, что концепция “комплексной отрасли права” –это отзвук давно преодоленного взгляда на систему права как сознательно создаваемую законодателем. Употребление термина “отрасль” к образованию, именуемому комплексным, некорректно, так как это понятие уже получило в юридической науке определенный объективный смысл. Поэтому ничем нельзя оправдать стремления использовать его для обозначения тех правовых массивов, которые образуются в результате сознательно проводимой систематизации права, приводящей к принятию комплексных актов [37 Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 1997. С. 282. ]. Мы считаем, что комплексные отрасли законодательства можно рассматривать в качестве системных образований. Объединенные регулированием определенной сферы общественных отношений нормативные акты приобретают в процессе взаимодействия новые качества, и становятся системами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.