Рефераты. Памятники права в историческом изучении - (реферат)

Памятники права в историческом изучении - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

     2Памятники права в историческом изучении.
    Гражданское общество складывается из очень сложных отно

шений юридических, экономических, семейных, нравственных. Эти отношения строятся и приводятся в движение личными интересами, чувствами и понятиями. Это по преимуществу область личности. Если, однако, при всем разнообразии движущих пружин эти отно шения сохраняют гармонию и складываются в порядок, это значит, что в личных интересах, чувствах и понятиях известного времени есть нечто общее, их примиряющее и слаживающее, что всеми признается за общеобязательное. Из этого вырабатываются рамки, которыми сдерживаются частные отношения, правила, коими регу лируется игра и борьба личных интересов, чувств и понятий. Со вокупность этих рамок и правил составляет  1право 0; охраняет об щие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения,  1обычай  0или  1закон 0. Личные стремления обыкновенно произвольны, личные чувства и понятия всегда случайны, те и другие неуловимы; по ним нельзя опреде лить общего настроения, уровня общественного развития. Мерилом для этого могут быть только отношения, признаваемые нормальны ми и общеобязательными, а они формулируются в праве и через то становятся доступны изучению. Такие отношения создаются и под держиваются господствующими побуждениями и интересами времени, а в этих побуждениях и интересах выражаются его материальное положения и нравственное содержание. Таким образом, памятники права дают изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой жизни.

     2Русская Правда как памятник права
    В нашей исторической литературе господствует убеждение,

что частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно верно отразилась в древнейшем памятнике русского права, в  1Русской Правде.

    В нашей литературе по истории русского права господствуют

два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, не подлинный памятник законодательст ва, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический

    - 2

сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным про изведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.

    Русская Правда - закон, составлявшийся как Ярославом,

так и в XIIв, после его смерти, что она представляет не везде подлинный текст закона, а часто только его повествовательное из ложение, что Русская Правда игнорирует судебные поединки, несомненно практиковавшиеся в русском судопроизводстве XI и XII вв. , но противные Церкви, что Русская Правда является не как особый самостоятельный судебник, а только как одна из до полнительных статей в Кормчей, и что эта Правда составлялась не без влияния памятников церковно-византийского права, среди которых она вращалась.

    К чему приводит совокупность этих наблюдений? Думаю, к то

му, что читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководствовался составитель Правды в своей работе. Церковный кодификатор воспроизводил действо вавшее на Руси право, имея ввиду потребности и основы церков ной юрисдикции, и воспроизводил только в меру этих потреб ностей и в духе этих основ. Вот почему Правда не хочет знать поля. Потому же она молчит о преступлениях политических, не входивших в компетенцию церковного суда, также об умычке, об оскорблении женщин и детей, об обидах словом: эти дела суди лись церковным судом, но на основании не Русской Правды, а особых церковных законоположений, как увидим.

    С другой стороны, до половины XI столетия княжескому

судье едва ли был и нужен писаный свод законов. Княжеский судья мог обходиться без такого свода по многим причинам: 1) были еще крепки древние юридические обычаи, которыми руко водствовались в судебной практике князь и его судьи; 2) тогда господствовал состязательный процесс, пря, и если бы судья за был или не захотел вспомнить юридический обычай, то ему настойчиво напомнили бы о нем сами тяжущиеся стороны, которые, собственно, и вели дело и при которых судья присутствовал бо

    - 3

лее безучастным зрителем или пассивным председателем, чем ру ководителем дела; наконец, 3) князь всегда мог в случае нужды своей законодательной властью восполнить юридическую память или разрешить казуальное недоумение судьи.

    Но если княжеские судьи до половины или до конца XI в.

могли обходиться без писаного свода законов, то такой свод был совершенно необходим церковным судьям. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Она, во-первых, судила всех христиан, духовных и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера, во-вторых, некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Эти некото рые христиане, во всех делах подсудные Церкви, образовывали особое церковное общество, состав которого скоро увидим. Цер ковный суд по духовным делам над всеми христианами произво дился на основании Номоканона, принесенного из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским де лам, простиравшийся только на церковных людей, должен был про изводиться по местному праву и вызывал потребность в письмен ном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда. Не обходимость такого свода обуславливалась двумя причинами: 1) первые церковные судьи на Руси, греки и южные славяне, нез накомы были с русскими юридическими обычаями; 2) этим судьям нужен был такой письменный свод туземных законов, в котором были бы устранены или, по крайней мере, смягчены некоторые ту земные обычаи, особенно претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском цер ковном и гражданском праве. В самом языке Русской Правды можно найти некоторые указания на то, что она вышла из среды, знако мой с терминологией византийского и южнославянского права: так, встречаем чуждое русскому языку слово братучадо в значе нии двоюродного брата, представляющее довольно механический перевод термина византийских кодексов, также слово вражда в смысле пени за убийство или вообще судебного взыскания, до вольно употребительное в южнославянских юридических памятни ках, между прочим в Законнике Душана и в законе Винодольском. Наконец, и внешним видом своим Русская Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это - небольшой

    - 4

синоптический кодекс вроде Эклоги и Прохирона. Сама эта форма права, кодификация, была принесена нам церковными законоведа ми, которые одни понимали ее смысл и надобность.

    Форма кодификации.
    Есть две основные формы права: юридический обычай и за

кон. Юридический обычай - первоначальная, естественная форма права: на первых ступенях общежития все право заключено в юри дическом обычае. Он слагается постепенно путем продолжительно го применения к одинаковым случаям или отношениям известного правила, выработанного юридическим сознанием народа под влия нием исторических условий его жизни. Согласие с юридическими и религиозными воззрениями народа и продолжительность действия сообщают этому правилу физиологически-принудительную силу при вычки, предания. Закон есть правило, установленное верховной государственной властью для удовлетворения текущих нужд госу дарства и под их давлением тотчас получает обязательную силу, поддерживаемую всеми средствами государственной власти. Закон является позднее юридического обычая и первоначально только дополняет или поправляет его, а потом вытесняет и заменяет но вым правом. Кодификация является еще позднее и обыкновенно совмещает в себе обе предшествующие формы права. По общеприня тому ее пониманию, она не дает новых юридических норм, а толь ко приводит в порядок правила, установленные юридическим обы чаем и законодательством, или применяет их к изменяющимся нра вам и юридическим воззрениям народа или потребностям госу дарства. Но само это упорядочение и применение действующих норм нечувствительно изменяет их и подготавливает новое право. В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции,

усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической. Образец ее дан был Инсти туциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге Эклога и Прохирон. Это - крат кие систематические изложения права, скорее произведения зако новедения, чем законодательства, не столько уложения, сколько юридические учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов. Главы или параграфы титулов, на которые разделены эти кодексы, похожи на тезисы конспекта лекций из курса граж данского права. Кроме руководств такого рода, исходивших от законодательной власти, составлялись по их типу перерабатывав

    - 5

шие или пополнявшие их частные своды, известные под названием "Эклога привратная", "Эпанагога, сведенная с Прохироном", "Эк лога, переработанная по Прохирону", и т. п.

    Эти приватные руководства были в ходу у греков в те же XI

и XII вв. , когда и у нас производилась по византийским образ цам подобная кодификационная работа. Нужды местной церковной юрисдикции привели к этой работе, а византийская синоптическая кодификация дала ей готовую форму и приемы. При таких пособиях изложенными потребностями и вызвана была в церковной среде по пытка составить кодекс, который воспроизводил бы действовавшие на Руси юридические обычаи применительно к принесенным Цер ковью или измененным под ее влиянием понятиям и отношениям. Плодом этой попытки и была Русская Правда. Итак, повторяю, Русская Правда родилась в сфере церковной юрисдикции.

     2Возникновение Русской Правды: источники,
     2княжеские уставы. Редакции.
    До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все

они распадаются на три основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054г. ) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 - 18), Правды Ярославичей (ст. 19 - 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).

    Пространная редакция возникла не ранее 1113г. и связыва

ется с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 - 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 - 121). Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из пере

    работанной Пространной редакции.
    Источниками кодификации явились нормы обычного права и

княжеская судебная практика. К числу норм обычного права от носятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круго вой поруке (ст. 19 КП). Законодатель проявляет различное отно шение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответствен

    - 6

ностью за своего члена, совершившего преступление ("дикая ви ра" налагалась на всю общину).

    Нормы, выработанные княжеской судебной практикой много

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.