Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она несомненно имела место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь, как продолжение кровной мести, которую он стремиться устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе. Высшей мерой наказания по Русской Правде остается "поток
и разграбление", назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) "головой", т. е. в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была "вира", штраф,
который назначался только за убийство. Вира могла быть одинар ная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека - ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось "головничество", равное вире. Существовал особый вид виры - "дикая" или "повальная" ви
ра. Она налагалась на всю общину. Для применения такого нака зания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, не разбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в - 12
убийстве члена, либо не может "отвести от себя след", подозре ния; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Инсти тут "дикой" виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назнача
лись "полувиры" (20 гривен - ст. ст. 27, 88 ПП). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) нака зывались штрафом - "продажей", размер которой дифференциро вался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал "урок" - денеж ное возмещение за причиненный ему ущерб. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обы
чая, связанные с принципом талиона ("око за око, зуб за зуб") - в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания ста новится возмещение ущерба (материального и морального). 2Судопроизводство. Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный ха
рактер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказа тельств играли "ордалии" ("суд божий"), присяга и жребий. Процесс делился на три этапа (стадии) "Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении
(например о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей ин дивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента закли ча, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП). Вторая форма (стадия) процесса - "свод" (ст. 35 - 39 ПП),
напоминает очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у ко торого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он - 13
приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод вы ходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он про должался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уп латить собственнику стоимость вещи и право далее самому про должать свод. " Гонение следа" - третья форма судебного процесса, зак
лючавшаяся в поиске доказательств и преступника (ст. 77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из: сви
детельских показаний ("видоков" - очевидцев преступления и "послухов" - свидетелей доброй славы, поручителей); веществен ных доказательств ("поличное"); "ордалий" (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судеб ный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ни чего не говорится также о собственном признании и письменных доказательствах. 2Общий характер памятника. Теперь наконец мы можем ответить на вопрос: насколько
полно и верно отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы несочувствия некоторым юридическим обычаям Руси, слишком отзывавшимся язы ческой стариной. Но, воспроизводя порядок, действовавший в княжеском суде, она не отмечает отступлений от этого порядка, какие допускал церковный суд по нецерковным делам, не исправ ляет местного юридического обычая введением новых норм 1взамен действовавших. У нее другие средства исправления. Она, во-пер вых, просто умалчивает о том, что считает необходимым устра нить из судебной практики и чего не применял церковный суд, а во-вторых, может быть она пополняет действовавшее право, фор мулируя такие юридические случаи и отношения, на которые это право не давало прямых ответов, что можно предположить о статьях ее, касающихся наследования и холопства. Многого в действовавшем праве она не захватила или потому, что не было практической надобности это формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии княжеского судопроизводства трудно - 14
было формулировать. Поэтому Русскую Правду можно признать до вольно верным, но не цельным отражением юридического порядка ее времени. Она не вводила нового права взамен действовавшего; но в ней воспроизведены не все части действовавшего права, а части воспроизведенные пополнены и развиты, обработаны и изло жены так отчетливо, как, может быть, не сумел бы сделать этого тогдашний княжеский судья. Русская Правда - хорошее, но разби тое зеркало русского права XI-XII вв. 2Русская Правда - кодекс капитала. Русская Правда есть по преимуществу уложение о капитале.
Капитал служит предметом особенно напряженного внимания для законодателя; самый труд, т. е. личность человека, рассматрива ется как орудие капитала: можно сказать, что капитал - это са мая привилегированная особа в Русской Правде. Капиталом указы ваются важнейшие юридические отношения, которые формулируют закон: последний строже наказывает за деяния, направленные против собственности, чем за нарушения личной безопасности. Капитал служит и средством возмездия за те или другие преступ ления и гражданские правонарушения: на нем основана самая система наказаний и взысканий. Само лицо рассматривается в Правде не столько как член общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его не имеющее и производить не могущее, теряет права свободного или полноправного человека; жизнь женщины ограждается только половинной вирой. Капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом; годовой процент определен од ной статьей Правды "в треть", на два третий, т. е. в 50%. Толь ко Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжи тельность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т. е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%. НО едва ли эти ограни чительные постановления исполнялись. В упомянутых вопросах Ки рика епископ дает наставление учить мирян брать лихву милосерд но, полегче - на 5 кун 3 или 4 куны. Если речь идет о годовом - 15
займе, то вскоре после Мономаха милосердным ростом считали 60 или 80%, в полтора раза или вдвое больше узаконенного. Несколько позднее, в XIII в. , когда торговый город потерял свое преобладание в народнохозяйственной жизни, духовные пастыри находили возможным требовать "легкого" роста - "по 3 куны на гривну или по 7 резан", т. е. по 12 или по 14%. Такое значение капитала в Русской Правде сообщает ей
черствый мещанский характер. Легко заметить ту общественную среду, которая выработала право, послужившее основанием Русской Правды: это был большой торговый город. Село в Русской Правде остаться в тени, на заднем плане: ограждению сельской собственности отведен короткий ряд статей среди позднейших частей Правды. Впереди всего, по крайней мере в древнейших от делах кодекса, поставлены интересы и отношения состоятельных городских классов, т. е. отношения холопо-владельческого и тор гово-промышленного мира. Так, изучая по Русской Правде граж данский прядок, частные юридические отношения людей, мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка: там, в по литической жизни, такою силой был торговый город со своим ве чем; и здесь, в частном гражданском общежитии, является тот же город с тем, чем он работал, - с торгово-промышленным капита лом. 2Судьба памятника. Русская Правда на была произведением княжеской законода
тельной власти; но она не осталась и частным юридическим сбор ником, получила обязательное действие как законодательный свод в одной части русского общества; именно в той, на которую простиралась церковная юрисдикция по нецерковным делам, и в таком обязательном значении признаваема была самой княжеской властью. Впрочем, можно подумать, что действие Русской Правды с течением времени перешло за пределы церковной юрисдикции. До половины XI в. еще крепкий древний обычай давал кня
жеским судам возможность обходиться без письменного свода за конов. Но различные обстоятельства, успехи гражданственности, особенно появление христианской Церкви с чуждым для Руси цер ковным и византийским правом, с новыми для нее юридическими - 16
понятиями и отношениями - все это должно было поколебать древ ний туземный юридический обычай и помутить юридическую память судьи. Теперь судебная практика на каждом шагу задавала судье вопросы, на которые он не находил ответа в древнем туземном обычае или ответ на который можно было извлечь из этого обычая лишь путем его напряженного толкования. Это должно было вызвать и среди княжеских судей потребность в письменном изложении действовавшего судебного порядка, приноровленном к изменивше муся положению дел. Русская Правда устраняла часть этих судеб ных затруднений: она давала ответы на многие из этих новых вопросов, старалась примениться к новым понятиям и отношениям. Возможно, с течением времени Русская Правда, имевшая обяза тельное действие только в сфере церковной юрисдикции, стала служить руководством и для княжеских судей, но едва ли обяза тельным, скорее, имевшим значение юридического пособия, как бы сказать, справочного толкования действовавшего права. Итак, Русская Правда есть памятник собственно древне
русской кодификации, а не древнерусского законодательства. В этом надобно искать объяснения той видимой странности, что па мятники не только государственного, но и церковного права дальнейшего времени, воспроизводя нормы Правды, нигде, сколько помнится, на нее не ссылаются. - 17 _СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М. ,"Мысль", 1993. 2. И. А. Исаев. История государства и права России. М. ,"Юрист", 1993.
Страницы: 1, 2, 3