Рефераты. Первые конституции азиатских государств - (реферат)

p>Среди зарубежных работ, относящихся к изучаемому периоду истории Японии, можно выделить монографии Герберта Нормана (47, 48). В них автор прослеживает исторические предпосылки реставрации Мэйдзи, раскрывает ход реставрации, её суть, подробно описывает аграрную реформу в Японии, деятельность политических партий, а также принятие первой конституции.

История Японии, развитие её экономики, культуры, внутренняя и внешняя политика страны освещены в трудах советских авторов как И. Я. Бедняк и др. (34) и Х. Т. Эйдус (55).

Социально-экономическим тенденциям развития японского общества накануне революции Мэйдзи уделяется внимание в статьях В. В. Макаренко (45) и Д. В. Петрова (49).

Для разработки данной проблемы использовались японские ежегодники 1986, 1987, 1988 годов (20, 21, 22), в которых отдельная глава посвящена истории Японии. Вопросу оценки революции Мэйдзи различными авторами, значению взглядов и деятельности выдающихся японских публицистов посвящены книги Н. Ф. Лещенко и Д. П. Бугаева (42, 36), статьи В. В. Совастеева (52), Е. М. Жукова (40), С. Л. Агаева (33). Становление японского монополистического капитализма на рубеже XIX-ХХ веков рассматривается в работе И. Я. Бедняк (35), где прослеживается перерастание японского капитализма в империализм, а также раскрываются политические позиции крупной буржуазии. Социальная история Японии, проблемы дискриминации, история рабочего движения анализируется в трудах З. Я. Ханина (53) и Д. И. Гольдберга (37).

Работы постсоветского периода, посвященные Японии, представлены монографией Т. Г. Сила-Новицкой (51), в которой прослеживается теория культа императора в Японии с древнейших времен до наших дней, рассматривается догматика и эволюция доктрины монархизма, и трудом Г. Светлова (50), повествующем о прошлом японского народа, о его уникальном историческом пути.

Среди советских авторов, посвятивших свои труды проблемам турецкой истории, выделяется своими работами А. Ф. Миллер (66, 67, 68). Его работы дают информацию об истории Турции от ее расцвета до второй мировой войны.

Важны для понимания общественно-политической истории Турции, проблем реформаторского и конституционного движения работы Ю. А. Петросян (73, 74, 75), а также совместная книга с М. А. Гасратян и С. Ф. Орешковой (60). Ряд монографий, лежащих в основе настоящего исследования, посвящен роли отдельных личностей в рассматриваемых процессах. Это работы Н. А. Дулиной (61) о роли Мустафы Решид-паши в реформах танзимата и И. Е. Фадеевой (80, 81) о Мидхат-паше и его роли в принятии турецкой конституции.

Детальное представление об узловых проблемах экономической истории Османской империи в новой время–ее внешнеэкономических связях, динамике внешней торговли, роли европейского промышленного капитала в создании смешанной экономики– дает работа “Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время” (58). Влияние западных держав на процессы социально-экономического развития Османской империи, ее место в мировой истории описано в работе В. И. Шеремета (86), а также в статьях С. Ф. Орешковой (70) и Э. Ю. Гасанова (59).

Особого внимания заслуживает четырехтомный труд А. Д. Новичева “История Турции”(69), освящающий такие важные события в истории этой страны как реформы 1839-1853 гг. и реформы 1856-нач. 70-х гг. XIX в.

В работах И. Л. Фадеевой (82, 83, 84) и Р. А. Сафрастян (77) показано зарождение и развитие доктрин османизма и панисламизма, их роль в укреплении государств. Начальный этап реформаторского движения позволяет проследить работа Г. А. Клеймана (65). Эволюция всего исторического пути Османской империи отражена в монографиях Г. И. Старченкова (78) и Д. Е. Еремеева (62).

Работы постсоветского периода представлены книгой Ю. А. Петросян и И. Е. Петросян (72). Авторы освещают проблемы социально-экономической, политической жизни Турции, анализируют опыт реформ в различных областях, дают историю принятия первой конституции, рассказывают в целом об истории создания, развития и гибели Османской империи.

Ответы на вопросы –что такое восточный деспотизм, какова суть этого явления, что представляет собой структура власти на Ближнем Востоке? – дают фундаментальные работы И. Л. Фадеевой (83, 84) и “Феномен восточного деспотизма” (85). Особого внимания заслуживают сочинения таких авторов как И. Е. Дискина (29, 30), рассказывающие о реформах, их субъектах и моделях капиталистического развития, и В. Красильщикова (31), описывающие модели мировых модернизаций. Вопросам формального развития стран Востока от средневековья до наших дней посвящена монография“Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного”. (32). При изучении данной проблемы был использован учебник Ю. Д. Кузнецова, Г. Б. Навлицкой и И. М. Сырицына (25), учебные пособия Д. Е. Еремеева и М. С. Мейера (24), а также учебное пособие под редакцией В. И. Овсянникова (26). В учебниках“Новейшая история стран Азии и Африки” (27), и “Новейшая история стран Европы и Америки”(28) рассматриваются основные тенденции развития народов этих регионов, авторы уделяют внимание социально-экономической и политической истории отдельных стран, в том числе Турции и Японии.

Глава I. Характеристика социально-экономических и политический условий развития Японии и Турции накануне принятия конституций

    § 1. Япония в период “реставрации Мэйдзи”

В январе 1868 года был объявлен императорский манифест о реставрации власти императора. В нем говорилось о том, что правительство Токугава, которому ранее была вверена императором верховная власть, должно уйти в отставку. Пост сегуна упразднялся. Далее сообщалось о том, чтобы “.... восстановить императорскую власть и создать основу возрождения национального престижа государства”1. И весь народ — “.... гражданские и военные, высшие и низшие — будет участвовать в общественном обсуждении”2. 6 апреля того же года была провозглашена знаменитая Пятистатейная клятва, которая определила основные направления дальнейшей деятельности правитеьства3. Коренной переворот, изменивший целиком весь социально-политический строй Японии, совершился не в один год, хотя его и принято называть переворотом 1868 года. В 1868 г. произошло лишь окончательное низложение сегуна. Начало его нужно отнести к тому времени, года дайне (феодальные князья) стали впервые открыто проявлять неповиновение сегуну, т. е. к концу 50-х гг. Окончание же его произошло лишь к 1889 г. , когда утверждением конституции был завершен новый государственный строй Японии.

Таким образом, с падением сегуната Токугава власть в стране переходит к императору, а имя сегун исчезает из японской истории.

Революция 1867-1868 гг. , расчистившая путь для капиталистического развития Японии, носила незавершенный характер. Буржуазия в этот период еще не созрела как революционная сила, поэтому свержение феодальной власти происходило под руководством передовой части дворянства и под лозунгом реставрации императорской власти.

1868 год положил начало ряду реформ, приведших к коренным изменениям в области экономики, политики и социальных отношений. Они носили буржуазный характер и способствовали превращению Японии из феодальной страны в капиталистическую. Реформы осуществлялись под лозунгом “богатая страна —сильная армия”. При этом использовались любые средства, как традиционно японские, так и заимствованные европейские.

В начале эпохи Мэйдзи важную роль во всей политической жизни страны играла группа молодых государственных деятелей, происходивших из знатных дворянских семей. Они заняли наиболее ответственные посты в руководстве страны и формировали основные принципы политики государства в это время. Это Кидо Такамаса, Окубо Тосимито, Сайго Такамори, Ивакура Тономи и др. Молодые политические деятели согласились возглавить предстоящие реформы потому, что хорошо понимали, что их власть может быть эффективной и длительной лишь в том случае, если они окажутся в состоянии решить сложные проблемы, накопившиеся за многие десятилетия эпохи Токугава. Поэтому они решились на оздоровление общества путем реформ. В условиях полного краха политики изоляции и усилившейся политической и экономической экспансии со стороны капиталистического Запада перед Японией встала дополнительная сложная и острая проблема сохранения своей государственной независимости. И лидеры Мэйдзи уже достаточно хорошо понимали, что в этих условиях они не могут ограничить лишь незначительными внутренними реформами. Единственный способ противостоять нажиму Запада— быстрое усиление Японии. Таким образом, новая международная ситуация стала дополнительным стимулом политики преобразований.

Роль Запада, мировой капиталистической системы во внедрении в Японии буржуазной структуры была огромной.

Сразу же после событий 1867-1868 гг. за границу были направлены многочисленные специализированные миссии, которым было поручено изучить организацию и технологию промышленного производства и банковского дела в США, судостроение в Англии, медицины и военного дела в Германии и т. д.

Государственные деятели “обновляющейся” Японии оказались перед альтернативой: или верность традиции или буржуазные преобразования. Ими было принято компромиссное решение—провести буржуазные реформы, учитывая национальные особенности, “.... чтобы открыть государство духу нового времени.... ”4.

“В 1870 году началась эра коренных реформ, которые изменили строй японской государственной и общественной жизни согласно европейским формам”5, - вспоминал И.  Лаутерер, очевидец тех событий. Насущной мерой была реформа государственной системы, проводившаяся с января по май 1868 г. Бакуфу было ликвидировано, а столица была перенесена в город Эдо, который переименовали в Токио.

17 мая 1868 г. был издан декрет о государственном устройстве “Сэйтасе”, который иногда называют “первой конституцией правительства Мэйдзи”6. Он предусматривал создание под эгидой императора государственного совета (дадзёкан), облеченного законодательной, исполнительной и судебной властью. В этом декрете указывалось, что все ответственные посты в правительстве должны предоставляться высшей придворной знати и дайне; средние и низшие должности должны предоставляться самураям.

Эти мероприятия были направлены на осуществление основной задачи нового правительства–централизации государственного управления, объединения страны под властью абсолютной монархии.

Пост председателя государственного совета занял председатель придворной знати Сандзе Санэтоми. Этому органу подчинялись консультативный совет, состоящий из верхней и нижней палат, управление председателем и пять департаментов: по делам религии синто, финансов, военный, иностранных дел и юстиции. В круг обязанностей верхней палаты входила выработка, пересмотр и издание законов, осуществление высшей судебной власти, назначение высших должностных лиц и решение всех политических вопросов. В работе верхней палаты принимал участие и император.

Нижняя палата, созданная в соответствии с клятвенным обещанием императора, представляла собой чисто совещательный орган при правительстве. Она состояла из представителей княжеств, городов и префектур, назначаемых правительством на неограниченный срок.

Таким образом, происходило становление новой политической системы. Сам император Муцухито не обладал всей полнотой государственной власти. Неограниченными правами в решении государственных дел пользовалась правительственная бюрократия. Фактически государственный аппарат находился в руках представителей лишь 4 % от общего числа домов знати и самурайства. Главным образом это были выходцы из княжеств Сацума и Тёсю. Правительство Японии тех лет с полным основанием может быть названо правительством“клановых фракций”. 5 апреля 1868 года правительственным указом был провозглашен возврат к древнему принципу синтоизма– “единства отправления ритуала и управления государством”. Религиозный обряд в императорском дворе должен был продемонстрировать непосредственную связь между религией и политикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.