Тот факт, что владельцы электронных средств массового вещания нуждаются в лицензиях - не новость; такая система типична для многих цивилизованных стран. С другой стороны, как провести четкую границу между средствами массовой коммуникации и просто коммуникации? Достаточно сравнить еженедельник тиражом в двести экземпляров и оратора на многотысячном митинге. Можно предположить, что компьютерная информация одновременно является и массовой информацией, и средством массовой информации, и продукцией средства массовой информации. А передача компьютерной информации является распространением продукции средства массовой информации. Независимо от того, сколько байт, в скольких экземплярах и на какое расстояние передаются. Применить понятие тиража к Web-странице практически невозможно, физически, как правило, страница существует в одном экземпляре. Ст. 24 Закона о СМИ [28 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1"О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г. , 2 марта 1998 г. )// Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 8 февраля 1992 г. Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. , N 7, ст. 300], гласит: " Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. " Однако в ст. 2 дано раздельное (естественно) определение для программы и вещания: " под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ; " Cт. 24, расширяющая толкование понятия СМИ (она так и называется -- "Иные средства массовой информации", и находится в Главе II -- "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", а не в Главе III -- "РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"), никоим образом не может быть истолкована как расширяющая понятие "вещания". То есть -- регистрации программы, передаваемой через Интернет, на основании этого закона еще как-то можно требовать а вот лицензирования вещания в Интернете -- нет. Закон о СМИ который регулирует публично-правовые отношения, то есть требуется прямое указание на то, что сайт есть СМИ; "иная форма периодического распространения издания" требует определения периодичности и собственно распространения. С большой натяжкой можно сказать, что сайт периодичен (апдейты и тд), но распространяется ли он в смысле указанного закона? "Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ; " таким образом закон четко указывает на пределы своего применения - сайт не продается, не доставлется и не раздается (к тому же и не является печатным изданием, аудио- либо видеозаписью программ и т. д. ). Что касается норм статьи 152 ГК (о возможности опровержения сведений в СМИ), то ее можно применять и к сайтам по аналогии закона (статья 6 ГК), так как сайты и СМИ имеют много общего. Вообще вопрос о соотношении СМИ и вебсайтов должен быть решен в законодательстве как-то более однозначно - либо к таковым нужно относить все вебсайты вообще (что вряд ли целесообразно), либо лишь некоторые из них, удовлетворяющие определенным признакам (тематика, социальная направленность и тд). До внесения изменений в закон о СМИ можно рекомендовать добровольную (но ни в коем случае не обязательную) подачу заявки на регистрацию сайта в качестве СМИ - в этом случае заявитель сам как бы признает, что его сайт является СМИ и соглашается со всеми ограничениями, которые содержит законодательство о СМИ (например, обязательное размещение социальной рекламы). С другой стороны, это дает ему ряд преимуществ перед другими владельцами сайтов (в частности, по его требованию в соответствии с законом о СМИ ему будет предоставлена информация из любых государственных и частных структур). Введение доступа к сайту за плату при этом само по себе предполагает, что сайт продается, следовательно, распространяется, следовательно, является СМИ со всеми вытекающими отсюда последствиями. § 9. Реклама в сети Интернет.
Реклама, согласно Закону “О рекламе” [29 Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" Принят Государственной Думой 14 июня 1995 года. // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 июля 1995 г. , Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. , N 30, ст. 2864; ], может распространяться в любой форме и с помощью любых средств. К рекламе в Интернете применимы все те же требования, которые применяются к любой другой рекламе, в том числе и требование о том, чтобы реклама была надлежащей. С другой стороны, было показано, что сайт, КАК ПРАВИЛО, не относится к СМИ, следовательно, те ограничения, которые законодатель предъявляет к рекламе, размещенной в СМИ, на вебсайты не могут быть распространены - так, вполне допустимо размещение на сайте нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку, модель, артикул товара, либо на его изготовителя и без пометки "на правах рекламы" и вообще без любого специального уведомления о том, что данный материал является рекламным, владельцы сайтов вправе взимать плату за размещение рекламы под видом информационного или авторского материала. В отношении распространения через Интернет сведений, нарушающих коммерческую тайну, действует общий порядок защиты такой информации. Разумеется, если на сайте вообще содержится какая бы то ни было информация о хозяйствующем субъекте, эта информация автоматически не может обладать статусом коммерческой тайны, так как очевидно, что обладать не предпринимает мер к ее охране и тем самым нарушает одно из основных условий ее охраноспособности. § 10. Личные неимущественные права.
Нормы о неприкосновенности личности распространяются в том числе и на систему Интеренет. Основополагающей является ст. 23 Коституции РФ где сказано “Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения”. Однако в соответствии с существующим в России законодательством, спецслужбы могут просматривать электронную корреспонденцию граждан, а провайдеры Интернет обязаны предоставлять такую возможность технически. На практике это означает, что соответствующие органы получают он-лайновый доступ на почтовый сервер, где и могут просматривать электронную почту клиентов. Распространение через СЕТЬ сведений, порочащих честь, деловую репутацию и достоинство лица неправомерно в силу общих положений о защите личных нематериальных благ. Интересен вопрос - может ли лицо требовать опровержения порочащих его сведений, если докажет, что они не соответствуют действительности, на том же сайте, где эти сведения были размещены... Чтобы ответить на этот вопрос, следует доказать, что конкретный сайт является средством массовой информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10