электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам; сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания; сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано; предприятия, учреждения и организации связи (далее - предприятия связи) - юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности; Таким образом, трудно сомневаться в том, что сеть Интернет относится к сетям электросвязи общего пользования, а провайдеры - к предприятиям и организациям связи. При принятии подобного утверждения с необходимостью вытекает возможность осуществления и регулирования Интернета на основании указанного нормативного акта (в первую очередь это относится к ограничениям, связанным с деятельностью провайдеров - лицензирование, сертификация и т. д. ). При этом почтовая связь не относится к сетям электросвязи, однако в рамках Интернета такое разделение исчезает, а Закон его не предусматривает, соответственно и Закон РФ "О почтовой связи" к этим отношениям не применим. Статья 23 Конституции говорит о праве каждого на тайну "иных сообщений" (то есть не относящихся к почтовым, телефонным, телеграфным и тд). Из этого неизбежно вытекает, что за перехват и "вскрытие" чужих электронных писем может наступить и уголовная ответственность (по статье 138 УК РФ). Ссылки на страницы других людей или организаций - вещь вполне безобидная, но лишь до определеннного момента. Вопрос, который наиболее часто задается, таков - что делать, если кто-то проставил ссылку на мою страницу без моего разрешения? А почему это должно Вас беспокоить? Возможно множество причин (например, ссылка анонсируется таким образом, что у пользователя, переходящего по ссылке, создается искаженое, предвзятое либо какое-нибудь другое негативное впечатление от этой странице. В таких случаях вполне правомерно требовать удаления таких ссылок, но, ссылаясь на различные правовые основания (так, ссылка, которая дает возможность пользователю думать о странице, к которой он переходит, как о результате творческого труда того, кто эту ссылку поставил, будет запрещена законом об авторском праве. Если же тело ссылки составляют слова "страницы самых законченных идиотов" - речь идет о защите личных неимущественных благ “идиотов” (не исключено, что гражданско-правовая ответственность в этом случае не предел, дело может дойти и до уголовного дела (со статьями 129 и 130 УК РФ). При этом ни способ распространения заведомо ложных сведений (клевета), ни способ унижения чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме (оскорбление), для законодателя никакого значения не имеют - оба состава являются формальными (то есть преступление считается совершенным с момента совершения описанных действий и закон индифферентен к факту наступления или отсутствия общественно-опасных последствий). §12. Государственный контроль над Сетью.
Существует проект создания общероссийской телекоммуникационной системы “Деловая сеть” при участии крупнейшего провайдера АО Релком и ФАПСИ. Работы по созданию Деловой Cети проводятся на основании указов Президента Российской Федерации N 622 от 3 июля 1995 года [32 Текст Указа опубликован в СЗ РФот 10 июля 1995 г. , N 28, ст. 2639; ] и N 6 от 4 января 1996 года [33 Текст Указа официально опубликован не был; ], определяющих задачу формирования общероссийской телекоммуникационной системы.... " Происходит довольно необычная вещь: вполне успешная коммерческая структура вливается в полугосударственный конгломерат при участии спецслужб. И без того самый большой провайдер Интернет становится как бы "провайдером в законе". Для иллюстрации представьте себе аналогичную ситуацию в США: Федеральное правительство покупает контрольный пакет акций America-on-Line и поручает ФБР обеспечить защиту частной электронной переписки ее клиентов. Но в условиях абсолютного контроля со стороны Госкомсвязи и Госсвязьнадзора провайдеры не могут позволить себе заявить о ущемлении прав. Госструктуры всегда могут найти формальное нарушение в работе провайдера - и отнять у этого провайдера лицензию. А в сегодняшних жесткоконкурентных условиях достаточно на неделю остаться без лицензии - и провайдер навсегда исчезнет с рынка. Еще одним премером нарушения прав человека является инициатива ФСБ по созданию "Системы оперативно розыскных мероприятий" (СОРМ). Цель - установить неограниченный контроль за электронными коммуникациями в России. Есть два документа. Первый - это утверждаемые на уровне зам. директора ФСБ России "Технические требования к Системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи". Второй документ, также утверждаемый на том же серьезном уровне, это "Порядок внедрения Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях документальной электросвязи”. В них отсутствует схема проверки наличия санкций прокурора. Также существует Письмо Минсвязи РФ от 11 ноября 1994 г. N 252 "О порядке внедрения СОРМ на внутренних сетях связи Российской Федерации" во исполнение приказа Министерства связи Российской Федерации от 24 июня 1992 N 226 "Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации" [34 Текст приказа официально опубликован не был; ]. Большинство этих документов даже не было опубликовано, что является обязательным для введения их в действие согласно существующему законодательству. Собственно, именно эти незаконные (неопубликованные) ведомственные акты по "телефонной" СОРМ и легли в основу проекта "сетевой" СОРМ. Важно вернуться к этой проблеме, но нельзя забывать, что "прослушка" телефонов юридически устроена по другому, нежели "обыск" почтовых ящиков, хищение собственности-информации и т. д... Устную форму (к чему ближе подслушанная речь) нельзя путать с почти-вещами (собственностью) - документами, например. А поскольку для электронных документов не существует понятия "копии", то можно вести речь о краже оригиналов. С собственностью и документами режим обращения другой, нежели с высказываниями. Можно отметить три особенности данного проекта ФСБ и ситуации, которая сложилась вокруг него в России. Первое: проект СОРМ фактически устраняет для ФСБ необходимость получать санкцию суда на "прослушивание" кого-либо. Технические ограничения для ФСБ также отсутствуют, равно как и обязательства оглашать какие-либо аспекты этой деятельности. Таким образом секретная служба оказывается вне всякого контроля. Второе: СОРМ - не закон (и не законопроект). СОРМ - ведомственный акт. Это значит, что ни Парламент, ни Президент не будут иметь отношения к принятию этого документа. Он должен быть лишь зарегистрирован в Министерстве юстиции. Третья отличительная черта проекта такова: секретная служба рассчитывает, что все расходы будут покрыты провайдерами. Надо сказать, что действующее российское законодательство подтверждает, что именно государство (а не его граждане) обязано платить за оперативно-розыскную деятельность своих спецслужб. На Западе строятся гигантские, чрезвычайно дорогие системы, аналог нашего СОРМа, по контролю за сетью. Но с точки зрения вычислительных ресурсов, это практически невозможно на настоящий момент. Чтобы вы представляли, допустим, объем траффика, только электронной почты, у провайдера Дукс - это один из лидирующих провайдеров в Санкт-Петербурге, хотя и не самый крупный, - составляет в день порядка 300-400 мегабайт текста. Это только почта, которая проходит через узел. Представляется, что у этой системы мало шансов оправдать себя. Глава 3. Электронная коммерция. § 1. Совершение сделок путем электронного обмена данными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10