Рефераты. Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)

p>Вместе с тем целесообразны: снижение общего уровня налогообложения, особый его режим для предприятий комплекса, осваивающих новые месторождения, осуществляющих строительство магистральных трубопроводов, газификацию населенных пунктов, обновляющих производство, проводящих научные исследования и разработки; уменьшение цен энергоресурсов для потребителей на взаимовыгодных условиях; использование механизма перераспределения налога на прибыль, НДС и других в зависимости от объема реализации газа на территории каждого субъекта Федерации.

В структурной и промышленной политике большое значение будут иметь: усиление роли государства в финансировании инвестиционных и инновационных целевых программ в топливно-энергетическом секторе, включая программу газификации России;

сохранение организационно-технологического единства РАО “Газпром” и РАО “ЕС России”; государственная поддержка угольной отрасли;

внесение в структуру затрат на производство продукции ТЭКа целевых отчислений в инвестиционный фонд развития отраслей;

устранение двойного налогообложения (НДС) материально-технических ресурсов, поступающих из стран СНГ, в частности с Украины, в счет оплаты российского природного газа и других энергоносителей;

оказание содействия в принятии аналогичных мер по недопущению двойного налогообложения и на Украине.

3. 3 РЕШЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Крупнейшим торговым партнером России среди стран СНГ является Украина, объем торговли с которой в 1997 г. составлял около 14 млрд. долл. [36 Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист № 3, 1999 г. , с. 64]К сожалению, в условиях кризиса товарооборот значительно сократился. Если в 1995-1996 годах доля России в товарообороте Украины составляла 47 процентов, в 1997 году - 40, то в 1998 году - примерно 33 процента. Доля Украины во внешнеторговом обороте России составляет около 8 процентов. Современные масштабы, динамика, структура и географическое распределение внешней торговли России не соответствует реальному экономическому потенциалу страны.

Структура нашего экспорта такова: энергоносители - 71 процент, продукция машиностроения - 14, химической промышленности - 6 и металлургической промышленности - 3 процента. В экспорте Украины в Россию картина иная, наоборот, продукция машиностроения занимает 25 процентов, металлургия - 31, химические товары - 12, продовольствие - 22 процента [37В. Мусатов Непростая судьба договора с Украиной // Международная жизнь № 2, 1999 г. , с. 19]. Можно сказать, что Россия является в значительной степени рынком сбыта для украинской обрабатывающей промышленности, а сама все больше становится поставщиком топливно-сырьевых ресурсов.

В условиях глобального и регионального кризисов, охвативших наши страны со второй половины 1998 года, оба правительства предпринимали меры по разработке антикризисных шагов, по координации действий по выходу из кризиса, ибо на политическом уровне существует согласие в отношении того, что из кризиса целесообразно выбираться не в одиночку. Внимание было сконцентрировано на устранении препятствий в торговле, сохранении в нынешнее трудное время кооперационных связей, в основном оставшихся с советских времен, особенно в ВПК, и на решении проблемы финансовой задолженности.

Основным документом, на базе которого намечено осуществлять согласованную линию на развитие всестороннего взаимодействия, является Программа долгосрочного экономического сотрудничества на 1998-2007 годы, подписанная президентами России и Украины в 1998 году. Ее можно рассматривать как вторую опору российско-украинских отношений наряду с общеполитическим договором. Проблемные вопросы развития экономического сотрудничества и пути выполнения долгосрочной программы были рассмотрены на заседании Смешанной межправительственной комиссии, возглавляемой премьер-министрами Е. М. Примаковым и В. П. Пустовойтенко, в ноябре прошлого года. Важное значение для активизации сотрудничества и разработки совместных мер имела встреча представителей союзов промышленников и предпринимателей двух стран, состоявшаяся в октябре в Харькове. В частности, шла речь о необходимости гармонизации хозяйственного законодательства, создании условий для формирования транснациональных финансово-промышленных групп и совместных предприятий. Недопустимо, что при большом объеме наших торгово-экономических связей инвестиции России в Украину составляют всего 160 млн. долларов, а инвестиции Украины в Россию - около 36 млн. долларов. [38 Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист № 3, 1999 г. , с. 66] Многие неотложные вопросы экономических связей, в том числе погашение взаимной задолженности, были предметом обсуждения на заседаниях так называемой Антикризисной группы.

Помимо объективных причин, с которыми сталкивается особенно в последнее время торгово-экономическое сотрудничество России и Украины (общее кризисное состояние экономик двух стран, ослабление кооперационных связей, спад объемов производства, нестабильность национальных денежных систем, ухудшение финансового положения предприятий, несовершенство системы взаиморасчетов), существенную роль в снижении уровня взаимодействия сыграли несогласованность с внесением изменений, особенно украинской стороной, во внутреннее законодательство, регулирующее вопросы взаимной инвестиционной деятельности, налогообложения, участия российских компаний в акционирования украинского ТЭК, в том числе приватизации предприятий нефтегазового комплекса Украины. 3 ноября 1998 года был подписан протокол о поставках украинского продовольствия и промышленных товаров в счет погашения половины долгов за российский газ, поставленный в Украину. Тогда сумма долгов за газ составляла примерно 1 млрд. 200 млн. долларов. На 1 января 1999 года общая сумма задолженности Украины за поставки российского природного газа составила уже 1 млрд. 600 млн. долларов. [39 Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист № 3, 1999 г. , с. 64]Украинцы довольно часто, особенно зимой, несанкционированно забирают (или, как говорят некоторые украинские предприниматели, "подворовывают") наш газ, проходящий через их территорию в Европу, с опозданием платят за российские энергоносители.

Со стороны правительства России в конце 1998 года был остро поставлен вопрос о наведении порядка в этой области, но мер не было принято. Известное письмо Р. И. Вяхирева, опубликованное в январе в "Независимой газете", очевидно, возымело действие, поскольку в Киеве были приняты административные меры и кабинет министров своим решением подтвердил, что Украина будет выполнять свои обязательства по погашению накопившейся задолженности. Можно полагать, что выполнению этих обязательств будет способствовать и постановление правительства Российской Федерации, принятое в январе, в котором определен порядок финансирования поставок продукции, поступающей из Украины для нужд федеральных органов, в счет погашения задолженности за российский газ. Острая постановка этого вопроса с российской стороны вполне понятна, так как мы не можем без конца, по существу, кредитовать Украину, поскольку и сами переживаем огромные трудности.

Радикальная экономическая реформа началась в Украине значительно позже, чем в других странах. Первые три года после обретения государственной независимости были ознаменованы крайне тяжелым кризисом. Несостоятельность экономической политики бывшего руководства страны стала причиной гиперинфляции и разрушения материальной сферы.

С утверждением парламентом программы радикальных экономических реформ стало реальным предотвратить углубление кризиса и добиться первых успехов в области макроэкономической стабилизации. Несмотря на то что спад материального производства до сих пор не остановлен, многие эксперты считают, что пик кризиса в украинском народном хозяйстве уже пройден [40Лукинов И. Социальная переориентация структуры экономики Украины. Вопросы экономики, 1995. № 12, с. 100]. Украинские реформы, по существу, находятся на поворотном пункте, когда крайне важно закрепить достигнутые успехи, чтобы не упустить исторический шанс восстановления национальной экономики.

Поистине катастрофическое положение в хозяйстве Украины в 1993 (гиперинфляция) и начале 1994 гг. способствовало тому, что долгая и бесплодная дискуссия о выборе стратегии реформ завершилась в пользу радикального подхода. Так называемая градуалистская концепция, сторонники которой по-прежнему ратуют за сохранение государственного контроля с целью не допустить "окончательного" разрушения производственного потенциала, была отвергнута политическим руководством страны по целому ряду причин. К ним в первую очередь следует отнести глубокие нарушения в экономическом организме Украины вследствие развала советского планового хозяйства. Важную роль сыграло также осознание того факта, что преобладание в структуре промышленности трудно реформируемых "тяжелых" отраслей не является достаточно веским доводом против либерализации рынков и ослабления прямого государственного регулирования, так как подобный путь неизбежно привел бы к поддержанию ценой затрат огромных средств неэффективных производств, а стабилизация финансовой системы была бы в конечном счете сорвана. К неблагоприятным стартовым условиям реформ в Украине в последние два года добавились новые проблемы, такие, как быстрый рост внешнего долга и общая "запущенность" социальной и производственной сфер из-за бездействия администрации.

В данной ситуации спасти положение могли лишь меры чрезвычайного характера. Руководство страны решилось на принятие радикальной программы социально-экономических преобразований. Ее исходным пунктом стали краткосрочные мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации, многие из которых в настоящее время уже выполнены. Наряду с этим в программе в соответствии с логикой рыночной трансформации постсоциалистической экономики уделено много внимания системным преобразованиям - реформе отношений собственности, созданию динамичной конкурентной среды, развитию рыночных институтов, а также мерам по социальной защите наименее обеспеченных групп населения и общественной поддержке рыночных реформ.

Среди них следует выделить децентрализацию хозяйственного управления, ускорение приватизации и оказание действенной помощи частному сектору с тем, чтобы усилить конкурентное давление на государственную промышленность и вынудить госпредприятия к отказу от расчета на патернализм правительства. Известный риск для макростабилизации заключается в росте взаимной задолженности предприятий (ВЗП). Увеличение объема ВЗП является реакцией предприятий на нехватку оборотных средств в условиях, когда долгосрочные кредиты на финансовом рынке для них недоступны. Долги предприятий друг другу возникают быстро и легко, так как отсутствуют механизм эффективного контроля за платежами и отлаженная процедура банкротства. Кроме того, многие по-прежнему надеются, что государство рано или поздно спишет или покроет долги дополнительной эмиссией. По существу, проблема неплатежей связана, скорее, с системой хозяйственных мотиваций, чем с системой финансирования. Устойчивый рост номинального объема ВЗП отнюдь не свидетельствует о полном развале производства и необходимости прямого государственного вмешательства, как об этом любят говорить популистски настроенные политики. Реальная, то есть скорректированная на индекс оптовых цен, задолженность в течение последнего года имеет тенденцию к снижению. В сфере внешней торговли были отмечены позитивные тенденции, свидетельствующие о некотором укреплении позиций Украины в международном разделении труда. Так, в 1995 г. совокупный экспорт, по данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины, возрос на 18, 5 % по отношению к предыдущему году, а импорт на 16, 9 %. В торговле со странами СНГ прирост экспорта за год составил 17 %, в то время как импорт вырос на 6 %. В результате Украине удалось сократить дефицит торгового баланса, в частности, с Россией с 3, 4 млрд. долл. в 1994 г. до 2, 6 млрд. долл. в 1995 г. Кроме того, отмечается достаточно устойчивая тенденция переориентации внешней торговли на западные рынки. В 1994 гг. на страны СНГ приходилось около 65, 8 %, внешнеторгового оборота Украины, а в 1995 г. снизился до 60, 7%. Такая же тенденция характерна и для России: в 1995 г. удельный вес стран СНГ в ее общем товарообороте сократился до 22 % (в 1994 г. 24 %). Растет также удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте: если соотнести среднюю величину экспорта-импорта с долларовым эквивалентом ВВП, то этот показатель составил в 1993 г. 15%, в 1994 г. - 21%, а за десять месяцев 1995 г. - 24 % [41А. Секарев Экономическая реформа в Украине // Вопросы экономики № 5 1996 г. , с. 75].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.