Рефераты. Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)

p>Переход к мировым ценам на энергоносители нанес Украине большой ущерб из-за ухудшения условий торговли (terms of trade), особенно в отношениях с главными поставщиками - Россией и Туркменией. Украина оказалась не в силах вовремя и полностью рассчитаться за поставки. Задолженность по энергоносителям, накапливающаяся с 1992 г. , составляет львиную долю всего внешнего долга страны. Украине до сих пор не удалось компенсировать скачок цен на энергоносители посредством их экономии и каких-либо заметных структурных сдвигов. Энергоемкость народного хозяйства продолжает расти. В конце 1994 - начале 1995 гг. Украина подписала договоры о реструктуризации долгов с обоими кредиторами. Речь идет о подлежавших оплате и уже просроченных обязательствах на общую сумму 5, 1 млрд. долл. , из которой 4, 1 млрд. долл. приходится на Россию (в том числе 1, 4 млрд. долл. непосредственно на РАО "Газпром") и 11 млрд. долл. - на Туркмению. Благодаря этим договорам Украина смогла гарантировать продолжение поставок энергоносителей. Во второй половине 1995 - начале 1996 гг. сумма текущих неплатежей за газ колебалась в пределах 150 - 250 млн. долл. , провоцируя время от времени прекращение его поставок и угрожая договоренностям о реструктуризации долгов. Однако и на 1996 г. достигнуты соглашения о поставках энергоносителей, в которых четко оговорены сроки и формы расчетов по нефти и газу [42 Ukrainian Economic Trends. Kiev, October 1995, p. 47]. Но даже с учетом упомянутых выше позитивных тенденций во внешней торговле, а также соглашений о долгах внешнеэкономическая ситуация в Украине остается напряженной. Так же как и в структуре промышленного производства, в украинском экспорте пока не наблюдается прогрессивных сдвигов. Несмотря на то что страна экспортирует некоторые виды конкурентоспособной на мировых рынках продукции, в вывозе ведущую роль играют металлургия и сельское хозяйство, то есть отрасли малоперспективные с позиций экспортной специализации. Еще один источник напряженности - ситуация с платежным балансом. Внешний долг брутто достиг к январю 1996 г. 8, 15 млрд. долл. [43А. Секарев Экономическая реформа в Украине // Вопросы экономики № 5 1996 г. , с. 75]Дело не столько в абсолютном размере внешней задолженности, сколько в необходимости выделения крупных сумм на ее обслуживание. В 1995 г. , например, на эти цели требовалось порядка 1 млрд. долл. , причем такие расходы будут расти по мере приближения сроков оплаты реструктурированных долгов. Достижение равновесия платежного баланса является едва ли не центральной задачей на ближайшие годы.

Пока Украина без международной помощи не в состоянии преодолеть нехватку финансовых ресурсов, обслуживать кредиты и накапливать валютные резервы. Но привлечение внешних кредитов это не решение проблемы. Страна стоит перед необходимостью наращивания экспортного потенциала и создания в ходе системной реформы экспортоориентированной экономики [44 Черняк В. Экономика Украины: ростки надежды. Голос Украины, 1995, 30 ноября]. Программа деятельности правительства дает основания полагать, что Украина и впредь будет придерживаться стабилизационной политики. При этом возрастет значение мер по осуществлению структурных сдвигов и прежде всего в энергетическом хозяйстве. Предстоит довести цены на энергоносители для домашних хозяйств и тарифы на коммунальные услуги до уровня их реальной стоимости. Это облегчило бы бремя, лежащее на государственном бюджете, и стимулировало бы экономию энергии. Реализация данных мер позволит ограничить объем кредитования государства со стороны Национального банка и замедлит рост денежной массы, что будет способствовать стабилизации цен.

Жесткая денежная политика оставляет слишком мало простора для приспособления материального производства к рыночным условиям. Надо стремиться к тому, чтобы как можно скорее вывести энергоемкие предприятия из производственного процесса. Это содействовало бы ослаблению нагрузки на госбюджет и стабилизации платежного баланса. Важную роль играет также поддержка создаваемых малых и средних предприятий, помощь в выходе этих предприятий на рынки. Речь идет об устранении административных преград, предоставлении доступа к свободному капиталу и недвижимости, а также о смягчении нагрузки на частный сектор. Для проведения структурной перестройки хозяйства и овладения рыночными механизмами аллокации (размещения капиталов) нужно усовершенствовать процедуру банкротства и распространить ее на все предприятия, в том числе и на те, в которых государство сохраняет контрольный пакет акций. Согласно планам правительства, соответствующие меры будут приняты в 1999 г. Лишь при таком условии можно будет создать одинаковый для всех порядок исключения несостоятельных предприятий из сферы материального производства. Необходимо во что бы то ни стало добиться запланированного ускорения приватизации. Важными предпосылками этого выступают ликвидация отраслевых министерств и сокращение правительственного аппарата, что уменьшит административное противодействие реформе отношений собственности. Одновременно будут высвобождаться кадровые ресурсы, необходимые для развития институтов инфраструктуры наблюдательных советов, органов контроля за государственными финансами и управления долгами предприятий, антимонопольных инспекций и т. п. Дальнейшего развития требует начатая либерализация внешней торговли. Существующие до сих пор административные ограничения должны быть отменены. Предприятиям всех секторов надо дать возможность самостоятельно, без вмешательства соответствующего министерства, проводить внешнеторговые операции. В этой связи вызывают опасение планы по развитию импортозамещения. Правительство планирует ввести импортные квоты, в частности, на уголь, с целью "защитить национальную промышленность", хотя известно, что защита отечественных производителей приводит к искривлению ценовых пропорций и установлению ложных ориентиров для структурной перестройки предприятий и отраслей. Предприятия сразу начнут полагаться на защиту со стороны государства и станут уклоняться от проведения структурных преобразований. При этом практически невозможно избежать ошибок в аллокации и свернуть мощности, которые существуют лишь за счет дотаций. Защита от импорта целесообразна только в том случае, если на мировом рынке имеются очевидные ценовые дирпропорции.

При условии продолжения проводимой сегодня политики и достижения реальных сдвигов в приватизации Украина уже в текущем году сможет стабилизировать развитие материального производства. Благодаря этому появятся предпосылки решения среднесрочных проблем, например, обслуживания внешнего долга. Достижение этапа экономического роста создаст также условия для более эффективной социальной защиты населения и поддержки им экономической трансформации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональные связи становятся все более весомым компонентом двусторонних отношений России с зарубежными государствами. Существенно возрос их объем, расширилась география, обогатилось содержание.

Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность. Углубляя межрегиональные связи, субъекты Федерации вносят свой вклад в решение этой задачи.

Благоприятствуют этой работе такие этапные события, как подписание в декабре 1998 года известных российско-белорусских документов, расширение числа участников Таможенного союза, ратификация "большого договора" с Украиной. К настоящему времени многие субъекты Федерации сформировали договорную базу, определились с приоритетными партнерами из стран СНГ и направлениями сотрудничества с ними.

Очевидно, что в межрегиональных связях торгово-экономическая составляющая будет и впредь доминировать.

Российско-украинские отношения занимают одно из приоритетных мест во внешней политике России. Они стали реальным фактором, оказывающим воздействие на политическую ситуацию в Европе и на постсоветском пространстве, в сотрудничестве государств, образующих СНГ. После распада Советского Союза российско-украинские отношения складывались неровно и порой напряженно, однако диалог двух стран, формирование сотрудничества во всех важнейших областях не прерывались. Россия последовательно проводит линию на развитие с Украиной дружественных, добрососедских, взаимовыгодных отношений в духе стратегического партнерства. Мы с полным основанием считаем, что именно такими должны быть наши взаимоотношения с Украиной на пороге XXI века, исходя из многогранных, многовековых связей двух наших народов, объединенных общностью судеб, исторического прошлого и славянской культуры.

Широко распространенным недостатком для субъектов Федерации является то, что большинство из них ориентируются на поставки на Украину, главным образом по бартеру, энергоносителей и сырья и мало внимания уделяют продвижению на украинский рынок промышленной продукции. Они слабо участвуют в торгово-промышленных выставках на Украине.

Субъекты нашей Федерации сталкиваются с немалыми трудностями, которые являются, однако, в большинстве случаев общими сложностями для торгово-экономических отношений между Россией и Украиной.

Имеются ли резервы для дальнейшего развития торгово-экономических отношений между регионами России и Украины? Несомненно. В чем они? В разработке и осуществлении согласованных комплексных мер по устранению прямых и косвенных барьеров в российско-украинских торгово-экономических связях, то есть всего того, что мешает реализации Соглашения о свободной торговле от 24 июня 1993 года.

Резервы кроются в общем оздоровлении торгово-экономических отношений между Россией и Украиной. В частности требует особого внимания проблема ликвидации задолженности прежде всего украинской задолженности на общегосударственном и региональном уровне.

Требуется повышать защиту интересов регионов в их отношениях с Украиной. В том числе настораживать в отношении недобросовестных партнеров. Украинцы делают это. Например, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины на регулярной основе публикует материалы с названием "Внимание: иностранные партнеры-должники". Это иностранные субъекты предпринимательской деятельности, работающие на рынках Украины, которые своими недобросовестными действиями наносят ущерб украинским партнерам. В таком материале за ноябрь 1998 года большинство перечисленных фирм, к сожалению, были российскими. Положение дел в сфере торгово-экономического сотрудничества в 1998 году было серьезно осложнено финансово-экономическим кризисом, разразившимся в России и прямым образом затронувшим Украину. Его прямым следствием стало снижение двустороннего товарооборота почти на 40 процентов по сравнению с 1997 годом. Выступая главным инициатором развития многостороннего валютно-финансового сотрудничества в рамках СНГ, Россия пока не предприняла активных реальных шагов для практического осуществления этой идеи. Но если Россия не хочет утратить уже сильно пошатнувшийся статус великой державы, ей придется найти новые подходы к экономическому взаимодействию со странами СНГ в целом и к валютным отношениям в частности.

Полномасштабная реализация промышленного потенциала сотрудничества стран СНГ, с нашей точки зрения, требует, чтобы в ближайшее время было достигнуто следующее:

1) принято решение о согласованных принципах исчисления и взимания косвенных налогов;

    2) завершено формирование зоны свободной торговли;
    3) установлен единый транспортный тариф;
    4) сформирована общая энергосистема;

5) созданы адекватные условия льготирования деятельности инвесторов; 6) выработаны единые подходы к формированию общего таможенного пространства; 7) задействованы унифицированные правовые параметры возникновения, изменения и прекращения права собственности, движения капиталов, обращения ценных бумаг.

    ЛИТЕРАТУРА

Балабанов И. Т. , Балабанов А. И. Внешне-экономические связи - М. , 1998 Баранова Е. Современная международная торговля // РЭЖ 10 - 98 Ближнее и дальнее зарубежье в геоэкономической стратегии России. - М. , 1997 Белова В. Л. , Быкова М. А. Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. Борисов С. М. Статистика свидетельствует: страна живет взаймы (заметки о платежном балансе России) // Деньги и кредит № 12 1997 г. Бофнигер П. , Флассбек Г. , Хоффманн Л. Экономика ортодоксальной монетарной стабилизации: пример России, Украины и Казахстана // Вопросы экономики, 1995, № 12; Бюллетень банковской статистики Центрального банка РФ. - 1998. - № 9 Вахрамеев А. В. Геополитическое положение и внешняя политика России // Социально-политический журнал, 1998, № 2

    Внешнеэкономический бюллетень. - 1998. - № 9.

Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. - М. , 1997

    Внешняя торговля. - 1997. - № 1-3.

Гринберг Р. Постсоюзное экономическое пространство: коллизии и сценарии // Российский экономический журнал. - 1996. - № 10 Кириченко В. Факторы, условия и направления экономической интеграции стран СНГ // Российский экономический журнал. - 1996. - № 9 Козик Л. Экономико-правовые аспекты интеграции государств СНГ // Юридический мир. - 1998. - № 1 Козик Л. , Кота П. Таможенный союз “четверки” сегодня и завтра // РЭЖ № 2 1999 г. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал. - 1998. -№ 3.

Лукинов И. Социальная переориентация структуры экономики Украины // Вопросы экономики, 1995, № 12

Лунина И. Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /под ред. Красавиной Л. Н. / - М. , 1994

    Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 5

В. Мусатов Непростая судьба договора с Украиной // Международная жизнь № 2, 1999 г.

Новожилов Г. Где “четверка” лидирует в масштабах Содружества // Вестник Содружества. - 1997. -№ 2(3) Новожилов Г. Где “четверка” лидирует в масштабах Содружества // Вестник Содружества. - 1997. -№ 2(3) Народное хозяйство СССР в 1990 году - M. , 1991

    Общество и экономика. - 1996. - № 6.

Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ. По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист № 10, 1998 г.

Павленко Ф. , Новицкий В. Тенденции структурных изменений и промышленная политика в странах СНГ // Вопросы экономики № 1 1999 г.

Пинзеник В. Макроэкономическая стабилизация в Украине: итоги и проблемы первого года // Вопросы экономики, 1996, № 2.

Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело /под ред. Долгова С. И. , Кретова И. И. / - М. , 1997

Развитие корпоративных форм хозяйствования в России // РЭЖ № 2 1999 г. Секарев А. Экономическая реформа в Украине // Вопросы экономики № 5 1996 г. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. , 1962 Социально-экономическое положение России // Деловой мир, 1996, 17 января Черняк В. Экономика Украины: ростки надежды. Голос Украины, 1995, 30 ноября Шишков Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г.

Шурубович А. Экономическая интеграции с Беларуссией как фактор народнохозяйственного развития России// Российский экономический журнал. - 1997. -№ 4 Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал, 1997, № 5

    Business Central Еurope. Annual 1995

Economist Intelligence Unit/Ostwirtschaftsreport, Nr. 22/27. 10. 1995 Economic Survey of Euroре. - 1998. - № 2

Economic Trends in the Soviet Union. - Cambridge (Mass), 1963 Economic Welfare and the Economics of the Soviet Socialism. -Cambridge , 1981 Handbook of International Trade and Development Statistics. - UNCTAD, 1994 IMF Survey. Washington, January 8, 1996

IMF calls off $1. 6 bn loan to Ukraine. Financial Times, April 9, 1996 International Trade Statistics. - GATT, 1985/86

    Kaser М. Privatization in the CIS. London, 1995

Lichter W. Ukraine: Wirtschaftstrends zum Jahreswechsel 1995/96. Bundesstelle fur Aubenhandelsinformation. Koln, November 1995.

    Monthly Bulletin of Statistics. - NY: UN, 1997. - № 5.
    Russian Economic Trends. - 1997. - № 4.

Sachs J. D. and Wаrпеr А. Economic Reform and the Process of Global Integration // Brооkings Papers on Economic Activity. Vol. 1. - Wash... 1995 Schipke А. , Taylor А. (Eds. ). The Economics of Transformation. Theory and Practice in the New Market Economies. Berlin-Heidelberg, Springer Verlag, 1994 Slow to reform Ukraine irks IMF. - Financial Times, January 9, 1996 Ukrainian Economic Trends. Kiev, October 1995

Ukraine's blueprint. President Leonid КцсЬгоа outlines the case for further aid. Financial Times, September 30, 1994.

Ukraine: Reformen im Aufwind. Deutsche Bank Research. Frankfurt am Main, Nr. 138, September 21, 1995;

Ukraine. The Real Economy and Its Sectors. A Quarterly Statistical Abstract. The World Bank. Kiev, February 1996

    World Economic Analysis. - Wash, , 1997. - September
    World Investment Report 1995. - NY, 1995. - Р. XX.
    World Development Indicators 1998. - Wash. , 1998
    World Economic Outlook. - 1997. - May
    World Economic Outlook. - 1998. – May

Антон Фiлiпенко Економiка Украiни в процесi глобалiзацii свiтогосподарских зв’язкiв // Проблеми екомомiчноi iнтеграцii Украiни в европейський союз: теорiя i стратегiя// Товариство“Дiло” Лтд, Львiв 1996, с. 40

Дмитро Штефанич, Оксана Ляшенко, Георгiй Тонков Мiжнародний потiк технологiй –прiоритетний напрям економiчноi iнтеграцii Украiни// Проблеми екомомiчноi iнтеграцii Украiни в европейський союз: теорiя i стратегiя// Товариство“Дiло” Лтд, Львiв 1996, с. 179Приложение 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.