В свою очередь, машиностроительные заводы Украины простаивают, сокращают объемы производства из-за низкой покупательской способности местной угольной промышленности, из-за резкого падения объемов добычи простаивают углеобогатительные комплексы, снижаются объемы выпуска кокса, металла, что ведет к сокращению ВВП Украины в целом.
Теме не менее, несмотря на наличие экономических трудностей, ОАО "Воркутауголь" продолжает сотрудничать с заводами Украины (см. Приложение 1) . В целях выхода из сложившейся ситуации необходимо в кратчайшие сроки заключение межправительственных соглашений, регулирующих взаимовыгодное сотрудничество производителей стран СНГ, а так же расширение прямых контактов с субъектами Российской Федерации по примеру соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и Республикой Беларусь.
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ
3. 1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ ВЕУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Серьезные трудности для углубления интеграции возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли. В результате физический объем взаимного товарооборота за 1992-1997 гг. сократился в 3, 1 раза. Характерно и то, что это происходит на фоне более медленного сокращения совокупного валового продукта, который за данный период уменьшился примерно в 1, 7 раза. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли снизился в 2, 6 раза - с 78, 6 % в 1991 г. до 30, 8 % в 1997 г. [34Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ. По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист 10-98, с. 3]Ослабевает взаимодействие национальных экономик, а внутренние воспроизводственные процессы становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными. Это ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.
Существенные различия в законодательствах, хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические интересы все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов.
Низкая эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. Отсутствуют четкие цели интеграции, многие положения соглашений и договоров носят декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Недостает контроля за реализацией договоренностей.
Серьезным просчетом было чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые бы заинтересовывали их в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении. Не стимулируются связи на уровне малого и среднего бизнеса.
Следовательно, без серьезных изменений Содружество может превратиться в конкурирующие субрегиональные блоки. Важнейшая альтернатива связана с движением по пути реальной интеграции, помогающая государствам СНГ развивать передовые отрасли производства, стать равноправными партнерами в мировом хозяйстве. Такая перспектива обусловлена особенностями развития мировой экономики на пороге XXI в. и опытом хозяйственной интеграции. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей. Интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства.
Странам Содружества предстоит сделать выбор между двумя путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для большинства из них может обернуться поглощением одним из формирующихся мировых“полюсов”, или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. Прямая интеграция стран СНГ в мировую экономику ведет к превращению их в периферию внешнего рынка. Невозможен и масштабный выход на международные финансовые и товарные рынки, которые в основном заняты и распределены.
Но несмотря на трудности, интеграционные процессы будут развиваться, поскольку у стран Содружества имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов, межгосударственных отношений. Есть и другие факторы, определяющие объединительную тенденцию. При этом следует учитывать желание и политическую волю всех стран Содружества всемерно углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Целесообразно определить приоритетные интеграционные задачи, решение которых обеспечит поэтапное продвижение по пути формирования Общего рынка, и в первую очередь создание благоприятных условий для развития хозяйственных связей в рамках СНГ. Речь идет о программе согласованных мер, учитывающей процессы, происходящие в экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Осуществление таких мер зависит от степени согласованности интересов партнеров. Анализ свидетельствует, что они сегодня совпадают во многих социально-экономических областях, в первую очередь в топливно-энергетическом, транспортном, агропромышленном комплексах, в создании режима свободной торговли, в развитии производственной кооперации, финансово-банковском секторе, научно-технической сфере.
Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.
Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и ФПГ. Главное направление интеграции - всемерная поддержка на национальном и межгосударственном уровнях процессов организации и деятельности предпринимательских структур малого и среднего бизнеса, СП, МФПГ и т. д. Важно стимулировать создание и развитие технологических цепочек, товарных и финансовых потоков, направленных на рациональное перепрофилирование ранее сложившейся производственной, финансовой, научной, коммерческой и иной деятельности. Большое значение имеет сотрудничество предпринимательских союзов, торговых палат, объединений промышленников и финансистов.
Неотложной задачей является устранение расхождений в действующих в странах СНГ нормативно-правовых положениях, устанавливающих режим деятельности совместного предпринимательства. В национальных инвестиционных программах следует предусматривать меры по поддержке и стимулированию на льготных условиях проектов, направленных на обеспечение взаимодействия предпринимателей стран СНГ. Важно решить вопросы создания фондов страхования инвестиций, поддержки крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе. Интеграционным связям препятствуют взаимные неплатежи государств и предприятий, преимущественно бартерный характер торговли. Поэтому необходим действенный механизм платежно-расчетных отношений, основанный на привлечении потенциала коммерческих банков, использовании вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности предприятий.
Нужен также механизм погашения долгов стран Содружества в имущественной форме путем их обмена на находящиеся в государственной собственности акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны согласованное установление официальных курсов валют, их поддержка, единообразные условия их конвертации, содействие банкам в развитии сети филиалов. Целесообразны взаимная конвертируемость национальных валют, прежде всего в рамках Таможенного союза, постепенный переход к совместному регулированию их курсов, что облегчает введение во взаимных расчетах многостороннего клиринга. Опыт создания платежной системы, накопленный Таможенным союзом, можно использовать для формирования мультивалютных расчетов в масштабах всего Содружества.
Крупным резервом сотрудничества являются экономические связи между регионами стран СНГ. Поэтому необходимы адекватные права территориальных образований в организации торговых, производственных, инвестиционных, научно-исследовательских и других отношений на региональном уровне. Целесообразны меры по государственной поддержке межрегионального и приграничного сотрудничества, созданию благоприятных организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий для развития прямых связей между регионами стран СНГ.
Необходимо привести правовую базу интеграции в соответствие с требованиями современного этапа развития стран СНГ и задачами реформирования их деятельности. Сегодня она уже включает свыше тысячи документов многостороннего характера, многие из которых устарели и нуждаются в существенном пересмотре. В то же время по ряду направлений сотрудничества ощущается правовой вакуум. В этой связи следует провести инвентаризацию всей договорно-правовой базы, определить документы, которые востребованы жизнью и должны быть реализованы, отклонить не соответствующие нынешним реалиям.
Предстоит договориться о скорейшем введении в действие принятых в СНГ документов путем их ратификации или осуществления иных внутригосударственных процедур.
Необходимы действенный контроль за выполнением совместных договоренностей, система санкций и утверждение процедур разрешения споров в рамках СНГ, в частности, путем усиления роли Экономического суда.
Повышению эффективности интеграции способствовало бы реформирование структуры уставных и рабочих органов СНГ, четкое разграничение их функций и компетенции. Межгосударственные согласования остаются основным способом выработки совместных решений в органах СНГ. По мере углубления интеграции сложатся условия, позволяющие наделить эти органы правом самостоятельно решать некоторые вопросы регулирования взаимного сотрудничества.
3. 2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в СНГ, обусловливает актуальность исследования современного состояния общих рынков товаров, инвестиций, финансово-кредитных ресурсов, ценных бумаг, обоснования перспектив их развития. Практическая значимость реализации этих задач определяется необходимостью стабилизации социально-экономического положения стран СНГ, перевода их экономик на постиндустриальный путь на основе совместного использования производственно-экономических, научно-технологических, природно-ресурсных и социально-культурных потенциалов государств, повышения их конкурентности и эффективности. Решение данных проблем обусловлено также неотлаженностью реализации межгосударственных соглашений о создании зоны свободной торговли, Платежном союзе, поддержке производственной кооперации, формировании общего аграрного рынка, рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), о тарифной политике при работе транспортных систем и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12