Рефераты. Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура - (реферат)

p>Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля. Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развивалась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г. , объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства [2 “Третий план” – 1958–1961 гг. , “Четвертый план” – 1962–1965 гг. , “Пятый план” – 1965–1969 гг. ]. Стремясь к повышению конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику. На долю контролируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее степень концентрации промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. В 1966 г. только 3 французские фирмы имели оборот более 1 млрд. франков, тогда как в США существовало 80 таких фирм, а в ФРГ– 29. Более 80% общего количества французских предприятий относилось к числу мелких, в каждом из которых было менее 5 рабочих. Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. К 1965 г. тракторный парк Франции увеличился в 30 раз по сравнению с довоенным временем, потребление минеральных удобрений возросло в 4 раза. В результате крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических достижений урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось на 66%. Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в индустриальную стадию развития.

Основные выгоды от интенсификации и индустриализации сельского хозяйства достались крупным капиталистическим фермам, получавшим правительственные субсидии. В 1968 г. всего 12% общего количества ферм производили около 50% сельскохозяйственной продукции. Положение не прибегающих к наемной рабочей силе семейных ферм, которые составляли почти 90% всех хозяйств, оставалось трудным. До 60% семейных ферм были нерентабельны и не получали субсидий от государства. Многим крестьянам приходилось искать работу в городе. За годы Пятой республики сельскохозяйственное население сократилось почти в два раза. К началу 70-х годов в деревне осталось лишь 12% активного населения. Среди городского населения быстро росла доля трудящихся, занятых в непроизводственной сфере (торговля, система обслуживания, государственный аппарат, наука, образование, здравоохранение и т. д. ). С 1954 по 1968 г. количество лиц умственного труда выросло в три раза.

Общая численность рабочего класса увеличилась незначительно, но в его составе произошли существенные перемены. Сокращалось число занятых в старых отраслях промышленности (угольная, текстильная), возрастало в новых (радиоэлектроника, атомная промышленность). В состав рабочего класса вливались такие категории трудящихся, которые раньше причислялись к служащим: торово-конторские работники, часть техникор и даже инженеров. Быстро увеличивалось количество иностранных рабочих. Это были в основном жители прежних французских колоний в Африке, занятые главным образом “а тяжелой, грязной, низкооплачиваемой работе. Благодаря упорной борьбе трудящимся удалось добиться улучшения своего материального положения. За 10 лет, с 1958 по 1967 г. , реальная заработная плата увеличилась примерно на 25%. Срок ежегодного оплачиваемого отпуска был увеличен с 3 до 4 недель. Тем не менее значительная часть трудящихся продолжала получать заработную плату на уровне официального минимума. Общие тенденции экономического развития.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира – 4, 7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. км2) и населения (57 млн чел. ), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы. В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг. , французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. – 5, 7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6, 6 до 5, 7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д'электрисите” (КЖЕ), “Томсон” – 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” – почти все производство автомобилей. “Пешине-Южин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль”–почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” –почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет”– в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон”занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе– по производству бытовой электроники. “Иметаль”занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании“Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г. – 2). Франция не только уступает ведущим странам –США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6 французских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это “Креди агриколь”, “Банк насиональ де Пари”, “Креди Лионне”, “Сосьете жене-раль”, “Групп де кесс д'епарнь”, “Компани финансьср де Париба”. Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы“Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д'электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”. Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между' Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.