Рефераты. Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура - (реферат)

p>В области внешней политики правительство Миттерана –Моруа продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х годов ухудшились и франко-советские отношения Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не прерывались.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких народных масс, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы. Выборы 1986 г. Победа правых партий.

В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия –6%. Впервые за весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа голосовавших.

Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как свидетельство невозможности глубоких общественных преобразований. Они вызвали настроения разочарования и пессимизма, “сдвиг вправо” в общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах союза левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал ослаблению компартии. Правые партии собрали в общей сложности 56% голосов, причем за крайне правую расистскую группировку. Национального фронта голосовало более 9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии –ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация: левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством в парламенте.

Одним из первый мероприятий правительства Ширака была частичная денационализация промышленности и банков. Правительство предложило в течение 5 лет продать в частную собственность 42 банка, 3 страховые компании и 9 крупных промышленных предприятий, национализированных правительством левых сил, а также правительствами Четвертой республики. В 1986–1987 гг. было распродано около десятка государственных предприятий, в том числе банки, некоторые промышленные предприятия и оружейные заводы. По настоянию президента Миттерана дальнейшая распродажа была приостановлена. Во Франции сохранился крупный государственный сектор экономики и продолжала действовать система государственного индикативного планирования. Правительство правых отменило налог на крупные состояния, ликвидировало государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала, сократило расходы на социальное страхование. Покупательная способность населения уменьшилась, безработица вновь возросла. Внешнеполитический курс правительства Ширака был направлен на продолжение сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало одной из своих главных целей завершение интеграции стран“Общего рынка” к 1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений. В новых условиях, созданных победой правых, левые силы продолжали борьбу в защиту демократических свобод и экономических интересов трудящихся. Выборы 1988 г. и политика правительства социалистов.

Весной 1988 г. в связи с истечением полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Все главные партии выдвинули своих кандидатов. Кандидатом Социалистической партии был Ф. Миттеран, Коммунистической партии – член политбюро ЦК ФКП А. Ляжуани. От партии ОПР баллотировался бывший премьер-министр Ж. Ширак, от СФД – Р. Барр, занимавший пост премьер-министра в 1976– 1981 гг. В первом туре голосования наибольшее число голосов собрали Миттеран и Ширак, которые должны были продолжить борьбу во втором туре. Серьезное поражение потерпел кандидат Коммунистической партии, получивший менее 7% голосов. За кандидата крайне правого Национального фронта Ж. -М. Ле Пена впервые высказалось более 14% избирателей – в два раза больше, чем за кандидата компартии. Стремясь не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать во втором туре за Миттерана. В результате Миттеран опередил Ширака и вновь был избран президентом Франции. Как и в 1981 г. , президент Миттеран распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые парламентские выборы. Они состоялись летом 1988 г. На первое место вышла Социалистическая партия, собравшая почти 35% голосов. Коммунистическая партия несколько улучшила свои результаты: за нее проголосовало 11, 3% избирателей – на 710 тыс. больше, чем на президентских выборах 1988 г. Правые партии – ОПР и СФД – потеряли часть избирателей, собрав в общей сложности 37, 7% голосов (вместо 43% в 1986 г. ). Много голосов потерял Национальный фронт, за который на этот раз проголосовало менее 10% избирателей. Итоги выборов показали, что наибольшим влиянием среди избирателей продолжает пользоваться Социалистическая партия и лично президент Миттеран, в котором многие французы видели арбитра, способного поддерживать равновесие между правыми и левыми, гаранта сохранения демократических свобод и социальных завоеваний трудящихся. Премьер-министром нового правительства Миттеран назначил одного из руководителей Социалистической партии М. Рокара. Все основные правительственные посты заняли социалисты, но в правительство вошло и несколько представителей буржуазных “центристских” групп. Правительство Рокара продолжало курс на “жесткую экономию”. Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль. Главной задачей внешней политики правительство Рокара, как и предшествующее правительство правых, провозгласило завершение “интеграции Европы” в рамках “Общего рынка”. Оно подтвердило свою приверженность Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США. Улучшились отношения между Францией и СССР. В результате взаимных визитов руководители СССР и Франции договорились о проведении регулярных советско-французских встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений. В октябре 1990 г. , во время очередного визита президента М. С. Горбачева во Францию, был подписан “Договор о согласии и сотрудничестве”. Франция и СССР заявили, что они “рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве”. Основные направления политики социалистов продолжали осуществляться и после того, как в мае 1991 г. пост премьер-министра Франции заняла Эдит Крессон.

    После 1991 г.

Как уже было сказано, в мае 1991 г. , когда Рокар ушел а отставку, Миттеран назначил на его пост социалистку Эдит Крессон, ставшую первой женщиной-премьером Франции. Крессон откровенно спорная политическая фигура вскоре была заменена Пьером Береговым в апреле 1992 г. после поражения социалистов в региональных выборах. В парламентских выборах следующего года социалистическая партия уступила большинство в Новом Собрании партии консерваторов. Союз во имя Республики, коалиция RPR Ширака, Союз во имя Французской Демократии (во главе с прежним президентом Жискаром) и несколько небольших консервативных партий выиграла 484 места в Парламенте, социалистам же досталось лишь 54 места. По результатам выборов президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуарда Балладура, члена RPR.

В мае 1993 г. ревизия, уполномоченная новым правительством Балладура, показала, что прежний премьер-министр Береговой неумело справлялся с экономикой, или намерено вводил в заблуждение французов относительно экономической ситуации в стране, которая фактически находилась в затруднительном положении. Это вызвало большие опасения, ведь выявленный реальный дефицит бюджета оказался намного выше, чем многие думали ранее. Сложившаяся ситуация могла подвергнуть большой опасности планы страны по вступлению в Европейское Экономическое Сообщество (теперь в Европейский Союз, или EU). Ранее избиратели уже одобрили соглашение, усиливающее политическую и денежно-кредитную интеграцию в пределах Европейского Экономического Сообщества. Не дожидаясь публичного объявления результатов проведенной ревизии, Береговой совершил самоубийство.

Балладур и его коалиционное правительство были переизбраны в марте 1993 г. , собрав 45% голосов избирателей, когда как Социалистическая партия и ее союзники набрали лишь 29%.

    Экономика

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.

Франция производит электронику, самолеты большинства типов, суда, электрическое оборудование, химическую продукцию и многое другое. Валовой национальный продукт составляет около 1, 25 триллиона долларов. Национальная валюта– французский франк (1$ » 5 FF). Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики. Экономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было трудным. Только в 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень. В 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского хозяйства. Затем экономическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Стали широко использоваться химические удобрения и средства защиты растений. Большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. В связи с быстрым ростом промышленности, транспорта и сельского хозяйства французский империализм постепенно утрачивал ростовщический характер. Основная масса капиталовложений теперь направлялась в промышленность. Вывоз капитала за границу сократился и стал осуществляться главным образом в форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале XX в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то в конце 50-х годов размер вывезенных за границу капиталов был почти в 6 раз меньше вложений в промышленность, торговлю и транспорт. Ведущую роль во французской экономике по-прежнему играли промышленные монополии и финансовый капитал. В 1952 г. крупнейшие предприятия, численность которых не превышала 0, 5 % от общего количества промышленных и торговых заведений, использовавших наемную рабочую силу, выплатили почти половину (48, 2%) всей суммы заработной платы. Зато на долю мелких и средних предприятий, составлявших 54, 3% общей численности, пришлось всего 2, 5 % суммы заработной платы. Наряду с высококонцентрированной промышленностью во Франции продолжало существовать множество мелких и мельчайших предприятий, ремесленных мастерских, мелких лавочек с 1–2 рабочими или совсем без наемных рабочих. В 1948 г. в стране насчитывалось около 1 млн. ремесленных заведений, причем половина из них не применяла наемного труда. В сельском хозяйстве число крупных капиталистических хозяйств (свыше 50 га) за годы Четвертой республики выросло почти в два раза. Составляя всего 5% общего числа хозяйств, они обрабатывали более 25% земли. Напротив, мелкие хозяйства (около 50% всех хозяйств) располагали лишь 16% обрабатываемой земли. Главными особенностями послевоенного французского государственно-монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности государства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюджет и государственные финансовые учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные предприятия. Наличие крупного национализированного сектора создавало возможность прямого государственного регулирования и планирования французской экономики. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план Монне). После его завершения появился так называемый второй план (1954–1957), действовавший почти до конца Четвертой республики. Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали постоянным элементом французской экономики. Французская система программирования или планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством программы были обязательны только для предприятий национализированного сектора. С частными предприятиями государство заключало специальные контракты, по которым предприниматели в обмен на предоставленные им преимущества обязывались придерживаться плановых заданий. Кроме того, системой косвенных мер (предоставлением государственных кредитов и налоговых льгот, введением предварительных разрешений на строительство крупных предприятий и т. п. ) правительство также могло влиять на развитие экономики. Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем, электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство способствовало концентрации производства и техническому переоснащению крупных предприятий. Развитие промышленности и научно-технический прогресс повлияли на структуру населения Франции, как и других высокоразвитых капиталистических стран. Численность самостоятельных хозяев– ремесленников, торговцев, лавочников – сокращалась, количество лиц наемного труда увеличивалось. Сельскохозяйственное население уменьшалось, городское росло. За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи –на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35%– в сфере обслуживания и около 28% –в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.