Революция объявлена нашествием антиихриста и беснующимся безбожии и призвал не подчиняться декретам советской власти. А Тихон предал анафеме высших руководителей. С 1921 по 1923 - голод в России.
1922 г. декрет ВЦИКа об изятии церковных ценностей в помощь голодающим. В конце концов Тихон оказался под следствием в Донском монастыре. Обновленчество движение радикальных реформаторов, цель которых модернизация русской православной церкви: группы "Живая церковь", "Союз церковного возраждения", "Народная церковь". Эти группы получили название обновленческих. А движение под эгидой ВЦУ - "Обновленческой церковью" (Вденский, Колиновский, Красницкий, монах Эпидор и т. д. ). Обновленцы приветствуют советскую власть. Решение обновленцев:
1. Брачный епископат. 2. Второбрачие для священников (разрешение жениться на вдовах и разведенных). 3. Непризнание нетленности мощей/ 4. Реформа календаря. 5. Закрытие монастырей. 6. Признание автокефали Украинской церкви, тем самым ревизуются основание начала православной церкви.
Тихон переходит на позицию лоялности по отношению к советской власти, чтобы спасти церковь, получает свободу и начинает борьбу с обновленчеством. В 1925 г. он умер.
Вводится новый пост - местоблюститель патриаршего престола (вместо патриарха), которым становится митрополит Петр. В 1925 году он осужден за антисоветскую деятельность. Новым местоблюстителем становится митрополит Сергий, который в 1943 г. избирается патриархом. Сергий был патриархом с 1943 по 1945 г. С 1945 по 1970 - Алексий. С 1971 по 1989 - Пимин.
С 1989 по наст. время Алексий II. В 1930 годы большая часть высшего епископата и священников прошла через тюрьмы и ссылки, многие погибли. В 1920-30 г. кульминация борьбы с религией. Была ли альтернатива Г. В. ? При наличии соответствующих обстоятельств и ином раскладе сил и доброй воле с обеих сторон войны можно было избежать. Понятие человека и общ-ва I. Понятие человека
Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов) II. Понятие общества
Многообразие понятия общества Обще ство - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество) добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество)- узкий круг людей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество
Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т. е. способная к самовоспроизведению группа людей. III. Общество, как особая часть материального мира 1. Отличие общества от природы
Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы. 2. Общество - динамическая система
Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество Подсистемы:
Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Элемент - ? Требования к элемнту:
1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни);
2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы); Элементы общественной жизни:
1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами. 4. Духовные значения (идельный мир)
Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности.
Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни. IV. Понятие общественного прогресса
Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному. Главная проблема - проблема критерия.
Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя. Интегральный критерий - рост социальной свободы. I. Ранние формы религии (формы первобытных верований).
1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.
2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.
3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах:
а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие Целевое назначение
1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное 4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки). 5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку. II. Миф, как попытка объяснить мир и человека. 1. Мифология употребляется в двух смыслах: а) собрание мифов; б) наука о мифах
Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).
2. Отличие мифаот сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т. к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия. 3. Типы мифов. - о животных и растениях - о небесных явлениях - космогонические и антропогонические - креационистские (креационизм - акт творения) - эволюционистские (постепенное развитие мира) - эсхатология (мифы о конце света) - о происхождении рождения и смерти - мифы о великом потопе - о непорочном зачатии - об умерающем и воскресающем боге
- о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни - искусственные мифы 4. Специфические черты мифологии
1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях 3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций.
7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т. е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества. III. Религия о человеке и обществе. 1. Структура религии Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю. ) Включает в себя:
1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов) 2. Религиозный культ - совокупность особых действий
Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный просьба.
Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы.
3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой. 2. Атеизм и религия. Атеизм:
1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс)
2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях.
3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).
Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.
Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, интегрирующая. Религия: 1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.
2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т. е. к Богу, данное человеку от природы.
4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности. 3. Классификация религии
1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые: - буддизм, ислам, христианство: православие, католицизм, протестаноство Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н. э. Ислам - 7 в. н. э. , основатель Мухамед Христианство 1 в. н. э. Учение Платона о человеке, обществе и государстве 1. Определние философии
а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (? )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44