б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться? ”
в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания. ”
г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. ”
д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного. ”
1) Что первично - материальное или духовное? ” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов. 2. Ф-фия Платона. (4-5 до н. э. )
Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.
Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.
Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.
Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям. 3. Учение о чел. , общ. , гос-ве.
Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва: -демократия, тирания, олигархия, темократия.
Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели. 3) 3 сословия: разумная часть - мудрость - правители-ф-фы. яростная (волевая) - мужество - воины. вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.
Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие. 4. Социализм Платона:
Частн. собств. - источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях. Аристотель о человеке, общ. и гос-ве. ( IV век до н. э. )
Аристотель - выдающийся др. -греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. 1. Ф-фские взгляды. 1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже. ”
Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение ф-фии (см. выше)
3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.
4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения.
4 причины - материальная (из чего? ), формальная (что это есть? ), движущая (откуда начало движения? ), целевая (ради чего? ) - бог.
Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом. 2. Аристотеля
Человек - единство души и тела. От прочих животных он отличается тем, что имееет сознание о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Душа сущность тела. Три вида душ:
растительные - минимальное жизненное начало, способность к питанию и росту. животные - способность к ощущению разумные - способность к рассуждению и к размышлению. Человеческая душа:
1) Неразумная часть человеческой души : растительная, животная 2) Разумная часть: рассудок (практический ум, направленный на деятельность на цель), разум (созерцательный или теоретический ум) 3. Аристотель о гос-ве.
Политика -это область практического разума. Четыре добродетели: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность.
Цель политики - достижение общего блага (справедливости). Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством (порядок властей и законы). Политическое устройство включает в себя 3 части: административную, ззаконодательную, судебную.
Главное в гос-ве - гражданин. Граждане - те, кто исполняет воинскую, адмистративную, судебную и жреческую ф-ции. Формы политического устройства:
1) правильные - царство (монархия), аристократия, полития (республика с воинским народовластием ) 2) неправильные - тирания, оллигархия, демократия. Назначение гос-ва.
Гос-во служит общему благу и счастью. Гос-во: 1. существенная часть (правители и войны). 2 несущественная, но необходимая (землевладельцы, ремесленники, купцы). Обе части составляют только греки; варвары и рабы выносятся за пределы гос-ва. Французские просветители о человеке и обществе XVIII век. Просвещение: - выход человечества из состояния младенчества (Кант). - становление разума, разрывающего религиозные оковы.
Просвещение начинается с рассмотрения социальных и нравственных вопросов: как победить зло ? Вольтер Франсуа Мари. Основные положения работ: антиклерикализм - антицерковность.
деизм - Бог мировой разум, создающий особый механизм - природу, дает ей законы развития , сообщает ей движение, а затем уже не вмешивается в ее существование.
критика провиденциализма. История - это не проявление воли бога, а творчество самих людей.
критика феодализма и деспотизма. Вольтер - сторонник просвещенной монархии. Вольтер о нравственности.
Нравственность не нуждается в боге, есть другая основа нравственности человеческий разум. Стремление к счастью - вот фундамент морали. Разумный человек , имея в виду собственное счастье, должен строить свои отношения с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они строили свои отношения с ним. Для властителей и для народа религия необходима. Лишь она может обеспечить нравственность в народной среде и удержать властителей от деспотизма. “Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать”. Шарль Луи Монтескье.
Онователь географического детерминизма. Природа подчинена законам, следовательно законам подчинена и история. Исторические законы коренятся в человеческом разуме, в идеях законодателей, но законодатель должен учитывать всевозможные условия, при которых складывается человеческое общество, а главное условие - это географическая среда. Различные типы общественного устройства определяет географическая Среда, которая неправомерно абсолютизируется. Монтескье различает 3 формы правления: 1) деспотическая - не подчиненная никаким законам 2) монархическая - монарх подчиняется законам 3) республиканская.
Географическая Среда: климат (жаркий, умеренный, холодный) , почва (плодородная, неплодородная), величина территории (большая, средняя, маленькая).
Климат определяет психологию человека. Жаркий климат порождает аппатичных, ленивых, изнеженных, покорных, пророчных людей. Северяне энергичны, воинственны, храбры и свободолюбивы.
Географическая Среда формирует психологию, а она в свою очередь форму правления. Деспотизм неизбежен и для очень холодных стран особенно если они велики по размерам и имеют плодородную почву. Монархическое правление характерно для умеренного климата, для средних гос-в. Республиканское свойственно маленьким странам. Деспотизм основывается на чувстве чести, а республика на чувстве долга. Жан Жак Руссо.
1) Руссо о социальном невенстве и способах его преодоления. Два вида неравенства: социальное (плод общественного развития). физическое (неустранимо) 3 ступени общественного развития:
1. естественное состояние - естественное равенство (все люди равны; частная соблственность отсутствует; люди живут обособлено и нравственно они не испорчены).
2. Гражданское состояние характеризуется общественным неравенством. Экономическое развитие, сближение людей и появление частной собственности ведут к возникновениюнеравенства: бедные и богатые, господствующие и подвластные, рабы и господа.
3. Общественное равенство, которое обеспечивает гос-во в качестве царства разума. (граждане объединены, но свободны; каждый обладает небольшой частной собственностью. Власть принадлежит народу) 2). Теория общественного договора.
Теория договорного характера общества и гос-ва. В соответствие с этой теорией люди добровольно заключают соглашение о том типе общественного устройства, в которм они хотели бы жить. 3) Педагогическая концепция Руссо
В основе концепции так называемое естественное воспитание, т. е. воспитание согласное с природой, основанное на труде и на сочетании умственного и нравственного развития. Предполагает: свободу, цельность, гуманизмЯ, самостоятельность и индивидуализм. Гегель(1780-1831) 1) Филисофские взгляды Гегеля.
Философия Гегеля - объективный идеализм, т. е. действительность по Гегелю - есть продукт саморазвития абсолютной идеи или мирового духа (бога). Абсолютная идея - процесс мышления, содержащий в себе все богатство бытия. Процесс мышления никому не принадлежит, пребывает вне материи, вне времени и вне пространства. Абсолютная идея - это само себя мыслящее мышление. Самопознание: субъективное и объективное.
Мир существует и развивается по законам разума, но разум пребывает не вне мира, а внутри мира, как внутреннее содержание мира. Логика - учение о сущности вещей. Филисофская система Гегеля:
1)Логика - изучает идею в чистом виде. Или абсолютная идея в себе и для себя. Ступени самопознания: бытие, ничто, становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость, случайность, возможность, действительность.
2). Философия природы - абсолютная идея, познав свое содержание в чистом виде, решает себя в виде природы. Ступени: механика, физика (свет, тепло), органика (ботаника, зоология, геология), механика (пространство, время, небесные тела, движение)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44