В современной российской исторической науке присутствует тенденция рассматривать проблему принципата Августа в контексте широкого социально-политического процесса. [32Кнабе Г. С. Корнелий Тацит и проблемы истории Древнего Рима эпохи ранней Империи. Автореферат диссертации… д-ра исторических наук. М. , 1983, С. 20-25. ] В частности, А. Б. Егоров в монографии “Рим на грани эпох”указывает, что политические изменения были частью перехода от Рима-полиса с провинциями-колониями к средиземноморской державе. Власть Августа представляется автору сложной системой: правовая власть, выраженная в potestas и imperium, дополнялась важными экстралегальными факторами, превращавшими чрезвычайного магистрата во всемогущего владыку. [33Егоров А. Б. 1)Рим на грани эпох. Л. , 1985, С. 103, 218; 2)Становление и развитие системы принципата. Диссертация… д-ра исторических наук. СПб. , 1991, С. 275. ]
Таким образом, диапазон мнений достаточно велик. Поэтому, первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению системы принципата при Августе, –это обозначить те положения, кторые, на современном этапе изучения проблемы, можно считать более-менее твёрдо установленными, чтобы использовать их в качестве отправных точек для дальнейших рассуждений.
Во-первых, власть Августа складывалась постепенно, в течении ряда лет. Её возникновение не было результатом какого-то единовременного политического акта. [34 Гримм Э. Д. Исследования по истории развития…, Т. I, С. 129, 150. ] Во-вторых, правовой основой власти Августа были проконсульский империй и трибунская власть, дополненная и расширенная при помощи ряда специальных полномочий. [35Mommsen Th. Rцmische Staatsrecht, S. 840, 872-873. Последующая историография усвоила этот тезис Моммзена, и в работах по принципату он стал, практически, общим местом. ]
В-третьих, помимо правовой, выраженной в potestas и imperium, власть Августа имела ещё и внеправовую сторону, и вопрос об их сосотношении представляется столь же важным, сколь и трудно разрешимым.
В-четвёртых, материальной основой фактического единодержавия Августа был огромный перевес сил на его стороне: за ним стояла армия и мощная личная партия.
В-пятых, хотя Августу, путём различных политических ухищрений удалось придать своему режиму видимость легитимности, его успех на этом пути не был полным и окончательным. В органическую часть политической структуры Римского государства принципат превратился гораздо позднее, и без учёта этого обстоятельства нельзя понять последующую эволюцию режима при Юлиях-Клавдиях и Флавиях. [36Егоров А. Б. 1)Становление и развитие системы принципата. Дисс…, С. 430-431; 2)Становление и развитие системы принципата. Автореферат дисс… д-ра ист. наук. СПб. , 1992, С. 32. ] * * *
Проблема организации собственной власти встала перед Октавианом вскоре после победы над Антонием. 30-29 гг. до н. э. [37 Далее все даты, кроме отмеченных особо, до новой эры. ]ушли на решение ряда неотложных проблем: проведение массовой демобилизации, урегулирование положения на Востоке, оздоровление финансовой системы и т. д. В условиях всеобщей эйфории, вызванной счастливым завершением почти пятнадцатилетней гражданской войны и наступлением долгожданного мира, Октавиан мог немного повременить с созданием прочной правовой базы своей власти, располагая, таким образом, временем для поисков оптимальной её формы. В 29 г. он принял пожизненный титул императора, ставший отныне составной частью его имени (ILS, 79-81; Dio. , LII, 41). [38 Эпизодически преномен Imperator встречается у Октавиана и до 29 г. (ILS, 78). ] На 28 г. Октавиан был избран консулом вместе с Марком Агриппой, своим ближайшим другом и соратником. Вместе они провели акцию, подготовившую события января 27 г. – ценз сената (R. G. , 8, 2; Dio. , LII, 1, 3). Намереваясь “вернуть”государство сенату и народу, Октавиан должен был обеспечить лояльность большинства сенаторов по отношению к своему режиму. Во главе нового сенаторского списка он ставит собственное имя, превращаясь, таким образом, в princeps senatus.
Теперь он мог приступить к преобразованию власти. 13 января 27 г. Октавиан торжественно объявил в сенате о сложении своих чрезвычайных полномочий, срок которых, кстати говоря, истёк ещё 1 января 33 г. , получив взамен империй над рядом провинций (Тарраконская Испания, Лугдунская Галлия, Бельгика, Сирия и Египет) сроком на 10 лет (R. G. , 34, 1; Dio. , LIII, 3-11; Tac. Ann. , III, 28). Т. Моммзен полагал, что наряду с империем над группой провинций на десять лет Октавиан получил в 27 г. общий imperium proconsulare, заключавший в себе пожизненное право верховного военного командования всеми войсками Империи. [39 Mommsen Th. Rцmische Staatsrecht. Bd. II, S. 1087-1088. ]Критикуя это положение теории Моммзена, Э. Д. Гримм справедливо указал на отсутствие следов двойной проконсульской власти Августа в исторических источниках. [40 Гримм Э. Д. Исследования по истории развития…, Т. I, С. 95-102. ] Проконсульский империй, дававший его обладателю право военного командования, сделался в дальнейшем одной из важнейших составляющих полномочий принцепса. Этот империй Август до 23 г. сочетал с властью консула, ежегодно переизбираясь. Кроме того, ещё в 36 и 30 гг. им были получены некоторые из прерогатив народных трибунов (Dio. , XLIX; LI, 19, 15).
В наших источниках нет единства по поводу того, когда именно Октавиан приобрёл tribunicia potestas в полном объёме. Так, согласно Аппиану (B. C. , V, 132) и Орозию (VI, 18), Октавиан получил все полномочия трибуна в 36 г. Тацит (Ann. , I, 2) сообщает, что, после победы над Антонием Октавианн, отказавшись от звания триумвира, сохранил за собой консулат и трибунскую власть якобы для защиты интересов простого народа. Сам Август вёл счёт годам своей трибунской власти с 23 г. до н. э. (R. G. , 4, 4; 15, 2). Дион Кассий трижды, под 36, 30 и 23 гг. , упоминает о принятии Августом пожизненной трибунской власти (XLIX, 15; LI, 19; LIII, 32). На последнюю из этих трёх дат указывают также данные эпиграфики (ILS, 86, 87, 89, 90-98).
Противоречия в античной традиции относительно времени принятия Августом трибунской власти определяют характер дискуссии по данному вопросу в исторической литературе. Пытаясь согласовать разноречивые показания источников, Т. Моммзен предположил, что Октавиан приобрёл полную трибунскую власть уже в 36 г. В 30 г. он расширил её в пространственном отношении, а после 23– возобновлял ежегодно. [41 Mommsen Th. Rцmische Staatsrecht. Bd. II, S. 872. ]В этом с ним согласны С. И. Ковалёв и А. фон Премерштейн. Последний, впрочем, вносит в гипотезу Моммзена ряд дополнений. [42Ковалёв С. И. История Рима. С. 474; Premerstein A. von. Vom Werden und Wesen…, S. 266. По мнению немецкого исследователя в 27 г. Октавиан сложил с себя не только свои чрезвычайные полномочия, но и трибунскую власть, которой обладал с 36 г. В 23 г. он вновь принял полнуюtribunicia potestas и с тех пор возобновлял её ежегодно. ]Значительной популярностью у современных исследователей пользуется взгляд, согласно которому Август принял полную tribunicia potestas только в 23 г. В 36 и 30 гг. были получены лишь отдельные её элементы: sacrosanctitas и jus auxilii. Данную точку зрения разделяют, в частности, Э. Д. Гримм, Н. А. Машкин, Л. Викерт, А. Б. Егоров. [43Гримм Э. Д. Исследования по истории развития…, Т. I, С. 85, 132-133; Машкин Н. А. Принципат Августа. С. 398-399; Wickert L. 1)Princeps…, Sp. 2283-2287; 2) Neue Forschungen…, S. 73-74; Егоров А. Б. 1)Рим на грани эпох. С. 94; 2)Становление и развитие системы принципата. Дисс…, С. 254. ]И, наконец, Г. Дессау, Ф. Эдкок и Р. Сайм относят вручение Октавиану всех прав и привилегий народного трибуна к 30 г. [44Dessau H. Geschichte der rцmischen Kaiserzeit. Bd. I, Berlin, 1924, S. 53; CAH. Vol. X, P. 139-140; Syme R. The Roman revolution. P. 336. ]При этом вплоть до 23 г. Август сравнительно мало использовал возможности народного трибуната, чем объясняется отсутствие эпиграфических данных о его tribunicia potestas для этого периода. [45 Syme R. The Roman revolution. P. 336. ] Нам кажется, что, при всей важности вопроса о времени приобретения полной трибунской власти, гораздо важнее установить, когда tribunicia potestas начинает играть в системе власти Августа заметную роль. Переформулировав вопрос таким образом, мы получим вполне однозначный ответ–после 23 г. , в связи с отказом принцепса от ежегодного консулата. С этого времени ссылки на трибунские полномочия Августа встречаются в надписях, а время его правления исчисляется по годам трибунской власти, как раньше– по консульствам. По мнению Диона Кассия (LIII, 12, 1) в январе 27 г. Октавиан, вдобавок к империю над рядом провинций, получил некие обширные полномочия, дававшие ему право верховного надзора над всеми государственными делами. Это сообщение Диона было без достаточных на то оснований отвергнуто Т. Моммзеном. [46 Mommsen Th. Rцmische Staatsrecht. Bd. II, S. 794. ]Немецкий исследователь в данном случае руководствовался известным гегелевским принципом: если факт не влезает в теорию, тем хуже для факта. Напротив, А. фон Премерштейн рассматривает рспуфбуйб фщн кпйнщн (греческий эквивалент латинского: cura et tutela rei publicae universae) как один из системообразующих компонентов принципата, выражающий роль принцепса в качестве“custos des Reiches” – протектора римской державы. [47 Premerstein A. von. Vom Werden und Wesen…, S. 126-127, 132. ]По мнению российского историка Э. Д. Гримма рспуфбуйб фщн кпйнщн заключала в себе верховное руководство общественными делами, которое выражалось в праве принцепса в случае необходимости вмешиваться в любую область государственного управления. Вследствие своего почти диктаторского характера она с трудом вписывалась в режим восстановленной республики (res publica restituta), и Август прибегал к ней крайне неохотно, предпочитая пользоваться своими более специальными полномочиями. [48 Гримм. Э. Д. Исследования по истории развития…, Т. I, С. 105-106, 130. ] По этой же причине в “Res gestae” нет ни слова о cura et tutela rei publicae. Последнюю точку зрения можно принять. По-видимому, Октавиану казалось крайне важным застраховаться от возможных неожиданностей, сохранив за собой власть, способную в случае чего хотя бы отчасти заменить его прежние чрезвычайные полномочия.
Новому положению приёмного сына Цезаря в государстве соответствовало новое имя, ставшее титулом правителя: Imperator Caesar Augustus. Современные исследователи, в частности, В. Гартгаузен, М. Гельцер, Н. А. Машкин, А. Б. Егоров, И. Ш. Шифман уделили много внимания интерпретации этого имени-титула, вскрыв присущую ему идеологическую нагрузку. [49Gardthausen V. Augustus und seine Zeit. Bd. I, S. 537; Gelzer M. Iulius (Augustus)// RE. Bd. X, Stuttgart, 1918, Sp. 2369-2371; Машкин Н. А. Принципат Августа. С. 383; Егоров А. Б. Рим на грани эпох. С. 90-91; Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л. , 1990, С. 97-98. ]Современникам Августа связь этого имени с легендой об основании Рима, а через неё–с Ромулом, должна была казаться вполне очевидной. Таким образом, в новом имени заключались претензии Августа на роль второго основателя римского государства. [50Scott K. Identification of Augustus with Romulus// TAPhA. Vol. LVI, 1925, P. 82-105. ]Через эту этимологию новое имя-титул приобретало ярко выраженный сакральный характер. [51 Егоров А. Б. Рим на грани эпох. С. 91. ]
Страницы: 1, 2, 3, 4