Рефераты. Кризис политической системы СССР в период перестройки - (курсовая)

p>перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что она носит затяжной, мучительный характер. В последнее время все реже и реже произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она заверши лась, исчерпав себя и потерпела поражение.

    Так завершилась перестройка или нет? Чем она является или,

во всяком случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, просле дим - в самых общих чертах - как она развивалась, как менялась роза вызванных ею политических ветров.

    Итак, термин "перестройка" появился в нашей политической

лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя "перестройка"? Ап рель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Пе ремены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в кон це 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате по ражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему ми ру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над на полеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося "ремонта" стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспо собность в силу экономических причин дать ответ на программу "звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что соревно вание в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близос ти экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 г. г. налицо была отрицательная динамика роста по важ нейшим экономическим показателям. Темпы роста национального до хода составляли в восьмой пятилетке - 41 процент, в девятой 28, в десятой - 21, в одиннадцатой - 17 процентов. Рост произ водительности труда в восьмой пятилетке был 37 процентов, в де вятой - 25, в десятой - 17 процентов).

    Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, про

цитируем одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В середине прошлого века он писал о России следующее: "При существовавших политических условиях в стране не была возможна никакая иная административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы заложить основы более подходящей системы, Александр II вынужден был вновь обратиться к идее ос вобождения крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными противниками: с дворянством и с той самой бюрократией, которую он возымел намерение реформировать вопреки ее собственному же ланию и которая должна была в то же время служить орудием вы полнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их поддержку реальной, он должен был создать нечто вро де общественного мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика дейс твий чиновников".

Это мысли Энгельса из его работы "Европа в 1858 году" (Маркс К. , Энгельс Ф. , соч. т. 12, с. 672). Не правда ли, все очень похоже - с точки зрения методов?

    Но вот что касается целей.... Если Александр II поставил в

повестку дня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всю систему общественных отношений, то новый Генераль ный секретарь М. С. Горбачев поначалу лишь возрождал времена хру щевской "оттепели". Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систе му эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего меж дународным - условиям. Отмена крепостного права даже в том ва рианте, который был реализован Александром II, привела к су щественному расширению "степеней свободы" для большинства насе ления Российской империи. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".

     2Первые реформы.
    Причины нынешнего кризиса в экономике, по мнению специалис

тов, не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активи зировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной це ли? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.

    Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идео

логических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск това ров народного потребления была задействована только одна седь мая часть основных производственных фондов. И правительство за теяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, одна ко, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные гос капвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеоб щем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий лег кая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минималь ный. Часть оборудования так и осталась на складах и под откры тым небом - нехватка производственных площадей. А то, что уда лось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Це лые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

    Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производите

лей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода оберну лась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов произ водства и резкому росту денежной массы в наличном обращении. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключе ния.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные прог раммы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце кон цов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавли вать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

    Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева

антиалкогольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению. Второе дыхание к социа лизму так и не пришло - началась агония....

    ***
     2Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.
    Идет Брежнев по базару и видит гру
    зина - тот торгует арбузами. Брежнев
    хочет купить арбуз и говорит:
    - Дай-ка мне один арбуз.
    - Пажалуйста, дарагой, вибирай
    любой!
    - Так у тебя же здесь всего один
    арбуз!
    - Ну и что? Ти у нас тоже адын, а
    ми тэбя вибира-аем!
    (Анекдот)
    Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали

решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и го сударственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

    1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в поли

тической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных канди датов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

    Треть народных депутатов избиралась от общественных органи

заций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой "об щественной организации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявле но, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71. 5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территори

альным и национально-территориальным округам, участвовала 89. 8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсе местно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г. ) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иро нией смотреть на те баталии, что происходили по Съезде, но тог да это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР. Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г. ) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т. ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопро сов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуж дение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. , политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. ) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях).... Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие воз

лагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию", каковой он, собс твенно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась де лом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала нем ного.

     2Введение президентства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.