Рефераты. Кризис политической системы СССР в период перестройки - (курсовая)

p>Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегичес кую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную эко номику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов. К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изме

нилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выбо ры в республиках приведут к победе радикальных сил ("Демократи ческая Россия", РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько меся цев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верхов ным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста Пре зидента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие поли тические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуация вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на политической арене. В России победу на выбо рах, хотя и с минимальным перевесом, одержал блок "Демократи ческая Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б. Н. Ельцин - не ординарный политик: с одной стороны, он символизирует "сильную личность" (известны те "крутые" методы, которыми Ельцин пользо вался в бытность его Первым секретарем МГК КПСС), с другой сто роны - он прост, открыт, демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили Московский, Ленинградс кий, ряд советов других крупных городов. Схожее положение соз далось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских республиках.

    Затем политическая борьба перешла на государственный уро

вень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зи ме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими события ми в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономи ки, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

    В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях об

щества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явствен но вырождалась в анархию, усиливая тоску по "сильной руке". По добные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли предс тавители "просвещенной" бюрократии и военно-промышленного комп лекса.

    ***
     2Первый президент.

Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кан дидат. Но в результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "скле ротическими геронтократами", старой партийной гвардией, он вы нужден был провозгласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руково дил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

    На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как пра

вило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло нас только, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда на родных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном нап ряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для се бя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не закончена, напротив - всту пает в новую стадию. Инициативу теперь перехватили демократы во главе с Б. Н. Ельциным.

    Ельцин как Президент.
    Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения

"первого лица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и новым свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой семьи-государства были довольны, сыты и друг друга не обижали. "Аарбитр" следит за соответствием всех проявлений жизни писаным и неписанным законам. И т. д.

    Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина,

казалось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он напрочь откажется от прежних поли тических привычек. Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы. Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого

народа президентом, Ельцин поневоле стремится держаться за все рычаги власти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим, по-видимому, и обусловлен стиль поведения прези дента, который аналитики именуют "конфронтационным". Конфронта ция заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать в системе простейшей, привычной ему с 1987 года схемы: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную политическую роль, т. е. на вы ражение части "застолбленных" президентом народных интересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "утративши ми доверие" и т. п.

    Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ель

цина на посту президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с императивом российской державности. На первых по рах Ельцин, как я помню, "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но ведь единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года под псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще. Неясно, был ли Ельцин инициатором беловежских соглашений; каким именно виделось ему тогда СНГ и т. д. Но сам факт участия в уп разднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим со бытием политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чеч ня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробовал вме шаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские авто номии обзавелись собственными президентами и конституциями, Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституция написана уже и в Вятке, пишется в Туле ....

    Некоторое время назад Ельцин вдруг объявил, что он "нацио

налист" (конечно, в смысле приверженности национальной идее). Но следует все же признать, что внутрироссийская региональная политика остается пока одним из самых слабых мест администрации Ельцина.

    ***
     2Анализ либеральных и других движений.
    Почему не успев народиться, демократия уступает место ав

торитарному президентскому режиму и происходит "перестройка пе рестройки"?

    Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации",

предполагает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это подтверждает. Прежде всего, демократия тре бует, чтобы в обществе друг другу противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми гражданскими права ми . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собственности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демократии, а к ох лократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией! .. Но этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и институты были лишены адекватного демократического содержания и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демократии.

    Естественное и закономерное размежевание в стане демокра

тических сил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы демократичес кой перестройки. Пока демократы выступали "против" власть пре держащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были еди ны. На как только перед ними стал вопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружи лось, что наиболее организованное, опирающееся на мощную систе мы органов массовой информации крыло демократов, стоит на пра волиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Су ществует также альтернативный им блок - "Левая демократия". В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалис тической ориентации.

    В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что

интересы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и бу дущих наемных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не могут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что рас полагая несравненно лучшей материальной и пропагандистской ба зой, а так же искушенными идеологами, талантливыми публицистами и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным вниманием, но и определенным политическими рычагами.

    Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои

проблемы и разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями либерального лагеря не очень существенны. Глав ное для них - категорическое неприятие не только административ но-командной системы, но и "гуманного, демократического социа лизма". По общему мнению либералов, последний несовместим с принципами свободы личности, неприкосновенности частной собс твенности, политического плюрализма.

    Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими

нарождающимися движениями - в первую очередь новым рабочим дви жением. В 1990 году была образована Федерация независимых проф союзов России, укрепил свои позиции Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объявивший о создании нового горняцкого профсо юза; аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отрас лей промышленности. Прошел 1 Всесоюзный съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов, который выразил готовность разделить ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения: концерны и ассоцации (что в настоящее время и происходит).

    Все активнее выступали другие массовые демократические

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.