балтике, где центру противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция национал-либеральных и национал-социалистических сил, - в целом отнюдь не является борьбой на уничтожение. Ибо рефор маторы в центре, во главе которых стоит Президент СССР, за пос ледний год сделали значительный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей. *** 2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
2Кризис политической системы: необходимость компромисса. 0 Борьба на политической арене страны шла главным образом
вокруг двух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день). Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма "сверху"? Или же, напротив, ликвидация этих струк тур и стихийное формирование капитализма "снизу"? Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо
непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все свя занные с ними издержки возлагаются, как правило, на политичес ких противников. Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического сканда ла, который разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). а между тем это решение было согласовано и с Б. Н. Ельциным, и с И. С. Силаевым. Известны и об ратные случаи, когда Центр сам находил "козла": введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931. 5 млн. ) рублей, "свалили" на Совет Министров РСФСР. К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму
нисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдель ности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, соци альной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих привержен цев. Понимание необходимости политического компромисса наблюда
лось как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих до кументах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "соци алистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократи ческими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в ре шении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, по хоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея комп ромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполни тельной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог раммной статьи Г. Х. Попова, озаглавленной не без претензии: "Что делать? ". ("Огонек", 1990, NN 50, 51). Идея гражданского согла сия путем приостановки действия иди полного роспуска всех поли тических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом говорили и А. А. Собчак, и лидер либерально-демократической пар тии России В. В. Жириновский. Либералы, по всей видимости, поня ли, что их время истекает, так и не начавшись. Роза политических ветров перестройки изменилась в очеред
ной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся власть - Советам! ", реформа торы даже не задумывались над тем, что Советы, которые переста ли быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. "Не компетентные демократы" кивали на "саботаж" со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности. Каждая политическая сила стремилась искать собственный вы
ход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" - те слои, само существование кото рых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подтал кивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авто ритарного президентского режима при номинальной советской влас ти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. он нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась инерция конфронтации. Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансфор
мации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небоскло не, рассматривали ( и рассматривают) усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэ тому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предпола гается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформато ров, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фунда мента политической системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику. И все же определенный шанс предотвратить окончательную
"авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократических движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый вектор" преобразований (наряду с консерваторами, ре форматорами и либералами) может существенно изменить политичес кую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движе ния добиваются того, чтобы осуществлялся не бюрократический и не анархический вариант капиталистического развития. Крайне важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию государственной собственности. Не реформаторы и не либералы, а только демократические,
самодеятельные общественные организации трудящихся могут восп репятствовать замыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный бунт против грядущего рынка, антирыноч ную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого, однако, всем об щественно-политическим, потребительским, культурно-просвети тельным, профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться в мощный блок демократического единства. *** 2П Р И Л О Ж Е Н И Е. 2Краткая хроника событий (1985-1991 г. г. ) ============================================ 1985
МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева Генеральным секретарем КПСС.
АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим", впервые прозвучали слова "перестройка" и "ускорение". Начало борьбы с пьянством и первых кадровых перемещений.
МАЙ: В речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул вклад в нее Коммунистической партии во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. 1986
ЯНВАРЬ: Впервые за последние десять лет генсек обратился к на роду по телевидению с новогодними поздравлениями лич но. Перестройка телевидения, возвращение "прикрытых" передач. ФЕВРАЛЬ -МАРТ: XXVII Съезд КПСС. АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа. ИЮЛЬ
АВГУСТ: Закон об индивидуальной трудовой деятельности и бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ: Алма-Ата - первые волнения на нацио-нальной почве. Возвращение Сахарова из Горь ковской ссылки. 1987
ЯНВАРЬ: На очередном пленуме Горбачев предупреждает: впереди еще самый трудный этап перестройки.
МАЙ: Смена министра обороны в связи с прилетом Руста. Первые раз мышления о многомандатных выборах.
СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии то тальных дефицитов. ОКТЯБРЬ: Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд". 1988
ФЕВРАЛЬ: Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая кровь в Нагорном Карабахе.
МАРТ: Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое не единогласно.
СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со вета СССР. 1989 ЯНВАРЬ 2
АПРЕЛЬ: Выборы 2 0Выборы в ВС СССР. Артем Тарасов - партвзносы с трех миллионов.
АПРЕЛЬ: Кровавое воскресенье в Тбилиси. МАЙ: Первый Създ народ ных депутатов СССР.
ИЮНЬ: Первые забастовки шахтеров. ОКТЯБРЬ: Начало"откола" Вос точной Европы от СССР.
ДЕКАБРЬ: Второй Съезд народных депутатов СССР. Смерть Сахарова. 1990 ЯНВАРЬ
МАРТ: Выборы в республиканские и местные Советы. Первые сто тысячные демонстрации в Москве. АНТ: неудачная попытка торговли танками.
МАРТ: ВС Литвы принимает "Декларацию независимости". III Съезд народных депутатов отменил 6 Статью Конституции СССР. Введение поста Президента СССР.
МАЙ: Съезд народных депутатов России: избрание Бориса Ельцина Председателем ВС РСФСР. Начало "войны законов" и "па рада суверенитетов".
ИЮНЬ: Российская партконференция: Полозков и Макашов. ИЮЛЬ: XXVIII Съезд КПСС. Массовый выход из партии. АВГУСТ: Вступил в силу Закон о печати. СЕНТЯБРЬ: Особые полномочия для Президента.
ОКТЯБРЬ: Нобелевская премия для Президента. Продовольственная помощь для народа. НОЯБРЬ: Программа "500 дней" нача лась, но быстро завершилась.
ДЕКАБРЬ: IV Съезд народных депутатов СССР. Отставка Шеварднад зе, инфаркт Николая Рыжкова. Избрание вице-президентом Геннадия Янаева. 1991
ЯНВАРЬ: Трагедия в Литве. Новый премьер Валентин Павлов начина ет с обмена денег.
ФЕВРАЛЬ: Постановление о совместном патрулировании. Выступление Бориса Ельцина. Митинг на Манежной площади. 17 МАРТА: Референдум сказал "да". 2 АПРЕЛЯ: Новые цены.
МАРТ-АПРЕЛЬ: Внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. 19 АВГУСТА: Победа демократии. ---------------- "ВМ" 6 марта О степени доверия москвичей различным органам власти: Да 50/50 Нет Не знаю Я Ф Я Ф Я Ф Я Ф 1. Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 10 2. Кабинет министров СССР -- 11 -- 18 -- 53 -- 18 3. ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 16 4. ВС РСФСР 47 40. 5 24 26. 5 16 19 13 15 5. МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10 ---------------- "МК" 23 февраля
Поголовье скота сократилось на 15%, к маю на 40%. Не засеяно 4 млн га озимых, не вспахано 13. 5 млн га зяби. Остановлено 500 заводов и фабрик легкой промышленности. Павлов обещал повышение цен на 60%. ---------------- "МК" 18 апреля Популярность политических лидеров: октябрь апрель + ? - + ? М. С. Горбачев 61 25 24 34 21 45 В. С. Павлов 22 30 48 - - Б. Н. Ельцин 73 18 9 70 15 15 15 И. С. Силаев 55 34 11 - - ----------------- "ъ" Рост потребительских цен с 1985 года: 1985 100% 1986 103% 1987 106% 1988 111% 1989 116% 1990 125% 1991янв 134% 1991фев 153% 1991март 176% 1991апр 300% 1991май 311% 1991июнь 348% 1991июль 410% 1991авг 493% ------------------ "АиФ" На территории СССР количество преступлений в 1990 по срав
нению с 1989 возросло на 16. 3%, достигнув 1. 336 тыс. , из них тяжких более 250. 000. Число преступлений против личности воз росло на 10% (умышленных убийств - 14. 979 (15. 4%), тяж ких те лесных повреждений - 39. 673 (11. 4%), изнасилований - 14. 443 (2. 7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на 19. 8%, квартирных краж - на 24. 3%. Раскрываемость преступлений - 45. 4%. В 1990 году нераскры
тыми осталось 684. 739 преступлений, что на 25% больше, чем в 1989 г. Количество зарегистрированных преступлений за январь-фев
раль 1991 года увеличилось на 24%. Каждое второе убийство предумышленное. Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1. 5 раза выше, чем среди 25-28-летних. --------------- "АиФ"
За январь-февраль 1991 г. 5%-налог составил сумму 931. 5 млн. руб. Данные по республикам (млн. руб):
РСФСР - 582. 2 Украина - 15. 1 Белоруссия - 82. 2 Узбекистан
62. 4 Казахстан - 66. 5 Азербайджан - 7. 3 Молдова - 55. 9 Кыр гызстан - 36. 4 Таджикистан - 4. 2 Армения - 2. 3 Туркмения 17. 0 --------------- "АиФ" Средняя чистая зарплата - 220 руб (1989). -------------- "АиФ" На проведение референдума - 118. 000. 000 руб. -------------- "АиФ" Эмиссия денег в СССР: 1988 - 11. 5 млрд. руб. 1989 - 18 млрд. руб. 1990 - 25 млрд. руб. 1991 - 50 млрд. руб. (по оценкам экономистов). ------------- "РабТрибуна" Итоги референдума: 76% - ДА 22% - НЕТ 2% - ?
Да: РСФСР- 71. 3% Украина - 70. 2% Белоруссия - 82. 7% Узбекистан - 93. 7% Казахстан - 94. 1% Азербайджан - 93. 3% Таджикистан 96. 2% Киргизия - 94. 6% Туркмения - 97. 9% 2Список используемой литературы: 1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991 2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991 3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991 4. "Перспективы", апрель 1991 5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991 6. Материалы XVII Съезда КПСС 7. "Страницы истории советского общества", 1989 8. Н. Верт "История Советского Государства" ***
Страницы: 1, 2, 3, 4