Рефераты. Музейное дело в Вятской губернии - Кировской области в 1918-1940 гг. - (диплом)

p>9 марта 1919 г. на заседании коллегии Слободского уездного отдела народного образования было принято решение о создании в г. Слободском уездного музея родного края, подобного губернскому. Была утверждена смета на создание музея 24 марта УОНО послало письмо в ГубОНО с данным сообщением и просьбой выделить штаты новому музею. [xxv]На заседании 23 марта члены коллегии единогласно приняли решение о том, чтобы обратиться в ГубОНО с просьбой выделить на создание музея 10000. [xxvi]Отсутствие средств, а самое главное опытных работников, задержало начало работ по созданию музея вплоть до 1920 года. На заседании коллегии УОНО 23 мая 1919 года было решено создать в г. Слободском художественную студию. Утвержден состав студии, ее заведующим утвердили Сергея Михайловича Луппова, преподавателя ИЗО школы 2 ступени. В Уставе студии было записано, что студия планирует создание своего художественного музея. [xxvii]В ноябре 1919 г. студия перешла непосредственно в подчинение и финансирование отделу изобразительного искусства Наркомпроса. [xxviii]Может быть именно это и сыграло главную роль в скором создании и открытии именно художественного музея в Слободском. Основу этого музея составили 30 картин, привезенных С. М. Лупповым в ноябре 1919 года из отдела ИЗО Наркомпроса. [xxix]29 ноября заведующий художественной студией отчитывался перед членами на общем собрании о поездке в Москву и привозе кистей, красок, а главное, картин. В это время в Слободском проходила отчетная выставка работ местной студии. 18 января 1920 г. собралось заседании комиссии по присуждению премии лучшим работам. На этом заседании присутствовал вятский художник А. Деньшин. Он предложил передать в создаваемый музей с выставки 2 работы (С. М. Луппова и Ф. К. Шмелева) по 2500 руб. Каждую. А кроме того ускорил работы по созданию музея. Принимается решение об утверждении предложения А. Деньшина и создании музейной комиссии. [xxx]В начале марта 1920 года под музей было выделено помещение на втором этаже в бывшем доме Платунова на ул. Советской, состоящее всего из 3–х комнат. [xxxi]Но наличие, даже еще только на бумаге данного помещения повлияло на судьбу музея. 27 марта 1920г. Губмузей зарегистрировал Слободской художественный музей и выделил штаты на его содержание. Заведующим музеем назначен Сергей Михайлович Луппов. Исполнял он эти обязанности наряду с заведованием художественной студией, ее живописной мастерской. Первоначально, дата открытия музея была определена на 4 июля 1920 года. [xxxii]Но, как было сказано через несколько дней после названия дня в листовке, выпущенной УОНО в Слободской типографии“Открытие Слободского художественного музея не состоявшееся 4 июля (ввиду недостаточной информированности населения) назначается на 13 июля 1920 г. в 6 часов вечера в присутствии представителей губернского музея. Адрес музея угол Советской и Платуновской”. На открытие музея приехали из Вятки зав. Губмузеем архитектор И. А. Чарушин и заведующий областным музеем местного края, член коллегии Губмузея А. С. Лебедев. [xxxiii]В отчете Слободского УОНО и ГубОНО о своей работе с 1 по 14 июля записано следующее: “Открыт художественный музей”. [xxxiv]

12–13 ноября 1920 года Вятский областной музей провел конференцию работников музейного дела. На данной конференции выступил В. В. Лебедев. В своем выступлении он сказал, что в Слободском открыт художественный музей, который у публики не вызвал сочувствия, так как весь его состав 30 картин футуристического направления. Именно на этой конференции В. В. Лебедев и привел впервые мнение некоторых местных начальников, что“фунт гвоздей дороже вашего художественного музея”. Кроме того он сказал, что из – за развернувшейся борьбы за помещение, музей временно закрыт[xxxv]. Что же происходило в эти годы с организацией родиноведческого музея? Для активизации работы по его созданию в сентябре 1920 г. была образована специальная музейная комиссия. Возглавил ее Всеволод Владимирович Лебедев, перешедший на эту работу из библиотеки специально инструктором по музеям подотдела внешкольной работы.

В списке учреждений, подведомственных внешкольному подотделу УОНО на 24 декабря 1920 г. записано следующее: “1. Слободской художественный музей, угол Советской и Платуновской, зав. С. М. Луппов, проводятся лекции, выставки, пояснения в залах. 2. Музей местного края, Ленина и Вятская, зав. В. В. Лебедев. Проводится сбор материалов. 3. Сельско–хозяйственный музей уездного земотдела, Ленина и Кузнечной, зав. Катаргина Александра Владимировна, проводятся объяснения пользования сельхоз. Машинами, семенами, удобрениями. 4. Школьный музей при 9– й Сов. Школе, Новая, 105, прокат учебно – наглядных пособий”[xxxvi]То есть музей местного края не открывался, штатов не было. Соответственно, самостоятельным его считать нельзя.

20 января 1921 г. на коллегии Губмузея был заслушан отчет о работе Слободского музея. С. М. Луппов сказал, что в настоящее время музей выселен из помещения и все его вещи находятся в сарае. В целом 1921 год выдался для страны тяжелым, шло массовое сокращение культпросвет учреждений. Вероятнее всего, именно это поэтому на заседании коллегии Губмузея 20 января 1921 г. было предложено объединить в Слободском открытый художественный музей и создающийся музей истории местного края. [xxxvii]Уже 30 января 1921 г. проходило объединительное собрание музеев г. Слободского. В решении было записано о создании объединенного правления, единой экспозиции. Уже 8 февраля 1921 г. Губмузей утвердил решение собрания о слиянии двух музеев в один с прежним названием“научно – художественный музей”. Под этим названием он существовал до 1927 г. В апреле 1921 г. объединенный музей получает помещение. Объединенному музею был передан дом бывший Кропачева по ул. Гоголя. Открытие новой экспозиции состоялось 2 мая 1921 г. Заведующим музея в это время был уже В. В. Лебедев, вскоре переехавший в Вятку. В отчете Губмузея за 1922 г. написано что Слободской научно–художественный музей был переведен в другое помещение. Он имеет отделение в с. Анкушино. [xxxviii]

Таким образом, у Слободского краеведческого музея имеются две даты основания: 9 марта 1919 г. и 23 мая 1919 г. , когда были приняты решения о создании музея местного края и художественной студии. Кроме того, выявлена дата включения Слободского музея в государственную сеть–20 марта 1920 г. , датой же открытия музея для посетителей следует считать 13 июля 1920 г. Все происходящее в дальнейшем, в том числе и 2 мая 1921 г. , следует считать открытием новых экспозиций, переездом в другие помещения, но никак не днем открытия музея для посетителей. Основателем же музея можем считать В. В. Лебедева.

“Люди работали тогда не отдыхая, - писал В. В. Лебедев, - крепко закручена была в каждом воля. ”

В. В. Лебедев сумел выпустить два краеведческих сборника о работе музея. В первом из них он доказывал, что советский музей–это исследовательский орган, изучающий природу и культуру местного края, объединяющий местные общественные силы для развертывания воспитательной и образовательной работы, для помощи в реорганизации школьного дела[xxxix]. Излагалось новое понимание роли музеев в советском строительстве, новый подход к их организации.

В дальнейшем музей работал успешно. В 1924 году он значительно расширился, в нем имелось 1700 музейных предметов, большая коллекция местных птиц, гербарий местной флоры. В 1926 году посещаемость доходила до 5482 человек. После В. В. Лебедева с 1922 года заведовал музеем краевед С. Л. Ружевский, сотрудником– лаборантом был Н. А. Оглобин. С 1925 по 1931 год заведующим музеем работал Н. Г. Лапин, участник гражданской войны, много сделавший для улучшения деятельности музея. Позже, в 1934–1936 гг. , он был научным сотрудником ижевского краеведческого музея, а после Великой Отечественной войны– директором, а затем хранителем картинной галереи в Челябинске. Хотя общество краеведов в Советской России создано было еще в 20 –х , тогда же появилось и отделение в Вятке, но активная деятельность Центрального Бюро Краеведения приходится на середину двадцатых. Так в октябре 1926 года на заседании Центрального бюро краеведения В. В. Лебедев сделал доклад о краеведении в гор. Слободском Вятской губернии. Он отметил, особое оживление работы после местной школьной конференции, где стояли вопросы не только о краеведении в школьном преподавании, но и о краеведении вообще. Начаты были библиографические работы, музею удалось получить средства на организацию экспедиции по этнографическому изучению населения. [xl]

Подобно тому, как рождался Слободской музей, в такой же обстановке, такими же силами самоотверженно работавших молодых культпросветработников, комсомольцев и учителей были организованы и остальные уездные музеи.

В первое десятилетие после революции наиболее содержательную работу, кроме Слободского музея, вели Малмыжский, Халтуринский (Орловский) и Яранский музеи. Малмыжский музей считался тогда самым из уездных музеев богатым в губернии по количеству имевшихся коллекций. /6100 предметов и библиотека в 4500 томов/. Богатства музея сложились весьма своеобразно. В дореволюционном Малмыже имелись любители– коллекционеры. Один из них – Новиков – коллекционировал минералы и кости допотопных животных –мамонта, носорога. Уроженец слободы Ильинской Малмыжского уезда, этнограф и археолог С. К. Кузнецов с 1876 года собирал коллекции древностей, национальной народной одежды, записей преданий и местного фольклора. [xli] Кроме того, в Малмыже с 1893 года работал открытый земством кустарный музей. Начало краеведческой работе в Малмыже положил М. Г. Худяков. Уроженец Малмыжа, казанский студент, ученик и друг С. К. Кузнецова, он в 1916 году опубликовал самостоятельные работы: “Исторический очерк города Малмыжа”, “Древности малмыжского уезда”. В Малмыже он считается “летописцем” города и района. Старейшина вятского краеведения Н. А. Спасский называл его “талантливым, многообещающим”. В 1919 –1925 гг. М. Г. Худяков заведовал отделом в Казанском центральном музее, активно участвовал в казанской печати. С 1925 года он в Ленинграде, работал научным сотрудником в государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова–Щедрина, затем в государственной академии истории материальной культуры. В 1935 году получил звание доктора исторических наук. В 1937 году талантливый ученый стал жертвой необоснованных репрессий. [xlii]

В 1918 году в Малмыже возникло историческое общество, организованное М. Г. Худяковым. Оно взяло под охрану местные коллекции, на основе которых и был создан малмыжский музей. Большую роль в создании музея сыграл энергичный инструктор музейного дела И. А. Машковцев, окончивший в 1920 году музейные курсы в Вятке. Он привлек к работе старого мирового судью О. А. Забудского, человека высокой культуры, знавшего европейские языки. Совместными усилиями И. А. Машковцева, М. Г. Худякова и О. А. Забудского музей был открыт в марте 1921 года.

О. А. Забудский заведовал музеем до 1927 года. Его сменил брат М. Г. Худякова Иван Георгиевич. [xliii]

Подробное описание богатств и экспозиций музея дал М. Г. Худяков в статье “Музеи Малмыжского края”, помещенной в “Казанском музейном вестнике” /1922, № 1/. Музей вел массовую работу среди населения, руководил краеведческой деятельностью учителей в школе, выпустил 12 номеров рукописного журнала“Труды Малмыжского музея”. Посещаемость музея по сведениям 1927 года доходила до 4000 человек в год. В числе актива музея работала В. А. Четырбок, которая позднее, в 1934– 1941 гг. Была научным сотрудником Кировского областного музея. В июле 1921 года М. Г. Худяков познакомился в селе Новой Тушке с замечательным сельским музеем, созданным учителем А. И. Янкиным и написал о нем статьи в Казанском“Вестнике просвещения” и в “Казанском музейном вестнике”. Они привлекли внимание Центрального бюро краеведения и в 1923 году доклад А. И. Янкина о работе сельского музея был заслушан в ЦБК. [xliv] А. И. Янкин, учитель Ново – Тушинской школы 1 ступени, в1919 –1920 учебном году задумал организовать школьный музей, но потом решил поставить дело шире и устроить деревенский музей, чтобы привлечь к его работе все население села, а не только школьников. Крестьяне заинтересовались его начинанием, включились в собирание музейных экспонатов и в апреле 1921 года музей открылся. В музее числилось до 500 предметов, размещенных в шести отделах: историческом, этнографическом, природоведческом, педагогическом и сельскохозяйственном. Этот музей можно считать 1-м губернским школьным музеем. 13 июля 1921 года в Новой Тушке состоялась 2 уездная конференция по музейному делу Малмыжского уезда, в которой приняли участие представители Малмыжского, Тушкинского, Казанского музеев. Здесь– то М. Г. Худяков и познакомился с А. И. Янкиным. “Пламенный энтузиаст, горячо преданный своему делу, всецело поглощенный мыслью о пользе народной”, - писал потом М. Г. Худяков о Янкине.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.