В 1955 г. была опубликована работа Д. Хайэма “Незнакомцы в стране”, которая выдержала испытание временем и по сей день активно читается в американских университетах. В ней он, по его собственным словам, “расширив рамки прогрессистской историографии”, попытался представить культурно-психологический аспект нэйтивизма не только как следствие социально-экономических процессов, но как более или менее автономное явление. Он утверждал, что основной конфликт лежал не в сфере классовых противоречий, а в идеологической области, “между двумя идеями, двумя видениями Америки”. [12 Higham J. The Strange Career of ‘Strangers in the Land’. P. 217. ]Работая над книгой во времена маккартизма, Хайэм обрисовал нэйтивизм как искаженный, болезненный национализм, видевший в иностранном источник нелояльности и угрозы американскому образу жизни. В книге было дано определение нэйтивизма, которое до сих пор принимается большинством американских историков: “активное противостояние меньшинству внутри страны из-за его иностранных (то есть, ‘неамериканских’) связей”. [13 Higham J. Strangers in the Land. P. 4. ]Хайэм раздвинул рамки понимания истоков нэйтивизма, заявив, что “в обществе конкуренции все, что отличает одну группу людей от другой, является источником потенциального конфликта интересов, и [поэтому] мы должны начать анализировать историческое развитие американского общества с точки зрения этнических категорий”. Таким образом, был дан стимул к рассмотрению столкновения различных этносов и культур населения Америки как широкого явления в самых разных областях жизни общества, включая экономическую и политическую сферы. С тех пор понятия этноса и куьтуры стали играть бульшую роль при изучении социально-экономических процессов в трудах исследователей.
С начала 1960-х гг. в американской литературе все чаще стала критиковаться теория “плавильного котла”. В 1962 г. Д. Хайэм был вынужден признать, что “времена конфликтов еще далеки от завершения… Пейзаж консенсуса еще не заменил собой старую картину разногласий”. [14 Higham J. The Construction of American History // The Reconstruction of American History. N. Y. , 1962. P. 22-24. ]В 1963 вышла книга Н. Глэйзера и Д. Мойнихена, в которой утверждалось, что общество США плюралистично и разнородно в своей основе. [15 Glazer N. , Moynihan D. Beyond the Melting Pot: The Negroes, Puerto-Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. Cambridge (Mass. ), 1963. ]В то же время социолог М. Гордон высказал предположение о сохранении порожденного этническими различиями струкурного разделения общества даже после ассимиляции меньшинств. [16Gordon M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion and National Origin. N. Y. , 1964. P. 132-154. ]Таким образом. и нэйтивизм стал все больше рассматриваться не как идеологическое явление, а как следствие плюрализма общества, в условиях которого культурные ценности приобретают абсолютное значение для их носителей, а потому оберегаются ими. Нэйтивизм приобретал в глазах многих историков статус перманентного явления, которое во времена кризисов приобретало, как правило, особенно активный, агрессивный характер. Историки стали искать корни нэйтивизма в массовой психологии, при этом внимание по-прежнему уделялось и социально-экономическому фактору. В качестве примера может служить описание Р. Хофстедтером нэйтивизма популистов как одного из аспектов реакции американских фермеров на угрозу потери своего статуса. [17Murray R. Red Scare: A Study of National Hysteria, 1919-1920. Minneapolis, 1955. Hofstadter R. The Age of Reform: From Bryan to FDR. N. Y. , 1955. P. 82-93. ]С. Коубен, в свою очередь, изучая нэйтивизм времен начала 1920-х гг. , трактовал его как психологическую реакцию общества, сплачивающегося во времена кризисов на основе традиционных ценностей. [18 Coben S. A Study of Nativism: The American Red Scare, 1919-1920 // Political Science Quarterly. V. 79 (1964). P. 35-75. ]Ему вторил М. Холт в своей работе о нэйтивизме середины прошлого века, представляя это явление как реакцию населения на быстрые социально-экономические изменения, происходившие в жизни, не поддающиеся влиянию и угрожающие традиционным ценностям. [19 Holt M. F. The Politics of Impatience: The Origins of Know-Nothingism // Journal of American History. V. 60 (1973). P. 309-331. ] В 1960–70-е гг. появились работы нового направления—так называемой “новой политической и этно-культурной истории”. Его представители, изучая политический аспект нэйтивизма, подвергли активной критике прогрессистский тезис об экономической мотивации поведения электората. [20 Hayes S. P. The Social Analysis of American Political History, 1880-1920 // Political Science Quarterly. V. 80 (1965); Hayes S. P. History as Human Behavior // Iowa Journal of History. V. 58 (1960). P. 193-206; Kousser J. M. The New Political History: A Methodological Critique // Reviews in American History. V. 4 (1976). P. 1? 14; Lichtman A. Political Realignment and 'Ethnocultural' Voting in Late Nineteenth-Century America // Journal of Social History. V. 16 (1983). P. 55-82; Benson L. The Concept of Jacksonian Democracy: New York as a Test Case. Princeton, 1961; Jensen R. The Winning of the Midwest: Social and Political Conflict, 1888-1896. Chicago, 1971; McSeveny S. T. The Politics of Depression: Political Behavior in the Northeast, 1893-1896. N. Y. , 1972; Luebcke F. Immigrants and Politics: The Germans of Nebraska, 1880-1900. Lincoln, 1969; McCormick R. L. Ethno-Cultural Interpretation of American Voting Behavior // Political Science Quarterly. V. 89 (1974). P. 351-377; Swierenga R. D. Ethno-Cultural Political Analysis: A New Approach to American Ethnic Studies // Jewish American Studies. V. 5 (1971). P. 59-79; McSeveny S. T. Ethnic Groups, Ethnic Conflict, and Recent Quantitative Research in American Political History // International Migration Review. V. 7 (1973). P. 14-23, etc. ]При этом было отмечено, что метод противопоставления коренного населения и иммигрантов неверен. “Партийное размежевание происходило как внутри этих категорий, так и пересекало их”. [21 Formisano R The Birth of Mass Political Parties: Michigan, 1827-1861. Princeton, 1971. P. 166. ]В работах таких историков как М. Холт, Р. Формизано и других нэйтивизм вновь предстал как“реальная”, самостоятельная сила—источник социальных и политических конфликтов. [22См. также: Holt M. Forging a Majority: The Formation of a Republican Party in Pittsburgh, 1848-1860. Princeton, 1971. ]
Несколько иная интерпретация была предложена в статье Ф. Глизона “Американское самосознание и американизация”. [23 Gleason P. American Identity and Americanization // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups, ed. S. Thernstrom. Cambridge (Mass. ), 1990. P. 31-58. ]Он рассматривает нэйтивизм середины прошлого века как отрицание норм плюрализма ради утверждения некоего культурного стандарта (established culture), который, по мысли нэйтивистов, сохранял республиканизм и традиционные нормы общества от пагубного влияния иных культур. [24 Ibid. P. 35. ]Признание доминирующего значения культурных ценностей в отличие от социальных (классовых) привело историков к выводу о том, что и нэйтивизм определялся более общими закономерностями нежели только социально-экономические. [25Benson L. The Concept of Jacksonian Democracy: New York as a Test Case. Princeton, 1961. P. 214. ]Ментальность реформатора конца века и ментальность нэйтивиста сливались в борьбе за сохранение гомогенного характера общества, без которого, как считалось, невозможно успешное функционирование американской демократии. Стандартом же служила протестанская культура Новой Англии. [26 Подробнее об этом, например, см. : Elson R. M. Guardians of Tradition: American Schoolbooks of the 19th Century. Lincoln, 1964. ]
Как видим, изучение нэйтивизма сблизило историков различных областей: от экономической истории до истории политики и культуры. Нэйтивизм эволюционировал, таким образом, от образа, воплощающего ненависть к иностранцам, к другому образу, связанному с утверждением культурных ценностей внутри американского общества. Изучение этого феномена сместило акценты с экономических процессов и националистической идеологии на более широкий комплекс явлений общественной жизни, на проблемы культурного конфликта и его контекста в целом, где, однако, экономика и идеология продолжают играть свою роль. Историки стали задавать вопросы, касающиеся культуры в целом, и“осознали потребность в более точном понимании, что же такое культура и как она функционирует”. [27 Berquist J. M. The Concept of Nativism in Historical Study since 'Strangers in the Land' // American Jewish History. V. 76 (1986). P. 139. ]Д. Берквист предположил в одной из своих статей, что, вслед за концепциями, в которых культура предстает динамичной, постоянно развивающейся, последует и новое понимание нэйтивизма как“многих нэйтивизмов”, меняющихся в зависимости от места, времени, и состояния этой меняющейся культуры. Этому способствует в настоящее время и увлечение многих историков изучением локальных явлений. В литературе в 1980-х гг. было также отмечено оживление интереса к соотношению социальных и этнических категорий в жизни Америки. [28 Higham J. Current Trends in the Study of Ethnicity in the United States // Journal of American Ethnic History. V. 2 (1982). P. 9. ] В последние годы, в связи с ростом национализма в различных странах и особенно на территории бывшего Советского Союза и Восточной Европы, стали еще более актуальными вопросы о природе нэйтивизма и подобных ему феноменов, корни которых, по-видимому, следует искать в самих основах человеческой культуры. [29 См. вступление к сборнику эссе: Ignatieff M. Blood and Belonging: Journeys into the New Nationalism. N. Y. , 1993. ]При этом делаются попытки извлечь уроки из истории этнокультурных конфликтов. Некоторые историки начинают критиковать отрицание или недооценку их неизбежности. В своей статье канадский исследователь У. Катерберг заметил, что, подчеркивая“болезненность”происхождения нэйтивизма, его неприемлемость в условиях либеральной демократии, историки закрывают глаза на фундаментальные противоречия, лежащие в основе самих понятий“свобода” и “либерализм”. [30 Katerberg W. H. Op. Cit. P. 497. ]По его мнению, человеческая потребность утверждать себя в определенных этнических, моральных, и религиозных рамках, сплачиваться на основе традиционных ценностей предполагает необходимость делать это в условиях даже такого общества, где самые разные ценности признаются равноправными. [31 Ibid. P. 514. ] Одним из последствий эволюции концепции нэйтивизма стало расширение значенпя этого термина, особенно после того, как историки начали выступать против жесткого разделения иммигрантов и коренных американцев. Кроме того, можно задать вопрос, необходимо ли вообще применять данный термин, когда существуют понятия “национализм”, “шовинизм” и “патриотизм”. Во-первых, понятие “нэйтивизм” традиционно употребляется американскими историками, он давно принят в историографии США и уже поэтому заслуживает право на существование. Во-вторых, этот термин, по мнению автора, наиболее адекватно отражает специфику этнокультурного конфликта в США, где значительная часть населения постоянно находится в процессе культурной и языковой ассимиляции, усвоения американских ценностей. В многонациональном американском обществе национальность не является таким важным фактором, как во многих этнически однородных государствах Европы. Одновременно во многих регионах страны проживает множество иммигрантов. Именно они являются самой привлекательной мишенью для американских нэйтивистов. Понятия “национализм” и “шовинизм” (крайняя форма национализма) перекликаются с нэйтивизмом, однако они могут не затрагивать иммиграцию, тогда как она является главным объектом нэйтивистов. Нэйтивисты отличали “своих” от “чужих” по конфессиональному, расовому или культурному признакам—в зависимости от характера иммиграции. При этом “чужие” всегда составляли общность с постоянно меняющимся составом: на место ассимилировавшихся постоянно прибывали новые иммигранты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8